Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.05.2008 N Ф03-А73/08-1/1688 по делу N А73-5802/2007-32 Подлежит удовлетворению за счет средств казны РФ требование о взыскании расходов, связанных с предоставлением гражданам, проживающим в закрытых военных городках, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если представленные доказательства подтверждают, что РФ не профинансированы надлежащим образом государственные полномочия по предоставлению указанных льгот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2008 г. N Ф03-А73/08-1/1688

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю

на решение от 09.10.2007

по делу N А73-5802/2007-32

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску Бикинской квартирно-эксплуатационной части

к Администрации Бикинского муниципального района, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению администрации Бикинского муниципального района, Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГУ “Управление Дальневосточного военного округа“

о взыскании 5 634 960
руб. 55 коп.

Бикинская квартирно-эксплуатационная часть обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Администрации Бикинского муниципального района о взыскании 5 634 960 руб. 55 коп., составляющих расходы, связанные с предоставлением гражданам, проживающим в закрытых военных городках города Бикина и поселка Лермонтовка субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в период 2001 - 2006 годов.

Определением арбитражного суда с согласия истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерство финансов Хабаровского края, Финансовое управление администрации Бикинского муниципального района, Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГУ “Управление Дальневосточного военного округа“.

До принятия решения истец уточнил сумму иска и просил взыскать 2 894 652 руб. 43 коп.

Решением от 09.10.2007 исковое требование удовлетворено в уточненном размере за счет казны Российской Федерации.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, в которой заявитель просит отменить решение суда, считая, что оно принято с нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.

В судебном заседании представители ответчиков доводы, изложенные в жалобе, поддержали.

Представитель истца с жалобой не согласился и просил решение суда оставить в силе.

При проверке законности принятого по настоящему делу решения установлено, что отмене либо изменению оно не подлежит по следующим основаниям.

Спор возник в связи с предоставлением Бикинской квартирно-эксплуатационной части в период 2001 - 2006 годов субсидий на оплату жилищных и коммунальных
услуг гражданам, проживающим в закрытых военных городках города Бикина и поселка Лермонтовка, имеющим на это право в соответствии с Законом “Об основах жилищной политики в РФ“, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 N 444.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковое требование только за период 2004 - 2006 годов, в отношении 2001 - 2003 годов взыскание выпадающих доходов подлежит отклонению в связи с пропуском истцом срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 ГК РФ.

Согласно пункту 9 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства РФ от 30.08.2004 N 444 расходы на предоставление субсидий гражданам - льготникам, проживающим в закрытых военных городках, финансируются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Аналогичный порядок предусмотрен и пунктом 67 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761.

Следовательно, Ф.И.О. определен источник финансирования жилищных субсидий для указанной категории граждан - средства федерального бюджета, выделяемые на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем, судом установлено, что средства федерального бюджета на возмещение расходов за предоставленные субсидии гражданам, проживающим в закрытых военных городках, из федерального бюджета не поступали.

Поскольку Российской Федерацией не профинансированы государственные полномочия по предоставлению рассматриваемых льгот, арбитражный суд правомерно возложил ответственность за убытки истца на Российскую Федерацию в лице
Минфина России.

Министерством финансов РФ не представлены доказательства выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на компенсацию субсидий главному распорядителю бюджетных средств - Министерству обороны РФ, в структуру которого входит истец, поэтому доводы ответчика о вине последнего отклоняются.

Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“, взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

Исходя из изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 09.10.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5802/2007-32 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.