Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2008 N 07АП-5578/08 по делу N А45-6508/2008-40/143 Если сумма примененного налогового вычета в отчетном периоде превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2008 г. N 07АП-5578/08

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2008 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Журавлевой В.А.

судей: Гойник Л.А., Музыкантовой М.Х.

при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.

при участии: без участия

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска

на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.07.2008 г. по делу N А45-6508/2008-40/143

по иску (заявлению) ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска

к МУ “Жилищно-коммунальное хозяйство Калининского района“

о взыскании налога

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области к Муниципальному
учреждению Жилищно-коммунального хозяйства Калининского района о взыскании 240 694 рублей 99 копеек, в том числе 216 446 рублей единого социального налога (ЕСН), зачисляемого в федеральный бюджет и 24 248 рублей 99 копеек пени по ЕСН.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.07.2008 г. требования налогового органа удовлетворены в части взыскания с МУ ЖКХ 226 351 руб. 85 коп., в том числе ЕСН за 1, 2 кв. 2007 г. - 216446 руб., пеней за период с 16.04.07 г. по 01.10.2007 г. - 9 905 руб. 85 коп. В части взыскания пеней по ЕСН в сумме 14 343 руб. 14 коп. заявление оставлено без рассмотрения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части оставления заявления без рассмотрения, Инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в обжалуемой части и удовлетворить требования о взыскании пеней в сумме 14 343, 14 руб. по следующим основаниям:

- неправильным применением судом первой инстанции норм материального и процессуального права: ст. 45, п. 2 ст. 57, п. 6 ст. 75, п. 4 ст. 69 НК РФ определяющих порядок принудительного взыскания; п. 3 ч. 1 ст. 214 АПК РФ, устанавливающей требования к заявлению, которые налоговым органом исполнены.

Стороны в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела.

В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части
подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность.

28.08.2007 г. МУ ЖКХ Калининского района представило уточненный расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за 1 полугодие 2007 года (далее по тексту - расчет по ЕСН), уточненный расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 полугодие 2007 года (далее по тексту - расчет на ОПС).

В соответствии со ставками, установленными пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) за отчетные периоды - 1 квартал и 1 полугодие 2007 года, налогоплательщиком произведено начисление авансовых платежей по ЕСН в доле федерального бюджета - строка 0200 графы 3 раздела 2 расчета по ЕСН.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса РФ МУ ЖКХ Калининского района сумму начисленных авансовых платежей по ЕСН, подлежащих уплате в федеральный бюджет за отчетные периоды (1 квартал и 1 полугодие 2007 года), уменьшило на сумму начисленных авансовых платежей по страховым взносам на ОПС (налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ за те же периоды - строка 0300 графы 3 раздела 2 расчета по ЕСН.

Исчисленные суммы авансовых платежей в доле федерального бюджета за отчетные периоды - 1 квартал и 1 полугодие 2007 года, подлежащие уплате по срокам, установленным абзацем вторым пункта 3 статьи 243 НК РФ, налогоплательщиком отражены по строке 0600 графы
3 раздела 2 расчета по ЕСН (стр. 0200 - стр. 0300).

Инспекцией ФНС по Калининскому району г. Новосибирска проведена камеральная налоговая проверка расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 6 месяцев 2007 года и расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 6 месяцев 2007 года, представленных в налоговый орган.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 3 ст. 243 НК РФ, налогоплательщик включил в налоговый расчет за 1, 2 квартал 2007 года налоговые вычеты в сумме, превышающей фактически уплаченные суммы страховых взносов на ОПС.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 243 НК РФ, если сумма примененного налогового вычета в отчетном периоде превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи.

По результатам камеральной налоговой проверки Инспекцией принято решение N 484 от 01.10.2007 г., в котором отражено, что МУ ЖКХ Калининского района допустило налоговое правонарушение, выразившееся в неправомерном занижении авансовых платежей по ЕСН, подлежащих уплате в федеральный бюджет с 15.04.2007 года на сумму 136 250 рублей, с 15.07.2007 года на сумму 80 196 рублей, в связи с применением налогового вычета в размере, превышающем сумму фактически уплаченных страховых взносов за отчетные периоды (1 квартал, 1 полугодие 2007 года).

За несвоевременную уплату суммы налога заинтересованному лицу указанным решением ИФНС были начислены пени в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ в размере 9 905 рублей 85
копеек за период с 16.04.2007 г. по 01.10.2007 г.

В адрес налогоплательщика было отправлено требование N 447 об уплате налога, пени по состоянию на 17.10.2007 г. об уплате 216 446 рублей ЕСН, зачисляемого в ФБ, и 9 905 рублей 85 копеек пени по ЕСН в срок до 01.11.2007 г., которое не исполнено налогоплательщиком до настоящего времени.

Кроме того, при подаче заявления в суд Инспекцией представлен расчет пени за период с 02.10.07 г. по 15.04.08 г. на сумму 14 343,14 рублей (л.д. 6).

Удовлетворяя требования заявителя в части взыскания недоимки по ЕСН в общей сумме 226 351 рублей 85 копеек, в том числе, налога в размере 216 446 рублей и пеней 9 905 рублей 85 копеек, суд первой инстанции пришел к выводу об оставлении без рассмотрения требований о взыскании пеней за период с 02.10.07 г. по 15.04.08 г. на сумму 14 343,14 рублей.

При этом, суд основывал свои выводы на том, что требование об уплате пени в сумме 14343,14 рублей за период с 02.10.07 г. по 15.04.08 г. налогоплательщику не направлялось, то есть налоговым органом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный ст.ст. 69, 70, п. 3 ст. 46 Налогового кодекса РФ.

Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда необоснованным.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате
налога.

Пунктом 2 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 6 ст. 75 НК РФ к пеням применяется тот же порядок принудительного взыскания, установленного законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.

Пунктом 4 ст. 69 НК РФ определены обязательные сведения в требовании об уплате налога и установлено, что во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, ссылку на положение Закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Пунктом 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. N 5 “О некоторых вопросах применения ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что досудебное урегулирование спора состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начислять пени и ставки пеней.

Исходя из того, что требование N 447 об уплате налога, пеней содержит все необходимые сведения, на момент рассмотрения дела судом в добровольном порядке взыскиваемые суммы недоимки не были оплачены, суд апелляционной инстанции считает, что налоговым органом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, независимо от суммы пеней, указанных в расчете, приложенном к заявлению.

Учитывая изложенное, апелляционный суд установил несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, что является основанием в силу ст. 270 АПК РФ для отмены решения арбитражного суда в обжалуемой части.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ с Муниципального учреждения Жилищно-коммунального хозяйства Калининского района в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственную пошлину в размере 1000 рублей по апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 110, 156, п. 2 ст. 269 п. 3
ч. 1 ст. 270, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-6508/2008-40/143 имеет дату 21.07.2008, а не 21.07.2001.

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.07.2001 г. по делу N А45-6508/2008-40/143 отменить в части оставления требования о взыскании пеней по единому социальному налогу в сумме 14 343 рублей 14 копеек за период с 16.04.2007 г. по 01.10.2007 г. без рассмотрения.

Взыскать с Муниципального учреждения Жилищно-коммунального хозяйства Калининского района в доход бюджета пени в размере 14 343 руб. 14 коп., государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 574 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Взыскать с Муниципального учреждения Жилищно-коммунального хозяйства Калининского района в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

ЖУРАВЛЕВА В.А.

Судьи

ГОЙНИК Л.А.

МУЗЫКАНТОВА М.Х.