Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2008 N Ф08-8781/07 по делу N А32-4480,4478,4476/2006-41/131-135-136 Суд установил, что арендная плата за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности является регулируемой уполномоченными органами и применяется с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2008 г. N Ф08-8781/07

Дело N А32-4480,4478,4476/2006-41/131-135-136

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от ответчика - открытого акционерного общества “Тольяттиазот“ - К. (д-ть от 12.09.05), Н. (д-ть от 04.09.07), в отсутствие истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Тольяттиазот“ на решение от 13.06.07 и постановление апелляционной инстанции от 24.09.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4480,4478,4476/2006-41/131-135-136, установил следующее.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исками к ОАО “Тольяттиазот“ (далее -
общество) о взыскании 32 289 рублей 02 копеек задолженности и 2 577 рублей 93 копеек пени по договору аренды от 17.12.03 N 0000000059, 260 621 рубля 20 копеек задолженности и 20 642 рублей 39 копеек пени по договору аренды от 17.12.03 N 0000000057, 32 239 рублей 21 копейки задолженности и 2 532 рублей 57 копеек пени по договору аренды от 17.12.03 N 0000000058 (дела N А32-4480/2006-41/136, А32-4476/2006-41/134, А32-4478/2006-41/135).

Определением от 22.02.06 названные дела объединены в одно производство, делу присвоен номер А32-4480,4478,4476/2006-41/131-135-136.

До принятия решения по делу департамент в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил размер исковых требований и просил взыскать задолженность по арендной плате и пени за период с 29.03.04 по 04.06.07: по договору N 0000000057 - 2 603 880 рублей 58 копеек задолженности и 99 524 рубля 03 копейки пени, по договору N 0000000058 - 592 734 рубля 40 копеек задолженности и 17 935 рублей 95 копеек, по договору N 0000000059 - 325 598 рублей 46 копеек задолженности и 12 444 рубля 77 копеек пени.

Решением от 13.06.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.09.07, с общества в пользу департамента взыскано 3 522 213 рублей 44 копейки задолженности и 104 707 рублей 11 копеек пени, в остальной части иска отказано. Суды пришли к выводу, что при расчете платы за землю к ставке арендной платы с 25.10.05 следует применять коэффициент 1,5 по договорам N 0000000057, 0000000059 и коэффициент 1 по договору N 0000000058, а с 01.04.07 - коэффициент 25 по всем указанным договорам.

В кассационной жалобе общество просит судебные акты
отменить, в иске отказать. По мнению заявителя, суды пришли к необоснованному выводу о том, что департамент вправе в одностороннем порядке изменять размер арендной платы. При расчете арендной платы суды применили неверные коэффициенты.

Отзыв на жалобу не представлен.

В судебном заседании представители общества повторили доводы, изложенные в жалобе.

Изучив материалы дела и выслушав представителей ответчика, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует изменить.

Как видно из материалов дела, департамент (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договоры от 17.12.03 аренды земельных участков, расположенных в Темрюкском районе, северо-западнее пос. Волна: N 0000000057 - участок площадью 39 986 кв. м для использования в целях проектирования, строительства и эксплуатации площадки по изготовлению свай, N 0000000058 - участок площадью 9 890 кв. м для использования в целях проектирования, строительства и эксплуатации временного вахтового поселка, N 0000000059 - участок площадью 5 тыс. кв. м для использования в целях проектирования, строительства и эксплуатации производственной базы.

В пункте 2.1 договоров стороны согласовали расчет арендной платы на период строительства до 24.10.05 с учетом базовой ставки арендной платы 4 рубля 02 копейки за 1 кв. м, коэффициента целевого использования - 0,5, коэффициента инфляции - 1,8, коэффициента на период строительства - 0,9.

Полагая, что общество ненадлежащим образом выполняет обязанности по внесению арендной платы, департамент обратился в арбитражный суд.

Суды пришли к выводу, что с 25.10.05 расчет арендной платы следует производить исходя из базовой ставки 7 рублей 24 копейки (4,02 рубля х 1,8) за 1 кв. м с применением коэффициента целевого использования 1,5 для договоров N 0000000057, 0000000059 и коэффициента 1 для договора N 0000000058, с 01.04.07 -
исходя из базовой ставки арендной платы 8 рублей 83 копейки и коэффициента целевого использования 25 для всех договоров.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Поэтому арендная плата за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в силу части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации является устанавливаемой (регулируемой) уполномоченными на то органами и применяется с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.

В договоре от 17.12.03 стороны установили размер арендной платы на период строительства до 24.10.05 (окончание срока разрешения на строительство). Соглашение о размере арендной платы после 24.10.05 стороны не заключали. При отсутствии соглашения сторон о сумме арендной платы за период после 24.10.05, плату за пользование земельным участком следует рассчитывать исходя из базовых ставок арендной платы с применением коэффициентов в зависимости от категории арендатора и вида использования участка, определенных уполномоченным органом власти.

Согласно пунктам 1.12, 1.14 приложения N 6 к постановлению главы администрации Краснодарского края от 18.05.02 N 529 “О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края“ при использовании земельного участка под прочие виды промышленных производств (для проектирования, строительства и эксплуатации производственной базы, для проектирования, строительства и эксплуатации площадки по изготовлению свай) применяется коэффициент 1,5, при использовании земельного участка под промышленное, гражданское и дорожное строительство (для проектирования, строительства и эксплуатации временного вахтового
поселка) применяется коэффициент 1.

С момента вступления в силу постановления главы администрации Краснодарского края от 19.03.07 N 194 “О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 18 мая 2002 года N 529 “О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края“ (01.04.07) базовая ставка арендной платы составляет 8 рублей 83 копейки.

В соответствии с пунктом 14.1 приложения N 6 к постановлению от 18.05.02 N 529 к предприятиям, реализующим инвестиционные проекты на территории края, на период проектно-изыскательских работ и строительства, применяется коэффициент 0,5. Для всех категорий арендаторов земельных участков на период строительства к поправочным коэффициентам к базовым ставкам ежегодной арендной платы по категориям арендаторов и видам целевого использования земельных участков дополнительно применяется коэффициент 0,9 на основании заключений органов архитектуры и градостроительства в пределах срока действия разрешения на строительство. В установленном порядке срок действия разрешения на строительство, закончившийся 24.10.05, не продлен, работы по строительству объектов, для размещения которых предоставлены земельные участки, не ведутся, поэтому основания для применения указанных коэффициентов у судов отсутствовали.

С 01.04.07 при расчете задолженности по арендной плате суды применили коэффициент целевого использования 25, установленный в постановлении от 18.05.02 N 529 для портов, гаваней, причалов и комплексов, включая вспомогательные объекты и сооружения, по хранению и перевалке нефтяных, химических и продовольственных наливных грузов. Учитывая, что земельные участки предоставлены обществу для проектирования, строительства и эксплуатации площадки по изготовлению свай, временного вахтового поселка и производственной базы, и в материалах дела отсутствуют доказательства изменения их целевого использования с 01.04.07, у судов не имелось оснований для применения коэффициента 25. При таких
обстоятельствах, из расчета суммы арендной платы за период с 01.04.07 по 04.06.07 следует исключить коэффициент 25 и применить ранее используемые департаментом коэффициент 1,5 для договоров N 0000000057, 0000000059 и коэффициент 1 для договора N 0000000058.

Из расчета департамента следует, что за период с 01.04.07 по 04.06.07 сумма задолженности по арендной плате с применением коэффициента 25 по договору N 000000057 составила 2 200 681 рубль 55 копеек, по договору N 0000000058 - 544 309 рублей 02 копейки, по договору N 0000000059 - 275 181 рубль 51 копейку. Учитывая необходимость применения коэффициента 1,5 по договорам N 0000000057, 0000000059 и коэффициента 1 по договору N 0000000058, сумма задолженности соответственно составила 94 314 рубля 92 копейки, 15 551 рубль 68 копеек и 11 793 рубля 49 копеек. При таких обстоятельствах судебные акты следует изменить, уменьшив сумму задолженности до 2 553 284 рублей 50 копеек и сумму пеней до 69 081 рубля 40 копеек.

Судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При подаче иска истец не перечислял в федеральный бюджет государственную пошлину, поэтому с департамента в доход федерального бюджета следует взыскать 8 630 рублей государственной пошлины по иску пропорционально удовлетворенным требованиям. Учитывая, что при подаче апелляционной и кассационной жалоб общество уплатило 2 тыс. рублей государственной пошлины, в его пользу с департамента следует взыскать 580 рублей расходов на оплату пошлины. С общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 21 130 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 13.06.07 и
постановление апелляционной инстанции от 24.09.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4480,4478,4476/2006-41/131-135-136 изменить, взыскать с ОАО “Тольяттиазот“ в пользу Департамента имущественных отношений Краснодарского края 2 553 284 рубля 50 копеек арендной платы, 69 081 рубль 40 копеек пеней, в остальной части иска отказать.

Взыскать ОАО “Тольяттиазот“ в доход федерального бюджета 21 130 рублей государственной пошлины по иску.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Краснодарского края в доход федерального бюджета 8 630 рублей государственной пошлины по иску.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу ОАО “Тольяттиазот“ 580 рублей расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной и кассационной жалоб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.