Решения и определения судов

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 N 05П-640/2008 по делу N А51-3814/2008-29-111 Применение специальной таможенной процедуры временного ввоза транспортного средства не могло повлиять на действие таможенного решения временного ввоза товара, поскольку не является основанием для его приостановления.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2008 г. N 05П-640/2008

Дело N А51-3814/2008-29-111

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена 29.07.2008. Полный текст постановления изготовлен 04.08.2008.

Пятый арбитражный апелляционный суд,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу судоходной компании ООО “Транс Марин Сервис“ на решение Арбитражного суда Приморского края от 30 мая 2008 по делу N А51-3814/2008-29-111, принятое судьей Г.

по заявлению Судоходная компания ООО “Транс Марин Сервис“

к Дальневосточному таможенному управлению

третье лицо Владивостокская таможня

об оспаривании решения,

установил:

Судоходная компания общество с ограниченной ответственностью “Транс Марин Сервис“ (далее по тексту - “заявитель“, “ООО “Транс Марин Сервис“, “Судоходная компания“ или “Общество“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Дальневосточного таможенного управления
от 11.01.2008 N 10700000/110108/2.

Решением суда от 30.05.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у ДВТУ имелись основания для признания неправомерными решений Владивостокской таможни о приостановлении действия таможенного режима временного ввоза, заявленного в отношении товара - сухогруз “Авача“ и о продлении срока временного ввоза данного товара.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда, Судоходная компания просит его отменить как вынесенное при неправильном применении норм материального права. Заявитель апелляционной жалобы считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что временный вывоз судна “Авача“ по специальной таможенной процедуре временного вывоза транспортного средства за пределы таможенной территории Российской Федерации не является основанием для приостановления действия таможенного режима временного ввоза товара.

Заявитель ссылается на то, что перемещение транспортных средств через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза предусмотрено статьей 270 Таможенного кодекса Российской Федерации. При этом о возможности приостановления режима временного ввоза транспортных средств говорится в пункте 3 статьи 274 Таможенного кодекса Российской Федерации, который отсылает в случае временного вывоза ранее ввезенных транспортных средств к статье 214 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержала доводы апелляционной жалобы.

Дальневосточное таможенное управление в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами заявителя жалобы не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.

Владивостокская таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилась, согласно ходатайству с доводами Дальневосточного таможенного управления согласна и не возражает против рассмотрения дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии с частью 5 статьи
156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Владивостокской таможни.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью “Транс Марин Сервис“ зарегистрировано в качестве юридического лица 25.04.2003 Инспекцией МНС России N 18 по Восточному административному округу г. Москвы, о чем выдано свидетельство серии 77 N 004018151 и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1037739345500.

В июне 2004 года Общество ввезло на таможенную территорию России судно “Авача“, заявив его к таможенному оформлению во Владивостокской таможне в качестве товара по ГТД N 10702030/240604/0006431 в таможенном режиме временный ввоз с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Срок временного ввоза товара был установлен таможенным органом до 23.06.2005.

10.11.2004 ООО “Транс Марин Сервис“ 10.11.2004 подало во Владивостокскую таможню заявление б/н (вх. N 16462 от 10.11.2004) о приостановлении до 01.07.2005 действия режима временного ввоза, заявленного в отношении сухогруза “Авача“, в связи с помещением вышеуказанного судна под режим “временный вывоз“ по генеральной декларации б/н от 24.11.2004.

Владивостокская таможня письмом от 02.12.2004 N 25-21/24066 направило ООО “Транс Марин Сервис“ решение о разрешении приостановления таможенного режима временного ввоза, заявленного в отношении сухогруза “Авача“ по ГТД N 10702030/240604/0006431, с 24.11.2004 по 01.07.2005. Действие таможенного режима временного ввоза возобновлено с 15.05.2005.

06.06.2005 во Владивостокскую таможню поступило обращение ООО “Транс Марин Сервис“ N 352 о продлении срока временного ввоза товара до 24.06.2006. Письмом Владивостокской таможни N 25-28/13315
от 15.06.2005 заявителю направлено решение о продлении срока временного ввоза до 24.06.2006.

Во Владивостокскую таможню 22.07.2005 поступило заявление ООО “Транс Марин Сервис“ о приостановлении до 01.07.2006 действия режима временного ввоза, заявленного в отношении сухогруза “Авача“ в связи с помещением вышеуказанного судна под режим “временный вывоз“ по генеральной декларации N 10702020/310705/00960.

Письмом Владивостокской таможни от 28.07.2005 N 25-28/17420 заявителю направлено решение разрешении приостановления действия таможенного режима временного ввоза 01.08.2005 по 24.06.2006. Действие таможенного режима временного ввоза возобновлено с 17.06.2006.

В связи с поступлением во Владивостокскую таможню обращения Общества “Транс Марин Сервис“ б/н от 24.05.2006 о продлении срока действия таможенного режима временного ввоза товара - сухогруз “Авача“ до 24.06.2007 и о приостановлении действия таможенного режима временного ввоза товара - сухогруз “Авача“ до 01.06.2007, Владивостокской таможней направлено решение о разрешении продления срока временного ввоза товара до 24.06.2007 (письмо таможни N 21-47/16135 от 19.06.2006).

В связи с поступлением 17.11.2006 во Владивостокскую таможню обращения б/н ООО “Транс Марин Сервис“ о приостановлении до 24.06.2007 действия режима временного ввоза в отношении сухогруза “Авача“ таможенный режим временного ввоза приостановлен с 01.11.2006 до 24.06.2007 (письмо таможни N 21-47/32309 от 21.11.2006). Действие таможенного режима временного ввоза возобновлено с 02.06.2007.

На основании заявления ООО “Транс Марин Сервис“ б/н от 16.05.2007 Владивостокской таможней продлен срок временного ввоза товара до 24.06.2008 (письмо таможни от 22.05.2007 N 19-51/16166).

Вышестоящий таможенный орган - Дальневосточное таможенное управление решением от 11.01.2008 N 10700000/110108/2, принятым в порядке ведомственного контроля, отменило решения Владивостокской таможни о приостановлении действия таможенного режима временного ввоза, заявленного в отношении товара - судно “Авача“ от 02.12.2004 N 25-21/24066, от 28.07.2005 N
25-28/17420, от 21.11.2006 N 21-47/32309, от 12.09.2006 N 21-47/24117 и о продлении срока временного ввоза товара от 19.06.2006 N 21-47/16135 и от 22.05.2007 N 19-51/16166.

Не согласившись с решением ДВТУ, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере внешнеэкономической деятельности, ООО “Транс Марин Сервис“ обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и пояснения сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 209 Таможенного кодекса Российской Федерации временный ввоз - это таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В силу пункта 3 статьи 214 Таможенного кодекса Российской Федерации действие таможенного режима временного ввоза приостанавливается, в том числе по просьбе лица, получившего разрешение на временный ввоз, при помещении временно ввезенных товаров, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.

Из анализа вышеизложенных норм права, следует, что ООО “Транс Марин Сервис“ вправе было претендовать на приостановление режима временного ввоза, при помещении товара (судно “Авача“) под иной таможенный режим, не предусматривающий выпуска товара для свободного обращения.

Согласно материалам дела сухогруз “Авача“ помещен заявителем под таможенный режим временного ввоза в качестве товара с частичным освобождением от уплаты
таможенных пошлин по ГДТ N 10702030/240604/0006431.

О приостановлении действия таможенного режима временного ввоза Общество заявляло в связи с перемещением судна “Авача“ через таможенную границу Российской Федерации в соответствии со специальной таможенной процедурой временного вывоза транспортного средства в порядке, предусмотренном главой 22 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 252 Таможенного кодекса Российской Федерации временный вывоз - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что статья 270 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает, что транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренной настоящей главой, коллегией применительно к обстоятельствам настоящего дела не принимается в силу следующего.

В соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации декларант сам выбирает таможенный режим. Выбор таможенного режима определяет дальнейшие возможные действия с ним в рамках таможенного оформления.

Согласно материалам дела первоначально судно “Авача“ ввезено на таможенную территорию Российской Федерации и задекларировано по ГТД N 10702030/240604/0006431 в качестве товара.

В дальнейшем 24.11.2004, 01.08.2005, 01.11.2006 судно “Авача“ оформлялось таможенными постами и перемещалось через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом временного вывоза транспортных средств по генеральным декларациям N б/н от 24.11.2004, N б/н от 15.05.2005, б/н от 31.07.2005, б/н от 01.11.2006, б/н от 02.06.2007 в порядке, предусмотренном главой 22
Таможенного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями таможенного законодательства понятия “таможенный режим“ и “специальная таможенная процедура“ являются различными.

Согласно подпункту 21 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Таможенный режим является одной из таможенных процедур.

Перечень таможенных режимов, применяемых к товарам, определен в статье 155 Таможенного кодекса Российской Федерации, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Ссылка заявителя на то, что специальная таможенная процедура временного вывоза транспортных средств является таможенным режимом, не соответствует положениям статьи 155 ТК РФ, которая такого вида таможенного режима как специальная таможенная процедура временного вывоза транспортных средств не предусматривает.

Понятия транспортного средства и товара в таможенных правоотношениях также являются различными.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации товары это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. При этом в силу данной нормы транспортные средства, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, а именно морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), к товарам не относятся.

Специальная таможенная процедура временный вывоз транспортных средств, регламентированная статьей 274 Таможенного кодекса Российской Федерации, по сути таможенным режимом не является в отличии от предусмотренного статьей 252 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенного режима временного вывоза и соответственно перемещение судна “Авача“ по специальной таможенной процедуре временного вывоза транспортного средства в силу прямого указания пункта 3 статьи 214 Таможенного кодекса
Российской Федерации не является основанием для приостановления действия таможенного режима временного ввоза, так как товар, временно ввезенный и оформленный по ГТД N 10702030/240604/0006431 под иной таможенный режим, не предусматривающий его выпуск для свободного обращения, помещен не был.

Применение специальной таможенной процедуры временного вывоза транспортного средства не могло повлиять на действие таможенного режима временного ввоза товара, поскольку это не предусмотрено пунктом 3 статьи 214 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В связи с этим являются обоснованными выводы Дальневосточного таможенного управления и суда первой инстанции о том, что Владивостокская таможня не имела правовых оснований для приостановления таможенного режима временного ввоза товара морское судно “Авача“.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 213 Таможенного кодекса РФ общий срок временного ввоза товаров составляет два года. В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.

Для получения разрешения таможенного органа на продление срока временного ввоза товаров до 34 месяцев согласно пункту 4 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022, действовавшим в период выдачи разрешений на продление срока временного ввоза судна “Авача“, дополнительно предоставляются сведения о наименовании группировки и коде товаров по общероссийскому классификатору основных фондов.

Судом установлено, что при подаче обращений о продлении срока временного ввоза, ООО “Транс Марин Сервис“ в таможенный орган не были представлены сведения о наименовании группировки и коде товаров
по общероссийскому классификатору основных фондов.

При таких обстоятельствах Дальневосточное таможенное управление обоснованно в пределах предоставленных ему статьей 412 Таможенного кодекса Российской Федерации полномочий приняло решение о признании неправомерными и отмене решений Владивостокской таможни о приостановлении действия таможенного режима временного ввоза в отношении сухогруза “Авача“ и продлении таможенного режима.

Остальные возражения заявителя апелляционной жалобы проверены и отклонены коллегией как несостоятельные в силу изложенного выше по тексту постановления.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.

На основании пункта 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, излишне уплаченная ООО “Транс Марин Сервис“ государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 30 мая 2008 по делу N А51-3814/2008-29-111 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Судоходной компании Общество с ограниченной ответственностью “Транс Марин Сервис“ из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 22 от 21.01.2008 госпошлину в сумме 1000 (одна тысяча) руб.

Выдать справку на возврат госпошлины.

Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.