Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.09.2008 N Ф03-А73/08-1/3927 по делу N А73-937/2008-97 В удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании принять в муниципальную собственность жилые дома правомерно отказано, поскольку материалами дела подтверждается факт реализации органом местного самоуправления полномочий собственника в отношении переданного имущества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2008 г. N Ф03-А73/08-1/3927

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Хабаровского края

на решение от 15.05.2008

на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008

по делу N А73-937/2008-97

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению прокурора Хабаровского края

заинтересованные лица: администрация г. Хабаровска, Департамент муниципальной собственности г. Хабаровска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, Федеральное государственное учреждение “Управление Дальневосточным военным округом“, Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть

о признании незаконным бездействия администрации г. Хабаровска и обязании принять в муниципальную собственность
жилые дома

Прокурор Хабаровского края (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Хабаровска (далее - Администрация), выразившегося в непринятии в муниципальную собственность жилых домов с принадлежащими им коммуникациями, расположенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Калараша, 17; ул. Волочаевская, 19; ул. Краснореченская, 221, 223, 225, 227, 227а; ул. Цимлянская, 3, 9; ул. Запарина, 116; ул. Знаменщикова, 36, 38, 40, 42; ул. Комсомольская, 91; ул. Радищева, 13; пер. Зеленоборский, 10; пер. Ухтомского, 17; ул. Восточный семафор, 23; и об обязании принять в муниципальную собственность указанные жилые дома.

Решением суда от 15.05.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Прокурор просит указанные судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель, не отрицая факт наличия утвержденного в одностороннем порядке ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю акта приема-передачи объектов жилищного фонда, считает, что бездействие Администрации выразилось в невнесении указанных объектов в реестр муниципальной собственности. Кроме того, оспаривает выводы арбитражных судов о фактической реализации Администрацией полномочий собственника в отношении переданного имущества. Также Прокурор ссылается на то, что бездействием муниципальных органов затронуты экономические интересы Федерального государственного учреждения “Управление Дальневосточным военным округом“ (далее - ФГУ “Управление Дальневосточным военным округом“).

В отзыве на кассационную жалобу Администрация выразила несогласие с изложенными в ней доводами, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене.

В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители прокурора Хабаровского края и Администрации поддержали доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на нее соответственно,
дав по ним пояснения.

Представитель Департамента муниципальной собственности г.Хабаровска присоединился к доводам, изложенным в отзыве Администрации на кассационную жалобу.

Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю), и Хабаровской квартирно-эксплуатационная части (далее - Хабаровская КЭЧ) поддержали доводы кассационной жалобы.

ФГУ “Управление Дальневосточным военным округом“, надлежаще извещенное о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило.

Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю издало распоряжение от 27.12.2006 N 1496 о прекращении права оперативного управления ФГУ “Управление Дальневосточным военным округом“ на относящееся к федеральной собственности имущество - жилые дома (за исключением площадей помещений и другого имущества дома, принадлежащего другим лицам на праве собственности) с принадлежащими инженерными коммуникациями, указанное в приложении к распоряжению, в состав которого вошло спорное имущество, и передаче их в собственность муниципального образования “Городской округ “город Хабаровск“.

Законность данного распоряжения подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.06.2007 по делу N А73-3037/2007-63.

Прокурор, считая, что муниципальным образованием не произведено фактическое принятие жилых домов, в связи с чем ФГУ “Управление Дальневосточным военным округом“, Хабаровская КЭЧ несут необоснованные экономические затраты, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением
о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 18 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“ от 29.12.2004 N 189-ФЗ (в редакции от 01.12.2007) установлено, что орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений такой способ не выбран до 1 января 2007 года. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.

В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.

Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если способ управления не выбран в течение установленного срока или если принятое решение о выборе способа управления не было реализовано.

В силу части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным
домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.

На основе оценки представленных в материалы дела документов с учетом положений статьи 71 АПК РФ судебными инстанциями установлено, что Администрацией по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации, проведенного в соответствии с указанными нормами права, многоквартирные дома со 100% муниципальной собственностью, расположенные по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 221, 223; ул. Цимлянская, 3, 9; ул. Радищева, 13; пер. Зеленоборский, 10; переданы в управление ООО “Альтекс“. Управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 225, 227, 227а; ул. Волочаевская, 19; ул. Восточный семафор, 23; пер. Ухтомского, 17; на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме избрано ООО “Жилпроект“. ООО “Ремонтно-эксплуатационное предприятие“ выбрано управляющей компанией для домов, расположенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 116; ул. Знаменщикова, 36, 38, 40, 42; ул. Комсомольская, 91; а ООО “УК Дебют-Сервис“ - для дома по ул. Калараша, 17.

Исходя из изложенных обстоятельств, арбитражные суды пришли к правомерному выводу о недоказанности факта указанного бездействия со стороны Администрации и о том, что ей фактически реализованы полномочия собственника в отношении переданного имущества.

Довод заявителя жалобы о том, что бездействие со стороны Администрации имеет место, поскольку указанные объекты не внесены в реестр муниципальной собственности, судом кассационной инстанции отклоняется как не основанный на нормах права.

Установив отсутствие факта бездействия Администрации по приему в муниципальную собственность спорного имущества, судебные инстанции обоснованно отказали в удовлетворении требований Прокурора об обязании Администрации принять это имущество.

Согласно части 3 статьи 201 АПК
РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая, что заявителем не представлены доказательства: бездействия Администрации в виде неосуществления ею действий, предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом, нарушения прав и законных интересов лиц, в защиту которых Прокурор обратился, арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Неправильного применения норм материального и нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 15.05.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 по делу N А73-937/2008-97 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.