Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.05.2008 N Ф08-2740/2008-979А по делу N А01-3585/2007-6 Суд пришел к правильному выводу о том, что управление не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих об организации и предоставлении обществом торговых мест на розничном рынке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2008 г. N Ф08-2740/2008-979А

Дело N А01-3585/2007-6

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Золотая осень“ - Ч. (д-ть от 20.05.2008), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея - Н. (д-ть от 21.01.2008), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - прокурора Республики Адыгея, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 69136), рассмотрев кассационную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.12.2007 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу N А01-3585/2007-6, установил следующее.

ООО “Золотая осень“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (далее - управление) от 23.11.2007 N 1438/1790 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 12.12.2007 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен прокурор Республики Адыгея (далее - прокурор).

Решением от 17.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.02.2008, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы недоказанностью состава вменяемого правонарушения, в связи с чем правовые основания для привлечения общества к административной ответственности отсутствуют.

Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты. Податель жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку материалами дела подтверждено совершение обществом вменяемого правонарушения, выразившегося в организации и предоставлении торговых мест на розничном рынке.

В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на несогласие с доводами управления, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением прокурора от 09.10.2007 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи
14.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы проверки переданы в управление для рассмотрения по существу.

Постановлением управления от 23.11.2007 N 1438/1790 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа.

Общество не согласилось с вынесенным постановлением, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

Частью 2 статьи 14.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за организацию и предоставление торговых мест на розничном рынке, не предусмотренных схемой их размещения, при отсутствии указанной схемы размещения или без заключения договоров о предоставлении торговых мест, а равно предоставление торговых мест на срок, превышающий срок, установленный федеральным законом.

Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ “О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации“ (далее - Закон N 271-ФЗ) регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность. Закон N 271-ФЗ не распространяется на следующие виды деятельности: деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках; деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Порядок организации деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, организация деятельности розничного рынка, осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется в соответствии Законом N 271-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Закона N 271-ФЗ в целях организации деятельности
по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном Федеральным законом.

Торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются (части 1 и 9 статьи 15 Закона N 271-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Из устава общества, письма заместителя главы администрации МО “Тахтамукайский район“ от 13.12.2007 N 01-6-1944, фотоснимков производственного помещения, принадлежащего обществу, договоров о полной материальной ответственности, заключенных обществом с продавцами, и трудовых договоров следует, что по указанному выше адресу располагались магазины общества. Административный орган не представил убедительных доказательств того, что в момент проверки общество осуществляло деятельность на розничном рынке в нарушение Закона N 271-ФЗ.

Оценив представленные доказательства суд пришел к выводу, что управление не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих об организации и предоставлении обществом торговых мест на розничном рынке по ул. Октябрьская, 2 в пос. Энем. Договор аренды от 16.07.2007, заключенный с предпринимателем Т., не может являться доказательством совершения правонарушения, поскольку заключен до получения обществом разрешения
на право организации оптово-розничного рынка.

Доводы управления о наличии вины общества в совершении правонарушения отклоняются судом кассационной инстанции как несостоятельные, поскольку противоречат установленным судебными инстанциями фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, правовых оснований на переоценку доказательств суд кассационной инстанции не имеет.

Суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно установили фактические обстоятельства, оценили имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.12.2007 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу N А01-3585/2007-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.