Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.09.2008 N Ф03-А04/08-1/3792 по делу N А04-1425/08-6/52 Иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам по оплате электроэнергии, правомерно удовлетворен за счет казны РФ, поскольку денежные средства из федерального бюджета не выделялись.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2008 г. N Ф03-А04/08-1/3792

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области

на решение от 26.06.2008

по делу N А04-1425/08-6/52

Арбитражного суда Амурской области

по иску открытого акционерного общества “Дальневосточная энергетическая компания“

к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Муниципальному общеобразовательному учреждению “Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1“

3-и лица: Министерство финансов Амурской области, Муниципальное учреждение Финансовый отдел администрации Бурейского района

о взыскании 94 799 руб. 13 коп.

Открытое акционерное общество “Дальневосточная энергетическая компания“
обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Муниципальному общеобразовательному учреждению “Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1“ о взыскании 94 799 руб. 13 коп., составляющих убытки от предоставления льгот педагогическим работникам по оплате электрической энергии, предоставленных за период с 01.01.2007 по 31.12.2007.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Амурской области, Муниципальное учреждение Финансовый отдел администрации Бурейского района.

Решением от 26.06.2008 требования истца удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ “Об образовании“, не передавались.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность принятого по делу судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области, в которой заявитель указывает на то, что компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета.

От ОАО “Дальневосточная энергетическая компания“ поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

МОУ “Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1“ представило отзыв на кассационную жалобу, где поясняет, что кредиторская задолженность на 01.01.2008 составляет 94 799,13 руб., в 2008 году денежные средства на оплату льгот по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан не выделялись, а также ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

Проверив правильность применения судом норм
материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между ОАО “Амурэнерго“ (правопредшественник истца) и МОУ “Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1“ заключен договор от 16.03.2006 N 95-20/06 о возмещении выпадающих доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате электроэнергии согласно Закону Амурской области “О социальной поддержке граждан отдельных категорий“ от 05.12.2005 N 99-ОЗ.

В период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в соответствии с Законом “Об образовании“ истец во исполнение данного договора предоставлял льготы по оплате электрической энергии педагогическим работникам МОУ “Новобурейская средняя общеобразовательная школа N 1“, в результате чего у него образовались убытки.

Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца явилось основанием обращения с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ “Об образовании“ пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

При этом, в соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“, устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.

При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между
Российской Федерацией и субъектами РФ, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 “Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности“, субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

Так, в силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Нормативно-правовых актов субъекта Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.

В связи с чем, финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ “Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-ОЗ “О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг“ и от 05.12.2005 N 99-ОЗ “О социальной поддержке граждан отдельных категорий“ предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.

Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 94 799 руб. 13 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
на основании статей 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.

С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 26.06.2008 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1425/08-6/52 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.