Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.05.2008 N Ф08-2790/2008 по делу N А53-9177/2007-С3-16 Судебные акты в части взыскания упущенной выгоды следует отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение. Суду надлежит с учетом пункта 4 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации исследовать представленные в подтверждение указанного требования доказательства и выяснить реальность получения упущенной выгоды.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 2008 г. N Ф08-2790/2008

Дело N А53-9177/2007-С3-16

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от ответчика - открытого акционерного общества “Ростовский порт“ - Ж. (д-ть от 09.01.2008), в отсутствие истца - открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Ростовский порт“ на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2007 по делу N А53-9177/2007-С3-16 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 по тому же делу, установил следующее.

ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная
дорога“ (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО “Ростовский порт“ (далее - порт) о взыскании 6 684 рублей 47 копеек убытков, связанных с повреждением вагона N 67417618 (уточненные требования).

Арбитражный суд Ростовской области решением от 07.12.2007 взыскал с порта в пользу железной дороги 1 221 рубль упущенной выгоды, в остальной части иска отказал в связи с перечислением портом денежных средств в добровольном порядке. Суд исходил из доказанности факта причинения вреда имуществу железной дороги и обоснованности размера упущенной выгоды.

Постановлением от 11.03.2008 апелляционный суд оставил решение от 07.12.2007 без изменения, отклонив доводы апелляционной жалобы.

В кассационной жалобе порт просит отменить решение от 07.12.2007 и постановление апелляционного суда от 11.03.2008 в части взыскания упущенной выгоды и отказать в иске в этой части. По мнению заявителя, истец не представил надлежащих доказательств наличия и размера убытков, вызванных повреждением вагона, отсутствуют доказательства о фактических затратах железной дороги по ремонту вагона. Расчет убытков (упущенной выгоды), составленный железной дорогой со ссылкой на Методику расчета возмещения убытков от повреждения грузовых вагонов на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной приказом МПС России от 25.09.2000, не может быть принят во внимание. Указанная методика является внутренним документом, адресованным начальникам железных дорог, и не отвечает признакам нормативного правового акта, подлежащего обязательному применению.

В судебном заседании представитель порта повторил доводы кассационной жалобы.

В отзыве на кассационную жалобе железная дорога указывает на законность и обоснованность судебных актов.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя порта, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационную жалобу следует удовлетворить.

Как видно из материалов дела, 12.12.2006 железная дорога приняла
от порта вагон N 67417618, имеющий повреждения крышки люка, допущенные при выгрузке на подъездном пути порта. Повреждения вагона оформлены актом формы ВУ-25 от 12.12.2006 N 376, подписанным сторонами. Претензия железной дороги, направленная в адрес порта, оставлена без ответа. В связи с этим железная дорога обратилась в арбитражный суд.

Статья 104 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ предусматривает, что при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, грузоотправители, грузополучатели возмещают перевозчику убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.

В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный вред), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

При предъявлении перевозчиком иска о взыскании стоимости произведенного им ремонта вагона, контейнера, поврежденного грузоотправителем (грузополучателем), он должен представить документы о принятии от грузоотправителя (грузополучателя) поврежденных вагонов, контейнеров (акт общей формы, акт о повреждении вагонов), составленные
в порядке, предусмотренном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие произведенный ремонт и его фактическую стоимость (пункт 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“).

В силу пунктов 6.7 и 6.8 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановления вагона. Если вагон поврежден при столкновении, сходе или крушении, то в акте о повреждении вагона в строке “Дополнительные данные“ указывается величина максимального изгиба в вертикальной и горизонтальной плоскости хребтовых балок, продольных боковых швеллеров и буферных брусьев, а также наименование элементов рамы вагона, требующих ремонта. При отправлении вагона в ремонт на завод (депо) в акте о повреждении вагона указывается наименование завода (депо) и дата составления сопроводительного листка на пересылку неисправного вагона в ремонт формы ВУ-26М.

В подтверждение причинения ущерба железная дорога предоставила следующие документы: акт общей формы от 12.12.2006, акт о повреждении вагона от 12.12.2006 N 376, калькуляции, расчеты затрат, протокол совещания о причинах повреждения вагона, уведомление на ремонт вагона. Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды сделали вывод о том, что факт причинения вреда железной дороге доказан.

До принятия решения по делу порт в добровольном порядке перечислил железной дороге 3 427 рублей 18 копеек в счет частичного возмещения причиненных убытков от повреждения вагона N 67417618 (т. 1,
л. д. 88-90). В этой части требований железной дороге отказано обоснованно.

Взыскивая с порта в пользу железной дороги 1 221 рубль упущенной выгоды, суды не учли, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований либо возражений.

При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (пункт 4 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, железная дорога должна доказать реальность получения упущенной выгоды. Между тем из материалов дела видно, что размер упущенной выгоды определен расчетным путем исходя из средней часовой доходной ставки на один вагон рабочего парка (т. 1, л. д. 92). Вопросы о том, какие меры и приготовления предпринимала железная дорога для реального получения упущенной выгоды, суды не исследовали. При таких обстоятельствах судебные акты в части взыскания с порта в пользу железной дороги упущенной выгоды следует отменить, дело в отмененной части направить в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела в части требования о взыскании упущенной выгоды суду надлежит с учетом пункта 4 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации исследовать представленные в подтверждение указанного требования доказательства и выяснить реальность получения упущенной выгоды.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2007 по делу N А53-9177/2007-С3-16 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 по тому же делу отменить в части взыскания упущенной выгоды, дело в отмененной части передать на новое рассмотрение в
Арбитражный суд Ростовской области. В остальной части решение и постановление оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.