Решения и определения судов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2008 по делу N А05-8861/2007 По делу о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления единого социального налога и пеней.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2008 г. по делу N А05-8861/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 января 2008 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Богатыревой В.А., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Учреждения УГ 42/4 ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации по УИН Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 октября 2007 года по делу N А05-8861/2007 (судья Бекарова Е.И.),

установил:

государственное унитарное предприятие Учреждение УГ 42/4 ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации по УИН Архангельской области (далее -
Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ИФНС, Инспекция) о признании недействительным решения от 19.07.2007 N 11-06/160дсп в части доначисления единого социального налога за 1 квартал 2007 года в сумме 93 042 руб. 00 коп. и пеней по единому социальному налогу в размере 3896 руб. 29 коп.

Решением суда в удовлетворении требований отказано.

Учреждение в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права. Податель жалобы указывает, что выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, не облагаются единым социальным налогом в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, поскольку оказание медицинской помощи осужденным осуществляется не за счет указанных фондов, а за счет бюджетных средств.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение законным и обоснованным.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного Предприятием расчета по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 1 квартал 2007 года. По результатам проверки налоговый орган принял решение от 19.07.2007 N 11-06/160дсп, которым отказал в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,
и доначислил ЕСН в размере 93 042 руб. и пени в сумме 3896 руб. 29 коп. за несвоевременную уплату ЕСН.

С указанным решением Учреждение не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в указанной выше части.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, а именно: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Согласно статье 236 НК РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Выплаты осужденным производятся в связи с выполнением ими трудовых функций и не отнесены Налоговым кодексом Российской Федерации к суммам, не подлежащим налогообложению (статья 238), либо освобожденным от налогообложения (статья 239), поэтому данные выплаты являются объектом обложения единым социальным налогом.

В соответствии с положениями статей 104 и 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации условия и оплата труда осужденных к лишению свободы регулируются нормами законодательства Российской Федерации о труде.

В пункте 1 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указано, что осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных
обстоятельств. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений.

Доводы учреждения относительно особого порядка оказания медицинской помощи осужденным к лишению свободы за счет средств федерального бюджета также отклоняются апелляционной инстанцией.

Единый социальный налог представляет собой установленный Налоговым кодексом Российской Федерации обязательный платеж, являющийся формой отчуждения денежных средств налогоплательщика на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности (пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации). На это также указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24.02.1998 N 7-П. Следовательно, не может являться основанием для освобождения осужденных от уплаты единого социального налога то обстоятельство, что эти лица не подлежат обязательному медицинскому страхованию в общеустановленном порядке. Более того, плательщиками ЕСН являются не осужденные к лишению свободы, а учреждения управлений исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии со статьями 235, 236, 237, 241 Налогового кодекса Российской Федерации установлены: единый перечень плательщиков ЕСН, объект налогообложения, налоговая база и налоговые ставки - как основные элементы налогообложения. Эти базовые элементы едины для всего налога и не зависят от того бюджета, в который различные части ЕСН подлежат зачислению. То есть законодатель не разделил рассматриваемый налог на части и не установил различные объекты налогообложения и ставки налога в зависимости от того, в какой бюджет направляется та или иная часть налога.

Таким образом, для признания юридического лица
плательщиком ЕСН Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает обязательного наличия у этого лица статуса страхователя по обязательному медицинскому страхованию.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что предприятие является плательщиком ЕСН с сумм выплат в пользу осужденных, отбывающих наказание в Учреждении, за выполненные ими работы и в той части налога, которая направляется в Фонд обязательного медицинского страхования.

Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 октября 2007 года по делу N А05-8861/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Учреждения УГ 42/4 ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации по УИН Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.В.ВИНОГРАДОВА

Судьи

В.А.БОГАТЫРЕВА

О.Ю.ПЕСТЕРЕВА