Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.05.2008 N Ф08-2499/2008 по делу N А61-1128/2006-12 Республика Северная Осетия-Алания обязана компенсировать предприятиям, предоставлявшим потребителям услуги по льготным ценам, возникшие в связи с этим убытки на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2008 г. N Ф08-2499/2008

Дело N А61-1128/2006-12

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в заседании истца - Владикавказского муниципального унитарного предприятия “Тепловые сети“, ответчиков: Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания, общественной организации Северо-Осетинского отделения физкультурно-спортивного общества профсоюзов “Россия“, третьих лиц: Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания, администрации местного самоуправления г. Владикавказа, Финансово-казначейского управления администрации местного самоуправления г. Владикавказа, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Республики Северная Осетия-Алания на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 по делу N А61-1128/2006-12, установил следующее.

Владикавказское муниципальное унитарное предприятие
“Тепловые сети“ (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с иском о взыскании из бюджета Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство финансов) 357 759 рублей 82 копеек выпадающих доходов в связи с предоставлением с 01.01.2001 по 28.02.2006 льгот по оплате тепловой энергии общественной организации Северо-Осетинского отделения физкультурно-спортивного общества профсоюзов “Россия“ (далее - общественная организация) на основании постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.11.1994 N 171 и приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания от 17.04.1995 N 36.

К участию в деле в качестве второго ответчика привлечена общественная организация; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания, администрация местного самоуправления г. Владикавказа и Финансово-казначейское управление администрации местного самоуправления г. Владикавказа.

Решением от 31.10.06 с министерства финансов в пользу предприятия взыскано 357 759 рублей 82 копейки. В части требования к общественной организации производство по делу прекращено.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.07 решение от 31.10.06 отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Кассационная инстанция указала, что суд не исследовал доказательства, подтверждающие количество тепловой энергии, отпущенной в зал вольной борьбы республиканского стадиона “Спартак“ за спорный период.

При новом рассмотрении предприятие уточнило
исковые требования и просило взыскать с надлежащего ответчика 404 324 рубля 69 копеек задолженности за отпущенную тепловую энергию с 01.01.01 по 30.04.06.

Решением от 02.07.07 с общественной организации в пользу предприятия взыскано 404 324 рубля 69 копеек. В удовлетворении иска к министерству финансов отказано. Судебный акт мотивирован тем, что объемы и стоимость потребленной тепловой энергии стороны не оспаривают. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.11.1994 N 171 и приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания от 17.04.1995 N 36 не подлежат применению, поскольку не опубликованы в установленном порядке.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2007 решение от 02.07.2007 отменено. Апелляционной инстанцией с министерства финансов в пользу предприятия взыскано 271 056 рублей 95 копеек. Суд признал доказанным факт поставки общественной организации тепловой энергии по льготному тарифу. Однако суд взыскал сумму задолженности в меньшем размере, применив к спорным правоотношениям исковую давность.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.12.2007 постановление апелляционной инстанции от 03.09.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в связи с тем, что постановление апелляционной инстанции принято в отсутствие третьих лиц, не извещенных надлежаще о времени и месте судебного заседания. Суду указано на неправомерность удовлетворения иска за счет министерства финансов, в то время как ответчиком по делу является непосредственно публично-правовое
образование.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.01.2008 решение от 02.07.2007 отменено в связи с тем, что вынесено о правах и обязанностях не привлеченного к участию в деле лица - Республики Северная Осетия-Алания; суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, в качестве ответчика привлечено публично-правовое образование Республика Северная Осетия-Алания.

Постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2008 иск удовлетворен за счет казны Республики Северная Осетия-Алания на сумму 271 056 рублей 95 копеек.

Суд признал доказанным факт поставки общественной организации тепловой энергии по льготному тарифу, взыскал сумму задолженности в меньшем размере, применив к спорным правоотношениям исковую давность.

В кассационной жалобе Правительство Республики Северная Осетия - Алания просит отменить принятые по делу судебные акты. Заявитель жалобы ссылается на то, что постановление Правительства Республики северная Осетия-Алания от 28.11.1994 N 171, установившее льготу по оплате за тепловую энергию для общественной организации, официально не опубликовано, в связи с чем не могло применяться. Указанное постановление является ненормативным правовым актом, не устанавливающим каких-либо прав и обязанностей для предприятия и общественной организации. Спорные льготы по оплате тепловой энергии и обязанность их компенсации не предусмотрены законом или договором. Истец вправе был обжаловать незаконные действия государственного органа, однако пропустил трехмесячный срок на обжалование.

В отзыве на кассационную жалобу общественная организация просит оставить постановление апелляционного суда без изменения,
а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела видно, что предприятие (теплоснабжающая организация) и общественная организация (потребитель) заключили договор от 01.01.1999 N 8-004 на отпуск тепловой энергии (т. 1, л. д. 15, 16). В пункте 3 договора стороны согласовали объем отпускаемой в год энергии на отопление (251 Гкал). Количество фактически отпущенной тепловой энергии определяется ежемесячно расчетным путем (с учетом температуры наружного воздуха и данным метеостанции) и доводится до потребителя в форме счета за прошедший период (пункт 9). Договор заключен сроком до 31.12.1999 и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует письменного заявления одной из сторон об отказе от договора или о его пересмотре (пункт 22).

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.11.1994 N 171 “Об итогах международного матча по вольной борьбе и перспективах развития вольной борьбы в Республике Северная Осетия-Алания“ Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания предписано установить льготы в размере 50% по всем видам коммунальных услуг, оказываемых спортивным сооружениям, в которых проводится подготовка олимпийского резерва (т. 1, л. д. 65, 66).

Во исполнение названного постановления приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания от 17.04.1995 N 36 ряду предприятий, в том числе истцу, предписано
установить льготу по оплате коммунальных услуг в размере 50% для спортивных сооружений, среди которых указан республиканский стадион “Спартак“ и зал вольной борьбы (т. 1, л. д. 67).

По утверждению истца, он поставил общественной организации тепло и горячую воду по льготному тарифу. Уклонение ответчиков от возмещения суммы задолженности, образовавшейся в результате такого предоставления, привело к судебному спору.

Суд установил и стороны не оспаривают, что в спорный период с 01.01.2001 по 01.04.2006 предприятие предоставило общественной организации льготы по оплате тепловой энергии на сумму 404 327 рублей 78 копеек. Указанные льготы введены постановлением Правительства Республики от 28.11.1994 N 171, подписанным президентом Республики, и приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания от 17.04.1995 N 36, принятым во исполнение указанного постановления.

Доводы заявителя о том, что постановление N 171 не подлежало применению, так как не было опубликовано в порядке, установленном для нормативно-правовых актов, следует отклонить.

Указанное постановление содержит лишь предписание Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания установить льготы в размере 50% по всем видам коммунальных услуг, оказываемых спортивным сооружениям, в которых проводится подготовка олимпийского резерва. Сами льготы установлены приказом названного министерства с указанием определенного перечня конкретных спортивных объектов, пользующихся льготами, и конкретных предприятия, предоставляющих эти льготы. При таких обстоятельствах постановление N 171 и приказ N 36 не отвечают признакам
нормативного правового акта (так как не устанавливают правил поведения для неопределенного круга лиц) и, следовательно, для их применения не обязательна официальная публикация для всеобщего сведения.

Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что субъект Российской Федерации имеет право самостоятельно установить меры социальной поддержки с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В связи с этим Республика Северная Осетия-Алания обязана компенсировать предприятиям, предоставлявшим потребителям услуги по льготным ценам, возникшие в связи с этим убытки на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заявленные предприятием требования удовлетворены судом в сумме 271 056 рублей 95 копеек с учетом истечения срока исковой давности по части заявленных требований. Заявитель жалобы не оспаривает размер взысканной судом суммы убытков.

При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены обжалованного постановления апелляционной инстанции отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 по делу N А61-1128/2006-12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.