Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.05.2008 N Ф08-2794/2008 по делу N А53-22382/07-С4-5 Неоприходование денежных средств в день их поступления является оконченным правонарушением независимо от оприходования денежных средств в более поздние сроки и, следовательно, влечет ответственность, предусмотренную статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2008 г. N Ф08-2794/2008

Дело N А53-22382/07-С4-5

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества “Риком“ и заинтересованного лица - Отдела внутренних дел Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (почтовые уведомления N 70845, 70846, 70847), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Риком“ на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21 января 2008 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2008 года по делу N А53-22382/07-С4-5, установил следующее.

ОАО “Риком“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании
незаконным и отмене постановления Отдела внутренних дел Пролетарского района г. Ростова-на-Дону (далее - отдел) от 21.11.2007 N 410353/4021 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о признании незаконным и отмене постановления отдела от 21.11.2007 N 400109/4022 о привлечении директора общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (уточненные требования).

Решением от 21 января 2008 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 3 марта 2008 года, в части требования о признании незаконным постановления от 21.11.2007 N 410353/4021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что факт административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина общества в его совершении подтверждаются материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении лица к ответственности налоговой инспекцией не допущено. В части требований о признании незаконным постановление от 21.11.2007 N 100109/4022 о привлечении директора общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу прекращено ввиду неподведомственности данного требования арбитражному суду.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции в части постановления от 21.11.2007 N 410353/4021 отменить. По мнению заявителя, общество необоснованно привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Неоприходованные денежные средства являются разменной монетой. Также заявитель указывает на нарушение отделом порядка составления протокола об административном правонарушении.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов
дела, на основании постановления на проведение проверочных мероприятий оптовой, розничной торговли и объектов общественного питания от 02.11.2007 отдел провел проверку деятельности магазина, принадлежащего обществу, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 14-я Линия, 55, по вопросу соблюдения порядка работы с денежной наличностью, применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. В ходе проверки установлен факт неоприходования в кассу денежных средств. Сумма неоприходованной денежной наличности, полученной с не применением контрольно-кассовой машины, составила 900 рублей 35 копеек. Данные нарушения зафиксированы в акте от 03.11.2007 и протоколе об административном правонарушении от 06.11.2007 N 400109/4022.

По итогам рассмотрения материалов проверки отдел вынес постановление от 21.11.2007 N 410353/4021 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.

Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.

Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета Директоров ЦБ России от 22.09.93 N 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. По смыслу пункта 1 указанного Порядка под предприятиями понимаются предприятия, объединения, организации и
учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.

Согласно пунктам 22, 23 Порядка ведения кассовых операций все поступления и выдача наличных денежных средств предприятия учитываются в кассовой книге.

Пункт 11 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных Письмом Центрального Банка Российской Федерации от 18 августа 1993 года N 51, и пункт 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30 августа 1993 года N 104, также устанавливают, что кассир обязан при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами сдает деньги непосредственно инкассатору банка).

Из приведенных правовых норм следует, что организации в соответствии с Порядком ведения кассовых операций обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах). Неоприходование денежных средств в кассу организации в установленный нормативными актами срок (день их поступления) образует оконченный состав административного правонарушения.

Таким образом, неоприходование денежных средств в день их поступления является оконченным правонарушением независимо от оприходования денежных средств в более поздние сроки и, следовательно, влечет ответственность, предусмотренную статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Доказательств,
подтверждающих, что установленная сумма является разменной монетой обществом не представлено.

Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций. Суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую правовую оценку. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не выявлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное дело имеет N А53-22382/07-С4-5, а не N 53-22382/07-С4-5.

решение Арбитражного суда Ростовской области от 21 января 2008 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2008 года по делу N 53-22382/07-С4-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.