Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.05.2008 N Ф08-1629/2008 по делу N А32-9696/2006-6/231 Выделенное обществу из бюджетов различных уровней финансирование не полностью компенсировало расходы по предоставлению льгот гражданам. При этом в деле отсутствуют доказательства нецелевого использования выделенных из федерального бюджета на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов“ денежных средств в субъекте РФ. При таком положении не полученные обществом доходы компенсируются за счет средств федеральной казны.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 2008 г. N Ф08-1629/2008

Дело N А32-9696/2006-6/231

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества “Южная телекоммуникационная компания“ в лице Западного узла электросвязи Краснодарского филиала - З. (д-ть от 11.04.2008), от Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края - Х. (д-ть от 11.01.2008), в отсутствие управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального агентства здравоохранения и социального развития, Администрации г. Ейска, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2008 по делу N А32-9696/2006-6/231, установил следующее.

ОАО “Южная телекоммуникационная компания“ в лице Западного узла электросвязи (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края, Администрации г. Ейска о взыскании 240 тысяч рублей расходов, возникших в результате предоставления в 2004 году отдельным граждан льгот по оплате услуг связи, в соответствии с Федеральным Законом “О социальной защите инвалидов“ (далее - Закон о защите инвалидов).

Определением от 17.12.2007 принят отказ истца от иска в части требований, заявленных к Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края и администрации г. Ейска.

Решением от 22.01.2008 с Минфина России за счет средств казны Российской Федерации взыскано 240 тысяч рублей убытков, возникших в связи с предоставлением обществом в 2004 году льготных услуг связи гражданам согласно Закону о социальной защите инвалидов. Судебный акт мотивирован тем, что факт и объем предоставленных обществом услуг по оплате за пользование телефоном в спорный период подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами. Министерство финансов Российской Федерации уклоняется от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией закона, устанавливающего льготы отдельным категориям граждан.

В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, суд Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, общество не предоставило доказательства, подтверждающие наличие убытков. Министерство финансов Российской Федерации в полном объеме исполнило свои обязательства по доведению Краснодарскому краю денежных средств,
предусмотренных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год“.

В отзыве на кассационную жалобу Департамент социальной защиты населения Краснодарского края, общество возражают против доводов кассационной жалобы, просят оставить судебный акт без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В судебном заседании представители Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и общества высказали возражения против доводов кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, муниципальное учреждение “Городское управление социальной защиты населения“ и ОАО “Южная телекоммуникационная компания“ в лице Ейского узла электросвязи - структурного подразделения филиала “Кубаньэлектросвязь“ заключили договор от 03.02.04 N 27 о возмещении расходов за предоставление льгот по абонентской плате за телефон. Пунктом 2.2. договора предусмотрено, что исполнитель обязуется ежемесячно до 8 числа возвращать на магнитном носителе реестр граждан, имеющих право на льготы, с указанием основания (закон) предоставления льгот и стоимости услуг по каждому плательщику.

Суд установил, что в связи с предоставлением гражданам льгот, общество в 2004 году понесло 1 063 900 рублей расходов, из которых компенсировано 823 900 рублей, 240 тысяч рублей не возмещены и являются для истца убытками. Удовлетворяя исковые требования, суд указал, что причиненные оператору связи убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Данный вывод соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 “О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Федерального фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов“ утвержден Порядок предоставления и расходования в
2001 году средств указанного фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов (действие Порядка продлено на 2003 - 2004 год).

Согласно пункту 2 данного постановления на органы исполнительной власти субъектов возложена обязанность по обеспечению целевого использования выделенных средств Фонда компенсаций на реализацию указанных законов. В соответствии с пунктом 9 Порядка расходование предоставленных субсидий и субвенций Фонда компенсаций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также их учреждениями и другими получателями бюджетных средств на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, денежных компенсаций инвалидам, включая выплату средств по договорам на оказание услуг организациям, предоставляющим их в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов.

Как указано в подпункте “ж“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Статьей 30 Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ “О связи“ предусмотрено, что при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с Законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 4 Закона о социальной защите инвалидов установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, а также
формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. В силу статьи 28 Закона инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

В целях реализации Федеральных законов постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим права на получение льгот, согласно которым финансирование расходов осуществляется через Министерство труда и социального развития Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (Правила действовали в 2003 году). Таким образом, обязанность по возмещению неполученных обществом доходов из федерального бюджета вытекает из закона. Кроме того, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 “О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“).

Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации обществу указанных затрат, общество в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Общество предоставило лицам, пользующимся его услугами, федеральную льготу, предусмотренную статьей 28 Закона о социальной защите инвалидов. Затраты, связанные с предоставлением этой льготы, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

При рассмотрении дела суд установил, что выделенное обществу из бюджетов различных уровней финансирование не полностью компенсировало расходы по предоставлению льгот гражданам. При этом в деле отсутствуют доказательства нецелевого использования выделенных из федерального бюджета на реализацию Закона о защите инвалидов денежных средств в Краснодарском крае. При таком положении не полученные обществом доходы компенсируются за счет средств федеральной казны, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2008 по делу N А32-9696/2006-6/231 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Минфина России в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины по кассационной жалобе

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.