Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.05.2008 N Ф08-2251/2008 по делу N А32-22003/2007-51/469 Поскольку приостановление операций по счетам в банке является способом обеспечения исполнения обязанности по налогам и сборам и ограничивает права должника по распоряжению своим имуществом, в том числе денежными средствами, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемый ненормативный акт налогового органа, принятый в период конкурсного производства, не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы предприятия и кредиторов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2008 г. N Ф08-2251/2008

Дело N А32-22003/2007-51/469

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие заявителя - Федерального государственного унитарного предприятия “Семенной завод “Кубаньгибрид“, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Гулькевичскому району Краснодарского края - К. (д-ть от 09.01.2008), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Гулькевичскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2008 по делу N А32-22003/2007-51/469, установил следующее.

ФГУП “Семенной завод “Кубаньгибрид“ (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой
службы по Гулькевичскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 15.08.2006 N 2050 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента.

Решением суда от 22.01.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован следующим. Поскольку с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, в том числе и наложение новых арестов на имущество и иных ограничений распоряжения имуществом должника, действия налоговой инспекции по приостановлению операций по счетам налогоплательщика в банке неправомерны и нарушают права других кредиторов.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, задолженность по уплате налогов, возникшая у предприятия, является текущей. Осуществление принудительного исполнения требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога допускается в любой процедуре банкротства. Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налоговых платежей.

Отзыв на кассационную жалобу предприятие не представило.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя налоговой инспекции, проверив законность и обоснованность судебного акта, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2006 предприятие признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.

Налоговой инспекцией предприятию направлено требование от 15.08.2006 N 12465 об уплате налогов со сроками уплаты 15.05.2006, 15.06.2006, 17.07.2006 на сумму 237 630
рублей. В связи с неисполнением указанного требования предприятием налоговая инспекция вынесла решение от 15.08.2006 N 2050 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования предприятия, суд обоснованно исходил из следующего.

По смыслу статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам налогоплательщика применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога и сбора и означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету и действует с момента получения банком решения налоговой инспекции о приостановлении таких операций до отмены этого решения. Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем предоставления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение налогоплательщиком решения о взыскании налогов.

Согласно статье 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства наступают следующие последствия:

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве;

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении
последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом о банкротстве, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.

В соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди. Но в силу специального указания, содержащегося в пункте 4 статьи 142 Закона о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим.

Таким образом, вопрос о взыскании налоговых платежей с налогоплательщика, объявленного решением суда банкротом, и в отношении которого возбуждено конкурсное производство, должен решаться конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога в виде приостановления операций по банковским счетам за неисполнение требования об уплате налога, примененный налоговой инспекцией на основании статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, ограничивает права налогоплательщика и фактически лишает его возможности осуществлять расчеты с контрагентами, т.е. вести хозяйственную деятельность, в частности, конкурсный управляющий общества не имеет возможности производить расчеты с кредиторами в порядке, предусмотренном статьей 134 Закона о банкротстве.

Поскольку приостановление операций по счетам в банке является способом обеспечения исполнения обязанности по налогам и сборам и ограничивает права должника по распоряжению своим имуществом, в том числе денежными средствами,
суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемый ненормативный акт налоговой инспекции, принятый в период конкурсного производства, не соответствуют законодательству, нарушает права и законные интересы предприятия и кредиторов.

Таким образом, суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. Нормы материального права применены судом правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на налоговую инспекцию, уплатившую 1 тыс. рублей государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2008 по делу N А32-22003/2007-51/469 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.