Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.02.2008 N Ф08-155/08-79А по делу N А53-11090/2007-С4-5 Решение суда об удовлетворении иска общества о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью оставлено без изменения, поскольку в действиях заявителя отсутствовала существенная угроза общественным и государственным интересам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2008 г. N Ф08-155/08-79А

Дело N А53-11090/2007-С4-5

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Фирма “Бином“ - И. (д-ть от 15.08.07), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Ростова-на-Дону - А. (д-ть от 18.10.07), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Ростова-на-Дону на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области от 20.11.07 по делу N А53-11090/2007-С4-5, установил следующее.

ООО “Фирма “Бином“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой
службы по Кировскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция) от 10.08.07 N 16-13/832/юр о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью.

Решением от 07.09.07 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено, суд ограничился устным замечанием. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях заявителя существенной угрозы общественным и государственным интересам.

Постановлением апелляционной инстанции от 20.11.07 решение от 07.09.07 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вывод о малозначительности правонарушения признан необоснованным.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции, а решение суда первой инстанции - оставить в силе. По мнению заявителя, общество необоснованно привлечено к ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление налоговой инспекции вынесено с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 26.07.07 налоговая инспекция провела проверку деятельности общества по вопросу соблюдения порядка работы с денежной наличностью, применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. В ходе проверки установлен факт неоприходования в кассу денежных средств за период с 25.05.07 по 25.07.07. Сумма неоприходованной денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой машины 04.06.07, составила 80 рублей. Данные нарушения зафиксированы в акте от 26.07.07 N 090152 и протоколе
об административном правонарушении от 27.07.07 N 16-13/832-ЮР. По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция вынесла постановление от 10.08.07 N 16-13/832/юр о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.

При рассмотрении дела судебные инстанции не исследовали вопрос о соблюдении налоговой инспекцией срока давности привлечения общества к административной ответственности.

Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета Директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.93 N 40 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

В силу пунктов 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами
под расписку в кассовой книге.

Пункт 11 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных письмом Центрального Банка Российской Федерации от 18.08.93 N 51, и пункт 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93 N 104, устанавливают, что кассир обязан при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами сдает деньги непосредственно инкассатору банка).

Из положений указанных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств. Таким образом, неоприходование денежных средств в кассу организации в установленный нормативными актами срок (день их поступления) образует оконченный состав административного правонарушения.

Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - в течение двух месяцев со дня его обнаружения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, связанное с невыполнением обязанности, предусмотренной нормативным правовым актом к определенному сроку, начинает исчисляться с момента наступления указанного срока, в данном случае - с 04.06.07, когда допущено неоприходование в кассу денежной наличности. Постановление же налоговой инспекции о привлечении общества к административной ответственности вынесено 10.08.07, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

В документе,
видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла постановления, имеется в виду “... пункта 6 части 1 статьи 24.5...“.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропуск срока давности привлечения к административной ответственности служит основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене, постановление административного органа необходимо признать незаконным и отменить.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 07.09.07 и постановление апелляционной инстанции от 20.11.07 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-11090/2007-С4-5 отменить.

Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Ростова-на-Дону от 10.08.07 N 16-13/832/юр о привлечении ООО “Фирма “Бином“ к административной ответственности признать незаконным и отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.