Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2008 N Ф08-2605/2008 по делу N А32-7960/2007-57/126-59/273 Суд указал, что налоговые органы обязаны вести карточки “РСБ“ по каждому плательщику налога или сбора и отражать в них сведения из решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки, до тех пор, пока оно не будет признано незаконным вышестоящим налоговым органом или судом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2008 г. N Ф08-2605/2008

Дело N А32-7960/2007-57/126-59/273

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Ликеро-водочный завод “Фортуна“ - Щ. (д-ть от 01.10.2007), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Тимашевскому району Краснодарского края - Д. (д-ть от 14.01.2008) и Т. (д-ть от 14.05.2008), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тимашевскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2008 по делу N А32-7960/2007-57/126-59/273, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Ликеро-водочный завод “Фортуна“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением
о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Тимашевскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) по отражению в карточке налогоплательщика задолженности по решению Федеральной налоговой службы от 12.03.2007 N 23-1-10/008, не вступившего в законную силу, а также выставлению требований об уплате налогов, пеней и штрафов от 26.03.2007 N 88481, 88482, 5018, 5019 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением от 18.05.2007 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество доказало незаконность оспариваемых действий налоговой инспекции, исполнившей решение ФНС России от 12.03.2007 N 23-1-10/008, действие которого приостановлено определением Арбитражного суда г. Москвы.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.08.2007 решение суда первой инстанции от 18.05.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием обстоятельств дела и оценкой доказательств.

При новом рассмотрении дела суд удовлетворил заявленные требования, признал незаконными действия налоговой инспекции по отражению в карточке налогоплательщика задолженности по решению ФНС России от 12.03.2007 N 23-1-10/008, а также выставлению требований об уплате налогов, пеней и штрафов от 26.03.2007 N 88481, 88482, 5018, 5019.

Судебный акт мотивирован тем, что отражение результатов выездной налоговой проверки в карточке налогоплательщика и выставление требований об уплате налогов, пеней и штрафов является мероприятием, направленным на привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения и возможно со дня вступления в силу решения налоговой инспекции. Между тем, решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2007 по делу N А40-13586/07-151-93 решение ФНС России от 12.03.2007 N 23-1-10/008 признано частично недействительным. Следовательно, действия по исполнению не вступившего в законную силу решения налогового органа незаконны.

В апелляционном порядке
законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебный акт и отказать обществу в удовлетворении требований.

Податель жалобы указывает, что отражение платежей в карточках лицевого счета не нарушает права налогоплательщика, поскольку карточка лицевого счета - это внутренний документ налогового органа. Кроме того, налоговая инспекция не является лицом, участвующим в деле N А40-13586/07-151-93, следовательно, не должна исполнять определение Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2007.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебный акт без изменения как законный и обоснованный, в удовлетворении кассационной жалобы - отказать.

В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей налоговой инспекции и общества, считает, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ФНС России провела выездную налоговую проверку, по итогам которой приняла решение от 12.03.2007 N 23-1-10/008 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Во исполнение письма ФНС России от 14.03.2007 N 23-1-08/007дсп Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю направило решение от 12.03.2007 N 23-1-10/008 налоговой инспекции для отражения на карточке “Расчеты с бюджетом“ и для проведения дальнейших мероприятий налогового контроля. Указанное решение налоговая инспекция отразила в карточке лицевого счета налогоплательщика 26.03.2007, и в тот же день выставила обществу требования об уплате налога и налоговых санкций N 88481, 88482, 5018, 5019 с предложением в
срок до 10.04.2007 уплатить сумму задолженности.

Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения ФНС России от 12.03.2007 N 23-1-10/008, по которому возбуждено производство по делу А40-13586/07-151-93. В рамках этого дела Арбитражный суд г. Москвы определением от 09.04.2007 принял обеспечительные меры в виде приостановления исполнения решения ФНС от 12.03.2007 N 23-1-10/008 до вступления в законную силу решения по делу А40-13586/07-151-93 и запрета Федеральной налоговой службе совершать любые действия, направленные на исполнение решения ФНС России от 12.03.2007 N 23-1-10/008, в том числе вносить в карточку общества записи о задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, начисленных на основании решения ФНС России от 12.03.2007 N 23-1-10/008 и предъявлять поручения о списании денежных средств со счетов общества на основании решения ФНС России от 12.03.2007 N 23-1-10/008 до вступления в законную силу решения по делу А40-13586/07-151-93.

По заявлению общества налоговая инспекция 17.04.2007 выдала справку N 608 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, согласно которой налогоплательщик по состоянию на 10.04.2007 имеет неисполненную обязанность по уплате налогов и налоговых санкций, начисленных по решению ФНС России от 12.03.2007 N 23-1-10/008. От выдачи справки без указания задолженности налоговая инспекция отказалась и выставила обществу повторные требования N 815 - 818 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, в которых указала, что в случае неисполнения требований до 10.05.2007 примет меры принудительного взыскания налогов (сборов) и других обязательных платежей.

В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд за защитой своих прав и интересов.

При новом рассмотрении дела суд не учел следующее.

Форма справки об исполнении
налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ “Об утверждении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методических указаний по ее заполнению“.

Согласно пункту 3 Методических указаний при формировании справки запись “не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации“ делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм:

на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации;

которые реструктурированы в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации или в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ “О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей“;

которые подлежат зачету в соответствии с решениями налогового органа, направленными в органы федерального казначейства, но не исполненными на момент выдачи справки.

В силу пункта 4 Методических указаний при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 Методических указаний, при формировании справки делается запись “имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации“.

В целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации приказом
Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 12.05.2005 N ШС-3-10/201 утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных “Расчеты с бюджетом“ (далее - “РСБ“).

Налоговые органы обязаны вести карточки “РСБ“ по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемые налоговыми органами.

При этом в соответствии с разделом VII Рекомендаций суммы начисленных (доначисленных, уменьшенных) налоговых санкций налоговым органом в карточке “РСБ“ учитываются на основании как решений судебных органов, так и решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решений вышестоящих налоговых органов, отменяющих (изменяющих) решения нижестоящих налоговых органов.

Обжалование в арбитражный суд решения налогового органа о начислении сумм налога, пеней и штрафа само по себе не может свидетельствовать о недостоверности сведений, содержащихся в указанном решении.

Решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки, законно до тех пор, пока оно не будет признано незаконным вышестоящим налоговым органом или судом.

Анализ статей 11, 46, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что сведения о недоимке могут содержаться в решении налогового органа, принятом по результатам налоговой проверки.

Суд не выяснил, было ли признано незаконным решение ФНС России от 12.03.2007 N 23-1-10/008 на момент отражения налоговой инспекцией в карточке налогоплательщика (ООО “Ликеро-водочный завод “Фортуна“) задолженности по этому решению.

При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить данное нарушение и выяснить, какие права и законные интересы общества нарушены отражением налоговой инспекцией в карточке налогоплательщика задолженности по решению ФНС России от 12.03.2007 N 23-1-10/008 и выставлением требований N 88481, 88482, 5018, 5019
с предложением в срок до 10.04.2007 уплатить сумму задолженности, взысканы ли с общества начисленные названным решением налоги, пени и штрафы налоговой инспекцией в бесспорном порядке.

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Поскольку решение суда принято по неполно установленным и недостаточно исследованным обстоятельствам дела, судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полно, всесторонне исследовать, в совокупности оценить доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и результаты оценки отразить в судебном акте в соответствии со статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; учесть указания суда кассационной инстанции; правильно применить нормы права и принять законное и обоснованное решение, распределив расходы по государственной пошлине.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2008 по делу N А32-7960/2007-57/126-59/273 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его
принятия.