Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.05.2008 N Ф08-2731/2008 по делу N А32-10091/2006-51/133 Дело по иску о признании недействительным решения налогового органа направлено на новое рассмотрение, так как суд не проверил довод налогового органа о том, что общество не понесло фактических затрат при приобретении товаров (работ, услуг) и не подтвердило право на вычет налога в заявленной сумме. Указав на соблюдение обществом всех условий для получения вычета по НДС, суд обобщенно сослался на акты выполненных работ, накладные и счета-фактуры, без указания конкретных доказательств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2008 г. N Ф08-2731/2008

Дело N А32-10091/2006-51/133

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Колхоз “Рассвет“ - П. (д-ть от 20.05.2008), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району Краснодарского края - У. (д-ть от 22.01.2008 N 01-03/0158), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2008 по делу N А32-10091/2006-51/133, установил следующее.

ООО “Колхоз “Рассвет“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому
району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 31.10.2005 N 05.12-26 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 924 574 рублей 66 копеек (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением от 24.01.2008 суд признал недействительным решение налоговой инспекции от 31.10.2005 N 05.12-26 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 924 574 рублей 66 копеек и прекратил производство по делу в части отказа от требования.

Судебный акт мотивирован тем, что общество подтвердило выполнение предусмотренных налоговым законодательством условий для возмещения НДС из федерального бюджета. Налоговый орган не представил доказательств недобросовестности действий общества.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования.

По мнению налогового органа, данные бухгалтерского учета по НДС не соответствуют суммам НДС, отраженным в книгах покупок, продаж и налоговых декларациях. Представленные в суд документы не могут повлиять на законность обжалуемого акта.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение суда подлежит частичной отмене, а дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов за период с 01.02.2004 по 01.06.2005, по результатам которой составила акт от 08.10.2005
N 2.5.1.10-26 и вынесла решение от 31.10.2005 N 05.12-26 о привлечении общества к налоговой ответственности.

В ходе проверки установлено, что обществом допущена неуплата НДС в сумме 992 720 рублей и налога на прибыль в сумме 3 498 рублей.

Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления НДС в размере 924 574 рублей 66 копеек, общество в соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации).

Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пунктам 1 и 2 этой статьи налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляются при соблюдении налогоплательщиком трех условий: наличия счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Счета-фактуры должны быть оформлены в установленном статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации порядке и содержать достоверные сведения; принятия товаров (работ, услуг) к учету. Принятие к учету полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) осуществляется на основании соответствующих первичных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт передачи (получения) товаров, приемки
результатов выполненных работ, оказанных услуг; оплаты принятых к учету товаров (работ, услуг).

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О разъяснено, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Налогоплательщики обязаны в полном объеме исполнять свои обязанности по правильному исчислению, удержанию, полному и своевременному перечислению в бюджет законно установленных налогов и сборов, а также по соблюдению необходимых условий предоставления налоговых льгот. Недобросовестные лица, стремящиеся уклониться от выполнения своих налоговых обязанностей, возложенных на них законом, не могут пользоваться теми же правовыми режимами, что и законопослушные налогоплательщики. Нарушение этими лицами требований закона предполагает возложение на них неблагоприятных последствий такого неправомерного поведения.

Оценивая обоснованность заявленной налогоплательщиком налоговой выгоды, следует исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. Предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Как видно из материалов дела, в ходе встречных проверок контрагентов общества установлено, что ООО “Промсинтез“ плательщиком НДС не является. ООО “Югснабпром“ последняя бухгалтерская отчетность представлена в декабре 2004 года, на требование инспекции, по истечении срока установленного законодательством, предприятие в налоговый орган не явилось и документы для проведения встречной проверки не представило. ООО Аудиторская фирма “Элита“ по решению
учредителей ликвидирована с 16.12.2004, следовательно, нет возможности истребовать документы для проведения проверки. ООО “Югпищеснаб“ в 2004 году представляло расчеты по НДС поквартально, и только за 1 квартал 2004 год сумма НДС к уплате составила 105 121 рублей, за последующие кварталы представленные налоговые декларации являются нулевыми, последняя бухгалтерская отчетность представлена за 4 квартал 2004, на требование инспекции, по истечении срока установленного законодательством, предприятие в налоговый орган не явилось и документы для проведения встречной проверки не представило.

Суд, указав не непредставление налоговой инспекцией доказательств о том, что названные обстоятельства повлекли неисполнение обществом налоговых обязанностей, неосновательное получение налоговой выгоды, сделал вывод о том, что общество производило оплату запчастей и услуг сторонних организаций через своих работников, полученными в подотчет денежными средствами и за счет заемных средств.

Данный вывод является недостаточно обоснованным. Суд не указал конкретные доказательства на основании которых сделал такой вывод, а, следовательно, недостаточно проверил довод налогового органа о том, что общество не понесло фактических затрат при приобретение товаров (работ, услуг) и не подтвердило право на вычет налога в заявленной сумме.

В соответствии со статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле. Требованиям данной статьи обжалуемый судебный акт не соответствует.

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28.10.1999 N 14-П
и определении от 18.04.2006 N 87-О, гарантируемая Конституцией Российской Федерации судебная защита прав и законных интересов налогоплательщиков не может быть обеспечена, если суды при принятии решения о правомерности отказа в предоставлении заявленных налоговых вычетов исходят из одного только отсутствия у налогового органа документов, подтверждающих правильность их применения, без установления, исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, в частности счетов-фактур и иных документов, подтверждающих уплату налога, а также других фактических обстоятельств, которые в соответствии с налоговым законодательством должны учитываться при решении вопросов о возможности предоставления налоговых вычетов и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Указав на соблюдение обществом всех условий для получения вычета по НДС, суд обобщенно сослался на акты выполненных работ, накладные и счета-фактуры, без указания конкретных доказательств во исполнение конкретных договоров.

Учитывая положения пункта 1 статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении спора по существу арбитражный суд в судебном заседании в соответствии с требованиями статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен исследовать представленные налогоплательщиком и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи, что суд не сделал.

Следовательно, решение суда подлежит отмене, как недостаточно обоснованное.

При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать фактические обстоятельства по делу, используя полномочия предоставленные статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2008 по делу N А32-10091/2006-51/133 отменить в части признания недействительным решения ИФНС России по Калининскому району от 31.10.2005 N 05.12-26 в части доначисления ООО “Колхоз “Рассвет“ НДС в сумме 924 574 рублей 66 копеек и в этой части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.