Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 N Ф08-2896/2008-1041А по делу N А32-22478/2007-45/56 Решение суда об удовлетворении иска общества о признании незаконным постановления налогового органа об отказе осуществить зачет (возврат) излишне уплаченных денежных средств по платежным поручениям оставлено без изменения, поскольку материалами дела доказан факт переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, полномочия на проведение зачета излишне уплаченных страховых взносов возложены на налоговые органы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2008 г. N Ф08-2896/2008-1041А

Дело N А32-22478/2007-45/56

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Югторг“, заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края, третьего лица - государственного учреждения “Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Анапе Краснодарского края“, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2008 по делу N А32-22478/2007-45/56, установил следующее.

ООО “Югторг“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции
Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) от 30.10.2007 N 1048 об отказе осуществить зачет (возврат) излишне уплаченных денежных средств по платежным поручениям от 13.07.2007 N 4166, от 15.08.2007 N 4231, от 14.09.2007 N 429, от 12.10.2007 N 4350 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, направляемого на страховую часть трудовой пенсии, в размере 126 890 рублей и обязании возвратить обществу указанную сумму (уточненные требования).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2008 заявление общества удовлетворено. Судебный акт мотивирован следующим: материалами дела доказан факт переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; полномочия на проведение зачета излишне уплаченных страховых взносов возложены на налоговые органы.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 01.02.2008 и отказать в удовлетворении требований общества. Заявитель указывает, что содержание Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) свидетельствует о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами, что исключает применение к спорным правоотношениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Действия налоговой инспекции, выразившиеся в отказе возвратить сумму излишне уплаченных страховых взносов, являются законными.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, платежными поручениями от 13.07.2007 N 4166, от 15.08.2007 N 4231, от 14.09.2007 N 429, от 12.10.2007 N 4350 общество произвело уплату страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, указав по ошибке КБК 18210202030061000160 (фиксированный платеж, страховая часть) вместо КБК 18210202010061000160 (страховые взносы, страховая часть).

В письме от 29.10.2007 общество обратилось в налоговую инспекцию с просьбой произвести зачет (возвратить) переплаты по страховым взносам в виде фиксированного платежа в счет уплаты страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, зачисляемого на выплату страховой части трудовой пенсии. Письмо аналогичного содержания (исходящий от 30.10.2007 N 72) направлено в ГУ “Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Анапе Краснодарского края“.

Решением от 30.10.2007 N 1048 налоговый орган отказал обществу в проведении зачета (возврата), указав, что не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов и не установлен порядок проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, общество обратилось в суд.

Удовлетворяя заявленное требование, суд руководствовался тем, что в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по проведению зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней возложена на налоговые органы.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей. Пунктом 13 этой статьи предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

При рассмотрении дела суд
обоснованно отклонил довод заинтересованного лица о неприменении к спорным правоотношениям положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (далее - Закон N 115-ФЗ) предусмотрено, что администраторами поступлений в бюджет Пенсионного фонда признаны налоговые органы. Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что закрепление основных источников доходов бюджетов Российской Федерации происходит за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним).

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), пунктом 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской
Федерации (приложение N 11.1 к Закону N 115-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что полномочия на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы, и удовлетворил заявленные требования. Факт излишней уплаты обществом страховых взносов в сумме 126 890 рублей установлен судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 4240/06.

Правовые основания для отмены или изменения решения суда от 01.02.2008 и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2008 по делу N А32-22478/2007-45/56 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.