Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.02.2008 N Ф03-А24/07-2/6493 по делу N А24-4151/07-16 Так как справка о подтверждающих документах не относится к форме учета и отчетности по валютным операциям, то общество не подлежит привлечению к ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за ее непредставление службе финансово-бюджетного надзора.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 февраля 2008 г. N Ф03-А24/07-2/6493

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 30 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 6 февраля 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области

на решение от 30.10.2007

по делу N А24-4151/07-16

Арбитражного суда Камчатской области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Каммаг“

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области

о признании незаконным и отмене постановления N 30-01-07/203 от 31.07.2007

Общество с ограниченной ответственностью “Каммаг“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной
службы финансово-бюджетного надзора в Камчатской области (далее - территориальное управление) от 31.07.2007 N 30-1-07/203 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 30.10.2007 заявленные требования общества удовлетворены. Обжалуемое постановление органа валютного контроля признано незаконным и отменено на том основании, что справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности по валютным операциям, поэтому ее представление в уполномоченный банк с нарушением установленного законодательством о валютном регулировании срока не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поэтому привлечение общества к административной ответственности является незаконным.

Не согласившись с решением суда, территориальное управление подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить в связи с допущенными нарушениями судом норм материального права. В частности, заявитель жалобы считает, что поскольку общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с нарушением установленного срока, то оно не исполнило обязанности по соблюдению порядка и срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, в связи с чем правомерно привлечено к административной ответственности по вышеуказанной норме права.

Общество в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов, изложенных в ней, просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения апелляционной инстанцией норм материального и процессуального права,
суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.

Как следует из установленных судом обстоятельств дела, территориальное управление провело проверку соблюдения обществом требований валютного законодательства, в ходе которой установлено, что обществом в установленный срок (не позднее 15.10.2006) в уполномоченный банк не представлена справка о подтверждающих документах, оформленная на инвойсы и документы, подтверждающие факт оказания услуг по агентскому соглашению.

Данный факт зафиксирован в протоколе об административном правонарушении N 30-01-07/203 от 25.06.2007, на основании которого и иных материалов дела административный орган 31.07.2007 принял постановление о назначении административного наказания N 30-1-07/203, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере четырехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40 000 рублей.

Не согласившись с постановлением территориального управления, общество оспорило его в арбитражном суде, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования. При этом суд исходил из следующего.

Из материалов проверки общества территориальным управлением установлено, что общество-резидент и компания-нерезидент “Йокогама Трейдинг Корп., ЛТД.“ 20.01.1999 заключили агентское соглашение N КМ-ИТ-01/99, на основании которого в ОАО “Камчаткомагропромбанк“ открыт паспорт сделки N 07050007/0545/0000/4/0. Справка о подтверждающих документах, оформленная на инвойсы не представлена обществом в уполномоченный банк в срок не позднее 15.10.2006, в результате чего, по мнению территориального управления, общество совершило административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленного срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с
требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Вместе с тем частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты “учет и отчетность по валютным операциям“ и “документы и информация, связанные с проведением валютных операций“.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Указанный порядок установлен Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ (далее - Инструкция N 117-И) и Положением ЦБ РФ N 258-П.

К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.

К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.

Согласно части 4
статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.

В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.

Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.

Не принимается во внимание довод заявителя жалобы о применении для урегулирования спорных правоотношений Указания ЦБ РФ N 1950-У, так как данный нормативный акт вступил в законную силу 27.01.2008 и обратной силы не имеет. Следовательно, он не распространяется на спорные правоотношения, которые возникли в июне 2006 года.

Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и удовлетворил заявленные обществом требования о признании обжалуемого постановления территориального управления о назначении ему административного наказания незаконным и отмене и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда и удовлетворения жалобы территориального управления.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 30.10.2007 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-4151/07-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.