Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 N 07АП-4888/08 по делу N А27-9728/07-6 Представление в налоговый орган для подтверждения налоговых вычетов документов, содержащих недостоверную информацию (отсутствие правоотношений с контрагентом), является основанием для безусловного отказа в вычетах по НДС.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 сентября 2008 г. N 07АП-4888/08

02.09.2008 года (оглашена резолютивная часть постановления)

03.09.2008 г. (текст постановления изготовлен в полном объеме)

Седьмой арбитражный апелляционный суд

в составе: председательствующего Хайкиной С.Н.

судей: Залевской Е.А., Кулеш Т.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е.А.

при участии:

от заявителя: Голобородова Е.Ю. - доверенность от 24.12.07 г.

от ответчика: Хайертдинов Т.Р. - доверенность от 29.12.07 г.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО “ОУК “Южнокузбассуголь“ на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.06.2008 года по делу N А27-9728/07-6 по заявлению ОАО “ОУК “Южнокузбассуголь“ к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщика N 2 по Кемеровской области о признании недействительным решения от 27.07.2007
года N 4179

установил:

открытое акционерное общество “Объединенная угольная компания “Южкузбассуголь“ (далее - ОАО “ОУК “Южнокузбассуголь“) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения N 4179 от 27.07.2007 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 по Кемеровской области, г. Новокузнецк (далее - МИФНС России N 2 по Кемеровской области).

Решением от 24.06.2008 года по делу N А27-9728/07-6 Арбитражный суд Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с указанным решением, ОАО “ОУК “Южнокузбассуголь“ обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.06.2008 года по делу N А27-9728/07-6 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные ОАО “ОУК “Южнокузбассуголь“ требования.

В обосновании жалобы ее податель ссылается на следующее:

- договор N 20 11-2/1932 от 26.09.2005 года на строительно-монтажные работы, заключенный между ОАО “ОУК Южкузбассуголь“ и ООО “ТранКом“ не признан судом мнимой сделкой;

- при заключении договора с ООО “ТранКом“ ОАО “ОУК Южкузбассуголь“ проявило должную осмотрительность и является добросовестным налогоплательщиком;

- ОАО “ОУК “Южнокузбассуголь“ незаконно привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ.

Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Представитель подателя апелляционной жалобы в судебном заседании поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.

Представитель МИФНС России N 2 по Кемеровской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции
в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, по результатам камеральной налоговой проверки, налоговым органом 27.07.2007 принято решение N 4179, которым открытое акционерное общество “Объединенная угольная компания “Южкузбассуголь“ привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 769,80 рублей.

Решением обществу предложено уплатить доначисленный налог на добавленную стоимость в размере 3849 рублей и пени в размере 197,58 рублей.

Как следует из обжалуемого решения, основанием доначисления налога на добавленную стоимость за август 2006 года в сумме 3849 рублей, исчисления пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 197,58 рублей и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, послужил вывод налогового органа о неправомерности заявленных налогоплательщиком вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 3849 рублей в связи с тем, что счет-фактура, выставленный Обществом с ограниченной ответственностью “ТранКом“ в адрес Открытого акционерного общества “Объединенная угольная компания “Южкузбассуголь“ содержит недостоверные сведения.

Данный вывод налогового органа основан на следующих обстоятельствах: договор N 20 11-2/1932 от 26.09.2005 и счет-фактура N 14 от 08.12.2005 подписаны неуполномоченным лицом, поскольку полномочия директора общества с ограниченной ответственностью “ТранКом“ Щеголя П.Б, утверждены решением учредителя от 26.12.2003, от 27.12.2004, от 26.12.2005 Баталовым Р.А., который значится умершим с 09.02.2003. ООО “ТранКом“, в котором выступает учредителем Баталов Р.А., зарегистрировано после его смерти.

Налогоплательщик, не согласившись с правомерностью решения налогового органа, обратился в суд.

Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных
фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171, пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При этом праву на получение из бюджета вычета по налогу на добавленную стоимость корреспондирует обязанность налогоплательщика подтвердить данное право соответствующими документами, принятыми к учету. Данным документом является счет-фактура.

В силу статьи 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету в порядке статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ. Перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведены в пунктах 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ. В частности, счет-фактура должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Из анализа указанных норм в их совокупности следует, что право на применение налоговых вычетов возникает у налогоплательщика при выполнении следующих условий: принятия на учет приобретенных товаров, наличия счетов-фактур поставщика, оформленных в соответствии с требованиями ст. 169 Налогового кодекса РФ, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость.

Указанные обстоятельства должны быть подтверждены документально. При этом документы,
в том числе и счета-фактуры, предоставляемые налогоплательщиком, должны содержать достоверную информацию.

Следовательно, несмотря на то, что законодательство о налогах и сборах не устанавливает прямую обязанность налогоплательщика проверять достоверность сведений, указанных поставщиком товара в выставленных счетах-фактурах, налогоплательщик, исходя из основных задач бухгалтерского учета, указанных в Федеральном законе “О бухгалтерском учете“ от 21.11.1996 года N 129-ФЗ, обязан проверить достоверность сведений, содержащихся в счете-фактуре. На это прямо указано в статье 9 Закона N 129-ФЗ, согласно которой все первичные документы должны содержать только достоверные сведения.

Следовательно, по смыслу действующего законодательства документы, представляемые в государственные органы физическими и юридическими лицами с целью подтверждения соответствующего права, должны содержать достоверную информацию.

Само по себе формальное соответствие счетов-фактур требованиям законодательства не может служить основанием принятия сумм НДС к вычету.

Материалами дела подтверждается, что учредитель ООО “ТранКом“ Баталов Роман Анатольевич значится умершим с 09.02.2003 г., государственная регистрация ООО “ТранКом“ и утверждение на должность директора Ф.И.О. осуществлены после смерти Баталова Р.А.; подписи Щеголя П.Б. в договоре банковского счета от 30.01.2004 г., счетах-фактурах, договоре N 20 11-2/1932 от 26.09.2005 г. и дополнительных соглашениях к данному договору визуально не соответствуют друг другу и имеют существенные расхождения.

В рамках проведения оперативных мероприятий по выявлению лиц, причастных к оспариваемой сделки, Управлением ФСБ России по Кемеровской области был опрошен Щеголь П.Б., о чем 17.10.2007 г. составлен протокол опроса. Щеголь П.Б. пояснил, что директором или учредителем ООО “ТранКом“ не является, документы от лица директора указанной организации им не издавались и не подписывались.

Судом фактически установлено, что документы, которыми оформлялась сделка между ООО “ТранКом“ и ОАО “ОУК “Южкузбассуголь“, содержат недостоверную информацию и не
могли быть составлены от имени ООО “ТранКом“.

Пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Кроме того, договор N 20 11-2/1932 от 26.09.2005 года на строительно-монтажные работы, заключенный между ОАО “ОУК Южкузбассуголь“ и ООО “ТранКом“, на основании которого были заявлены налоговые вычеты по НДС, признан Постановлением от 19.05.2008 года по делу N 07АП-2157/08 Седьмым арбитражным апелляционным судом ничтожным.

Ничтожная сделка согласно статьи 166 ГК РФ является разновидностью недействительной сделки. А недействительная сделка в силу части 1 статьи 167 ГК РФ не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения.

Следовательно, довод апелляционной жалобы о том, что Седьмым арбитражным апелляционным судом сделка не признана мнимой, признается судом апелляционной инстанции не состоятельным, поскольку мнимая сделка является разновидностью ничтожной, т.е. сделкой, не порождающей юридических последствий.

Таким образом, представление в Инспекцию для подтверждения налоговых вычетов, документы, содержащие недостоверную информацию (отсутствие правоотношений с контрагентом), является основанием для безусловного отказа в вычетах по НДС.

Налоговым органом доказана недостоверность счетов-фактур, в связи с чем суд обоснованно сделал вывод о необоснованном применении налоговых вычетов.

Реальность хозяйственной деятельности, добросовестность налогоплательщика и другие обстоятельства, на которые ссылается ОАО “ОУК “Южнокузбассуголь“, не имеет правового значения по делу, так как недостоверность представленных налогоплательщиком документов, является достаточным основанием для вывода о необоснованности получения налоговой выгоды.

При этом суд первой инстанции правомерно указал, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. N 53 “Об оценке арбитражными
судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“, представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Кроме того, как указано в Определении ВАС РФ от 17.04.2008 г. по делу N 4608/08 по смыслу пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ по счетам-фактурам, содержащим недостоверные сведения, вычет не может быть принят вне зависимости от осведомленности Общества о несоответствии счетов-фактур требованиям налогового законодательства.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы относительно добросовестности налогоплательщика и проявления должной осмотрительности не принимаются судом апелляционной инстанции.

Довод апелляционной жалобы о незаконном привлечении ОАО “ОУК “Южнокузбассуголь“ к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ за не доказанностью вины, не принимается судом апелляционной инстанции, на основании следующего.

Пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрена повышенная ответственность за совершение этого же деяния умышленно.

Статья 110 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает умышленную и неосторожную формы вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.

В действиях ОАО “ОУК “Южнокузбассуголь“ имелась неосторожная форма вины, заключающаяся в том, что Общество, хотя и не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), должно было и могло это осознавать.

ОАО “ОУК “Южнокузбассуголь“ не были надлежащим образом проверены полномочия директора ООО “ТранКом“, от имени которого подписывались указанные выше
первичные документы.

При этом факт заключения договора с ООО “ТранКом“ после представления полного пакета учредительных документов и выписки из ЕГРЮЛ, не свидетельствует о достаточности принятых налогоплательщиком мер.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.06.2008 года по делу N А27-9728/07-6 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

ХАЙКИНА С.Н.

Судьи

ЗАЛЕВСКАЯ Е.А.

КУЛЕШ Т.А.