Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.06.2008 N Ф03-А73/08-1/2287 по делу N А73-6023/2007-86 Неисполнение муниципальным образованием обязательств по возмещению расходов, связанных с погребением граждан, явилось основанием для взыскания расходов с казны муниципального образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2008 г. N Ф03-А73/08-1/2287

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового департамента Администрации города Хабаровска

на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008

по делу N А73-6023/2007-86 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску муниципального унитарного предприятия города Хабаровска “Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания“

к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации города Хабаровска

третье лицо: Администрация города Хабаровска

о признании постановления губернатора Хабаровского края от 04.05.2006 N 103 и о взыскании 516 275 руб.

Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска “Специализированный
производственный комбинат коммунального обслуживания“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Министерству финансов Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о признании недействительным Постановления Губернатора Хабаровского края от 04.05.2006 N 103 и о взыскании 516 275 руб. расходов, связанных с предоставлением в 2006, 2007 годах услуг по погребению на основании Федерального закона “О погребении и похоронном деле“.

В качестве третьего лица, незаявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, судом привлечена Администрация города Хабаровска.

Определение суда от 18.09.2007 Правительство Хабаровского края исключено из числа лиц, участвующих в деле, поскольку в процессе рассмотрения спора истец отказался от иска в части признания недействительным Постановления Губернатора Хабаровского края от 04.05.2006 N 103. К участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, городской округ “Город Хабаровск“ в лице Финансового департамента Администрации города Хабаровска.

Решением суда от 04.12.2007 исковые требования истца удовлетворены, с казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края взыскан убыток в сумме 516 275 руб. В иске к остальным ответчикам отказано, производство по делу в части требований о признании недействительным Постановления Губернатора Хабаровского края от 04.05.2006 N 103 прекращено в связи с отказом истца от иска.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2008 решение суда первой инстанции изменено, исковые требования истца удовлетворены за счет казны городского округа “Город Хабаровск“, в остальной части решение оставлено без изменения.

Законность постановления суда апелляционной инстанции проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе Финансового департамента Администрации города Хабаровска, в которой
заявитель просит его отменить, как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и несоответствующие фактическим обстоятельствам.

Присутствующий в судебном заседании представитель Финансового департамента Администрации города Хабаровска доводы, изложенные в жалобе, поддержал.

Представитель Министерства финансов Хабаровского края с жалобой не согласился и просил постановление суда оставить без изменения.

Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.

Из материалов дела установлено, Муниципальное унитарное предприятие “Специализированный комбинат коммунального обслуживания“ в 2006 - 2007 годах предоставляло услуги по погребению лиц, не работающих и не являющихся пенсионерами, а также тех, чья личность не установлена органами внутренних дел и мертворожденных детей по истечении 196 дней беременности за счет собственных средств на основании Федерального закона “О погребении и похоронном деле“.

В доказательство предоставления спорных услуг истцом представлены соответствующие реестры, счета-фактуры, справки, акты выполненных работ.

В связи с отсутствием возмещения бюджету муниципального образования из вышестоящих бюджетов указанных расходов заявлены настоящие исковые требования.

Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“ (в редакции, действовавшей в 2003 году) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе.

В пункте 3 статьи 9 Закона “О погребении и похоронном деле“ установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.

Пункт 2 статьи 1 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением губернатора края от 03.02.2005 N 16 норматив возмещения стоимости услуг по погребению в городе Хабаровске в 2006 - 2007 годах установлен в размере 6 000 руб.

Названный нормативно-правовой акт, был принят по вопросу, решение которого отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации, и в пределах компетенции принявшего органа, обязателен к исполнению на всей территории Хабаровского края. На дату рассмотрения настоящего спора в установленном законом порядке не оспорен, и, следовательно, должен быть применен к спорным правоотношениям с учетом расходных обязательств бюджета города Хабаровска, установленных пунктом 6 постановления Мэра города Хабаровска от 23.05.2005 N 827 “Об организации похоронного дела в городе Хабаровске“.

Абзац 2 пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами субъектов Российской Федерации.

В
силу указанной нормы Мэр города Хабаровска постановлением от 13.12.2005 N 1965 утвердил стоимость предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, оказываемых на безвозмездной основе, в сумме 7 102 руб. и стоимость услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших при отсутствии супруга, близких родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить им погребение, и умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, в установленные законом сроки, в сумме 6 461 руб.

Постановлениями от 13.12.2005 N 1965 и от 16.05.2007 N 686 в перечень услуг по погребению дополнительно к федеральному перечню включены и другие виду услуг выше установленных субъектом Российской Федерации нормативов.

Таким образом, муниципальное образование “Город Хабаровск“ приняло на себя обязательство по возмещению данных расходов, которые составляют разницу между, утвержденной муниципальным образованием стоимостью на гарантированный перечень услуг по погребению и компенсацией, произведенной казной Хабаровского края в пределах установленных постановлением губернатора Хабаровского от 03.02.2005 N 16.

В связи с чем арбитражный суд апелляционной инстанций правомерно возложил ответственность по компенсации расходов истцу по погребению на казну городского округа “Город Хабаровск“ в сумме 516 275 руб. и отменил решение Арбитражного суда Хабаровского края.

Так как пунктом 23 части 1 статьи 16 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ установлено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа, которые, согласно подпункту 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицитов соответствующего местного бюджета. Расходы, связанные с решением вопросов местного значения, образующих расходные
обязательства муниципального образования, являются расходами местного бюджета.

Во исполнение названных правовых норм пунктом 6.5 постановления Мэра города Хабаровска от 23.05.2005 N 827 “Об организации похоронного дела в городе Хабаровске“ установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, возмещается специализированной службе за счет средств бюджета города в случае утверждения постановлением Мэра города стоимости услуг, предоставляемых по гарантированному перечню услуг по погребению свыше 1 000 руб. (с учетом применения районного коэффициента) в части, превышающей 1 000 руб. (с учетом применения районного коэффициента).

Изложенное свидетельствует, что судом апелляционной инстанций принят судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права, доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и им дана надлежащая оценка, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление от 24.04.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-6023/2007-86 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.