Решения и определения судов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2008 по делу N А13-3296/2007 Суд правомерно удовлетворил требование организации, оказывающей коммунальные услуги, о взыскании с муниципального образования убытков в виде недополученного дохода, возникших в связи с применением муниципальным образованием тарифов по оплате теплоэнергии, содержанию и ремонту жилья, вывозу бытовых отходов для населения, отличных от тарифов, утвержденных РЭК, поскольку муниципальным образованием не были определены механизм и источники компенсации расходов, возникающих в таком случае у организации.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 января 2008 г. по делу N А13-3296/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Митрофанова О.В. и Носач Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кулаковой О.В.,

при участии от истца Чумаковой Ю.С. по доверенности от 01.09.2007, от МО Семенковского сельского поселения Малкова Н.В. - главы Семенковского сельского поселения,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования Семенковское сельское поселение в лице администрации Семенковского сельского поселения на решение Арбитражного суда Вологодской области от 8 октября 2007 года по делу N А13-3296/2007 (судья Виноградов О.Н.),

установил:

муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Вологодского муниципального района “Жилкомсервис“ (далее - Предприятие) обратилось
в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 13.08.2007, к муниципальному образованию Семенковское сельское поселение в лице администрации Семенковского сельского поселения (далее - МО Семенковское сельское поселение), Муниципальному образованию Вологодский муниципальный район в лице Финансового управления администрации Вологодского муниципального района (далее - Финансовое управление) и администрации Вологодского муниципального района (далее - Администрация) о взыскании 2 782 909 руб. 15 коп. в возмещение неполученного дохода от разницы в установленных тарифах.

Решением от 8 октября 2007 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

МО Семенковское сельское поселение с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить. Указывает, что тарифы утверждены Региональной энергетической комиссией Вологодской области (далее - РЭК Вологодской области) и постановление о введении тарифов по ограниченному росту в 20% оспорено не было. Процедура установления тарифов с превышением предельного роста утверждена только в 2007 году. Решение ограничить рост тарифов принято РЭК и решение Совета поселения без постановления РЭК не имело бы законной силы. Совет Семенковского сельского поселения выполнил решение РЭК, отменив свое решение о взыскании 100% оплаты в январе, феврале и марте 2006 года, и ввел предписанные ограничением роста в 20% тарифы с апреля 2006 года. Администрация Семенковского сельского поселения не несет ответственности за решение Совета поселения. Считает, что Совет Семенковского сельского поселения не является надлежащим ответчиком по взысканию недополученных сумм и претензии должны быть направлены к РЭК Вологодской области. Кроме того, сообщает, что содержание жилья и вывоз мусора предусматривали программы, утвержденные Советом поселения по данным
затратам, исходя из ограниченных ростом 20% тарифов, расходы по данным статьям истец не мог понести ввиду того, что данные средства не планировались и не собирались с населения и доказательств о привлечении кредитных средств или иных инвестиций на выполнение дополнительных к запланированным по утвержденным тарифам расходов истцом не представлено.

Представитель МО Семенковское сельское поселение в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал полностью, просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Предприятия в судебном заседании отклонил доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу МО Семенковское сельское поселение - без удовлетворения.

Финансовое управление и Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей МО Семенковское сельское поселение и Предприятия, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу МО Семенковское сельское поселение - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период с 01.04.2006 по 31.12.2006 истец отпускал тепловую энергию для населения, проживающего в Семенковском сельском поселении Вологодского муниципального района, по тарифам, установленным решением Совета Семенковского сельского поселения от 28.04.2006 N 81 “Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной поддержке населения“ (далее - решение Совета Семенковского сельского поселения от 28.04.2006 N 81) - 445 руб. 90 коп./Гкал с НДС,
377 руб. 90 коп./Гкал (без НДС).

В соответствии с постановлением РЭК Вологодской области от 09.12.2005 N 320 в период с 01.04.2006 по 31.12.2006 на тепловую энергию, отпускаемую Предприятием, действовали тарифы в размере 615 руб./Гкал без НДС (топливо - природный газ), 1147 руб./Гкал без НДС (топливо - каменный уголь) и 2712 руб./Гкал без НДС (топливо - печное).

В результате наличия разницы между указанными тарифами истец недополучил 1 485 818 руб. 93 коп. (без НДС).

В период с 01.04.2006 по 31.12.2006 истец оказывал услуги по содержанию и ремонту жилья, вывозу бытовых отходов для населения, проживающего в Семенковском сельском поселении Вологодского муниципального района, по тарифам, установленным решением Совета Семенковского сельского поселения от 28.04.2006 N 81, которые ниже их экономически обоснованной себестоимости, а именно, 6 руб. 06 коп./кв. м (с НДС) - за содержание и ремонт жилья и 95 руб. 04 коп./куб. м (с НДС) - за вывоз бытовых отходов.

При этом экономически обоснованная себестоимость услуг на содержание и ремонт жилья составила 9 руб. 22 коп./кв. м (с НДС) и 7 руб. 81 коп./кв. м (без НДС), вывоз бытовых отходов - 130 руб. 22 коп./куб. м (с НДС) и 110 руб. 36 коп./куб. м (без НДС).

Таким образом, в результате наличия разницы между указанными тарифами истец недополучил 1 126 886 руб. 56 коп. (без НДС) - за содержание и ремонт жилья и 170 203 руб. 66 коп. (без НДС) за вывоз бытовых отходов.

Полагая, что МО Семенковское сельское поселение при расчете стоимости электрической энергии неправомерно применило тарифы, установленные решением Совета Семенковского сельского поселения от 28.04.2006 N 81, в результате чего
у истца образовались убытки в вышеуказанных суммах, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Устанавливая меньшие по сравнению с тарифами, установленными РЭК, тарифы по оплате теплоэнергии для населения, МО Семенковское сельское поселение, как правильно установил суд первой инстанции, не определило механизм и источники компенсации расходов, понесенных энергоснабжающей организацией при отпуске теплоэнергии. Указанными решениями органа муниципального образования не предусмотрены ни условия о возмещении разницы в тарифах, которые включены в цену на коммунальные услуги, ни средства в бюджете на возмещение разницы в тарифах.

В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно статье 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ федеральный орган исполнительской власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, ежегодно устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

В силу положений пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса устанавливаются надбавки к тарифам на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы
на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере электро- и (или) теплоснабжения.

Суд первой инстанции правомерно признал МО Семенковское сельское поселение лицом, обязанным возместить истцу разницу между установленными тарифами, поскольку Совет Семенковского сельского поселения, установив отличные от тарифов РЭК Вологодской области тарифы по оплате теплоэнергии, содержанию и ремонту жилья, вывозу бытовых отходов для населения, не определил механизм компенсации расходов, понесенных организациями, оказывающими коммунальные услуги, и обоснованно сделал вывод, что обязанность поставлять тепловую энергию населению, оказывать услуги по содержанию и ремонту жилья, вывозу бытовых отходов по более низким ценам по сравнению с экономически обоснованными тарифами носит не частноправовой, а публичный характер.

Размер возмещения разницы между установленными тарифами установлен при исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.

При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.

Поскольку при подаче апелляционной жалобы была излишне уплачена государственная пошлина в сумме 24 414 руб. 55 коп., по правилам статьи 104 АПК РФ она подлежит возврату из федерального бюджета подателю жалобы.

Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 8 октября 2007 года по делу N А13-3296/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования Семенковское сельское поселение в лице администрации Семенковского сельского поселения - без удовлетворения.

Возвратить муниципальному образованию Семенковское сельское поселение в лице администрации Семенковского сельского поселения
из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 24 414 рублей 55 копеек по платежному поручению от 3 декабря 2007 года N 1001.

Председательствующий

О.К.ЕЛАГИНА

Судьи

О.В.МИТРОФАНОВ

Е.В.НОСАЧ