Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 17.12.2008 N КА-А40/11200-08 по делу N А40-18955/08-121-212 Заявление о признании незаконным приказа ФТС России о координаторе эмиссии таможенных карт удовлетворено правомерно, так как, издавая оспариваемый приказ, ФТС России самостоятельно определила в качестве координатора эмиссии микропроцессорных пластиковых карт, используемых для уплаты таможенных и иных платежей, второго ответчика в нарушение Технологии расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт при отсутствии для этого правовых оснований.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2008 г. N КА-А40/11200-08

Дело N А40-18955/08-121-212

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Летягиной В.А.

судей: Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.

при участии в заседании:

от заявителя - Е. по дов. от 10.06.08, Б. по дов. от 11.04.08

от ответчика - Т. по дов. от 29.12.07, Ш. по дов. от 17.11.08, М. по дов. от 29.12.07

от третьего лица - Ш. по дов. от 01.09.08

рассмотрев 10 декабря 2008 года в судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного унитарного предприятия “РОСТЭК“, Федеральной таможенной службы

на решение от 7 июля 2008 года

Арбитражного
суда г. Москвы

принятое судьей Давыдовой О.В.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10880/2008-АК, 09АП-10881/2008-АК имеет дату 29.09.2008, а не 29.10.2008.

на постановление от 29 октября 2008 года N 09АП-10880/2008-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями: Цымбаренко И.Б., Захаровым С.Н., Москвиной Л.А.

по заявлению ООО “Таможенная карта“

о признании недействительным Приказа ФТС России от 13 марта 2008 года N 259

к Федеральной таможенной службе РФ, ФГУП “РОСТЭК“

установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2008 по делу N А40-18955/08-121-212 заявление ООО “Таможенная карта“ об оспаривании Приказа ФТС России от 13.03.2008 N 259 “О координаторе эмиссии таможенных карт“ было удовлетворено. Названный Приказ ФТС России признан недействительным. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда решение оставлено в силе.

Не соглашаясь с такими выводами суда апелляционной инстанции в части применения норм Гражданского кодекса Российской Федерации. ФГУП “РОСТЭК“ просит постановление апелляционного суда изменить, указывая, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал, что оспариваемый Приказ ФТС РФ N 259 от 13.03.08, который является ненормативным правовым актом, не соответствует Приказу ГТК России N 757 от 03.08.01, являющемуся нормативно-правовым актом.

Суд апелляционной инстанции, поддержав вышеизложенный довод суда первой инстанции, дополнительно указал, что законность обжалуемого Приказа определяется не только формальными полномочиями лица, издавшего данный Приказ, но и влиянием на гражданские правовые (договорные) отношения, которые он затрагивает. Издание ФТС РФ Приказа N 259 от 13.03.2008 как юридически значимое действие субъекта договорных отношений, которым выражен односторонний отказ от исполнения Генерального соглашения, является нарушением раздела 6 данного соглашения. Характер же содержания оспариваемого Приказа свидетельствует о нарушении ФТС РФ положений ст. 309, 310, 407, 420, 450, 452 Гражданского кодекса
Российской Федерации.

По мнению лица, подавшего жалобу, данные выводы суда апелляционной инстанции ошибочны и противоречат Генеральному соглашению.

В кассационном порядке состоявшиеся по делу судебные акты обжаловала Федеральная таможенная службы, ставя вопрос о их отмене.

В заседании суда кассационной инстанции доводы жалоб, как основных, так и дополнительных, были поддержаны.

Представитель ООО “Таможенная карта“ возражал против доводов жалоб, просил судебные акты оставить без изменения. В дело представлен письменный отзыв.

Законность состоявшихся по данному делу судебных постановлений проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа.

Оснований для их отмены не найдено.

Как следует из материалов дела, Федеральной таможенной службой России 13.03.2008 издан Приказ “О координации эмиссии таможенных карт“, в п. 1 которого в качестве координатора эмиссии микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт), используемых для уплаты таможенных и иных платежей, определено ФГУП “РОСТЭК“. В пункте 2 оспариваемого Приказа указано на признание утратившим силу приказа ГТК России от 03.08.2001 N 758 “О координаторе эмиссии таможенных карт“ (т. 1, л.д. 27).

Из материалов дела усматривается, что Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 04.08.2000 N 667 “О внедрении новых технологий системы уплаты таможенных платежей“ в целях совершенствования системы уплаты таможенных платежей, усиления контроля за поступлением денежных средств на счета таможенных органов, упрощения расчетов по таможенным платежам, сокращения сроков прохождения денежных средств и сроков производства таможенного оформления товаров утверждена Технология расчетов по таможенным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт) (приложение 1) и о ее внедрении в таможенных органах Российской Федерации в сроки, установленные в приложении 2 к данному Приказу.

Начальникам таможенных органов предписано организовать внедрение Технологии расчетов по таможенным платежам с применением таможенных карт в
сроки, установленные приложением 2 к настоящему Приказу, внести соответствующие изменения в действующие должностные инструкции сотрудников таможен, а также в положения об отделах, занятых в эксплуатации системы уплаты таможенных платежей с применением таможенных карт.

В п. 1.3 указанной Технологи расчетов (Приложение N 1 к Приказу N 667) указано, что в целях организации расчетов по уплате таможенных платежей с применением таможенной карты таможня заключает соответствующий договор с координатором эмиссии таможенных карт.

10.11.2000 между ГТК России и ООО “Таможенная карта“ было заключено Генеральное соглашение, регулирующее взаимоотношения сторон в процессе разработки, внедрения электронной системы уплаты таможенных платежей, взимаемых таможенными органами с использованием специализированных пластиковых карт, а также взаимоотношения сторон в процессе осуществления ООО “Таможенная карта“ функций координатора эмиссии таможенных карт.

Согласно п. 2.2.1 указанного Генерального соглашения, ООО “Таможенная карта“ наделено функциями координатора разработки и внедрения электронной системы уплаты таможенных платежей, взимаемых таможенными органами, с использованием таможенных карт в целом.

Во исполнение принятых на себя обязательств по Генеральному соглашению от 10.11.2000 заявителем были заключены договоры с банками-эмитентами (АКБ “Альфа-Банк“ (ОАО), АКБ “Росбанк“ (ОАО), АБ “ОРГРЭС-Банк“ (ОАО), АКБ “Московский Деловой Мир“ (ОАО), АБ “СОДИНБАНК“, ЗАО Экспортно-Импортный Банк, АКБ “РОС-ЕВРОБАНК“ и др.) о порядке открытия и ведения счета участника расчетов в валюте РФ, в приложениях N 1, к которым указано, что “Платежная система “Таможенная карта“ в рамках данных соглашений понимается как система, включающая в себя банки-эмитенты, небанковскую кредитную организацию, осуществляющую расчеты (Расчетный центр), координатора эмиссии и приема таможенных карт (ООО “Таможенная карта“), агентов по распространению таможенных карт, таможни и иных получателей таможенных платежей, объединенных между собой на договорной и технологической основе,
обеспечивающая движение денежных потоков между пользователями таможенных карт (участники ВЭД - клиенты банков-эмитентов) и таможнями и иными получателями таможенных платежей (т. 5 л.д. 1 - 85).

В последующем между Обществом и этими же банками-эмитентами были заключены Договоры о предоставлении права на эмиссию и обслуживание таможенных карт (т. 1 л.д. 71 - 146, т. 2 л.д. 1 - 149, т. 3 л.д. 1 - 148, т. 4 л.д. 1 - 140). Также между заявителем и банками-эмитентами были заключены договоры (соглашения) о выдаче банковских гарантий, по которым Бенефициаром является Федеральная таможенная служба. Материалы дела подтверждают фактическую выдачу банковских гарантий.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ ГТК РФ от 03.08.2001 “О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей“ имеет N 757.

03.08.2001 Государственным таможенным комитетом РФ был издан Приказ N 7э7 “О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей“ (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.08.01 за N 2865), которым утверждена “Технология расчетов по платежным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт)“.

Приказом ГТК РФ от 03.08.2001 N 758 “О координаторе эмиссии таможенных карт“ координатором эмиссии микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт), используемых для уплаты таможенных и иных платежей, определено ООО “Таможенная карта“.

10.09.2001 между ГТК России и ООО “Таможенная карта“ подписано дополнение к Генеральному соглашению от 10.09.00, которым стороны уточнили условия работы ООО “Таможенная карта“ в рамках организации осуществления уплаты таможенных платежей посредством таможенных карт.

В соглашении указано, что оно подписывается в целях реализации положений Приказа ГТК России от 03.08.2001 N 757 “О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей“, приказ ГТК России от 03.08.2001 N 758 “О координаторе эмиссии таможенных карт“ и
(других правовых актов ГТК России в области внедрения новых технологий в системе уплаты таможенных платежей“.

16.01.2004 ГТК РФ издан Приказ N 29 “О применении таможенных карт“, которым утверждена Технология применения микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт) при обеспечении уплаты таможенных платежей.

13.03.2008 Федеральной таможенной службой России издан Приказ “О координации эмиссии таможенных карт“ в целях обеспечения реализации пункта 35 Технологии расчетов по таможенным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт), утвержденной Приказом ГТК России от 03.08.2001 N 757 “О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей“. Пунктом 1 данного Приказа в качестве координатора эмиссии микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт), используемых для уплаты таможенных и иных платежей, определено ФГУП “РОСТЭК“. В пункте 2 оспариваемого Приказа указано на признание утратившим силу приказа ГТК России от 03.08.2001 N 758 “О координаторе эмиссии таможенных карт“ (т. 1 л.д. 27).

В связи с изданием Приказа между субъектами возник спор.

Разрешая спор, суды правильно пришли к выводу, что в соответствии с требованиями п. п. 1, 2 ст. 3 Таможенного кодекса РФ, таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по введению и взиманию таможенных платежей.

Согласно ст. 423 Таможенного кодекса Российской Федерации разработка, создание и использование информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах обмена информацией, и средств их обеспечения осуществляются таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ч. 1); использование таможенными органами не находящихся в федеральной собственности информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения осуществляется на договорной основе (ч. 4); условия и порядок использования для таможенных целей
информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ч. 5).

В соответствии с Положением “О Федеральной таможенной службе“, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 459, Федеральная таможенная служба на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ принимает порядок и условия использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологии и средств их обеспечения (п. 5.2.26); осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств (п. 5 - 7)

Вместе с тем, ФТС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по оказанию платных услуг (п. 7 Положения).

Приказом N 757 от 03.08.2001 (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.08.2001 за N 2865), установлен порядок определения единого координатора эмиссии таможенных карт - определение соответствующей организации банками-эмитентами и согласование ее с таможенными органами. Самостоятельного права назначения координатора эмиссии таможенному органу не представлено.

Согласно п. 35 Приложения N 1 к Приказу ГТК от 03.08.2001 N 757, координацию эмиссии таможенных карт, а также координацию действий всех участников платежной системы, обеспечение их информационной поддержки осуществляется организацией, определенной участниками проекта по согласованию с ГТК России - единым координатором эмиссии таможенных карт.

Таким образом, оспариваемым Приказом ФТС России вопреки данной редакции п. 35 Приложения N 1 к Приказу ГТК от 03.08.2001 N 757, а также п. 6.2 раздела 6 Генерального соглашения самостоятельно и при наличии данного не расторгнутого соглашения определило единого координатора эмиссии таможенных карт.

Данный вывод указывает на несостоятельность ссылки ФТС РФ на новую редакцию пункта
35 Приложения N 1 к Приказу N 757 от 03.08.2001 (введена Приказом ФТС России от 06.05.2008 N 536 “О внесении изменений в приказ ГТК России от 03.08.2001 N 757“ зарегистрирован Минюстом РФ 06.05.2008 рег. N 11632), в соответствии с которой “координацию эмиссии таможенных карт, а также координацию действий всех участников платежной системы, обеспечение их информационной поддержки осуществляет организация, определенная ФТС России, - единый координатор эмиссии таможенных карт“.

Содержание новой редакции пункта 35 Приложения N 1 к Приказу N 757 от 03.08.2001 не устанавливает для ФТС РФ обязанности при наличии не расторгнутого Генерального соглашения с ранее определенным координатором эмиссии вновь определять такового, в том числе иное лицо, в связи с принятием данной редакции пункта 35.

К тому же, Приказ ФТС России от 06.05.2008 N 536 “О внесении изменений в приказ ФТС России от 03.08.2001 N 757“ (опубликован в “Российской газете“ N 97 4654 от 08.05.2008), которым была изменена редакция пункта 35 Приложения N 1 к Приказу N 757 от 03.08.2001, вступила в силу 19.05.2008, то есть позднее обжалуемого Приказа ФТС РФ от 13.03.2008 N 259, и не могла быть применена при издании последнего.

Основываясь на анализе правильно установленных обстоятельств, и представленных сторонами доказательств, суды обоснованно пришли к выводу о том, что, издавая Приказ от 13.03.2008 N 259, Федеральная таможенная служба самостоятельно определила в качестве координатора эмиссии микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт), используемых для уплаты таможенных и иных платежей, ФГУП “РОСТЭК“ в нарушение п. 35 Приложения N 1 к Приказу N 757 от 03.08.2001, при отсутствии для этого фактических и правовых оснований.

Суды правомерно со ссылкой
на главу 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указали на административный характер спора, связанного с изданием Приказа N 259 от 13.03.2008, что вытекает из его административно-правового значения.

Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами арбитражного апелляционного суда, что обжалуемый Приказ должен быть признан недействительным, так как противоречит положениям Генерального соглашения от 10.11.2000, является незаконным односторонним отказом от его исполнения, и соответственно нарушает положения ст. ст. 309, 310, 407, 420, 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего:

Согласно ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации ФТС России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела и обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела, а также единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 5.2. Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 ФТС РФ принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, к которым, в частности, отнесены порядок и технология производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Соответственно, определение координатора эмиссии таможенных карт входит в круг полномочий ФТС РФ как государственного органа.

В силу ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота и регулирует обязательства и отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны
другой, в том числе к административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Издавая приказы, ФТС РФ действует на основании административных властных полномочий, принадлежащих ей как государственному органу. Данные отношения предполагают неравенство субъектов, властное подчинение одной стороны другой и не регулируются нормами гражданского законодательства.

При этом по ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация через органы может вступать в отношения, регулируемые гражданским законодательством, основанные на началах равенства субъектов. Суды правильно оценили Генеральное соглашение от 10.11.2000 как гражданско-правовую сделку, направленную на возникновение гражданских прав и обязанностей. Наделение ООО “Таможенная карта“ статусом координатора эмиссии таможенных карт, поддержание данного статуса и не передача его иному лицу не могут быть предметом гражданско-правовых обязательств по сделке, так как это полномочие принадлежит ФТС России как государственному органу. Это подтверждается также положениями ст. 417 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Таким образом, в случае издания ФТС РФ не противоречащего законодательству акта, вследствие которых исполнение ФТС РФ обязательств по отношению к ООО “Таможенная карта“ как к координатору эмиссии таможенных карт будет невозможным, соответствующие обязательства могут считаться прекращенными.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 425 Гражданского кодекса РФ, а не статья 25.

В силу изложенного оспариваемый Приказ, которым ООО “Таможенная карта“ лишено полномочий координатора эмиссии таможенных карт, не может считаться противоречащим закону как нарушающий ст. ст. 309, 310, 407, 420, 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, так эти нормы гражданского законодательства регулируют иные отношения. Заявитель, полагая, что нарушены его права по Генеральному соглашению от 10.11.2000 как гражданско-правовой сделке, вправе обратиться с соответствующими требованиями, основанными на ст. 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Аналогичным образом оспариваемый Приказ не может считаться неправомерным односторонним отказом от Генерального соглашения от 10.11.2000 в связи с тем, что при оценке правомерности одностороннего отказа от исполнения договора судам следует руководствоваться не только формальным цитированием положений Генерального соглашения от 10.11.2000, но и определить его гражданско-правовую природу с учетом положений норм Гражданского кодекса Российской Федерации о различных видах договоров. Как видно из анализа обязательств заявителя по Генеральному соглашению от 10.11.2000, им приняты обязательства по осуществлению определенной деятельности в интересах ФТС РФ, направленной на обеспечение сбора таможенных платежей с использованием электронной технологии расчетов с применением таможенных карт. Возмездность данной деятельности обеспечивается получением комиссионного вознаграждения с пользователей таможенных карт. В силу изложенного, по сути, Генеральное соглашение является договором возмездного оказания услуг и должно регулироваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах данного рода. Возможность одностороннего отказа от договора на возмездное оказание услуг со стороны лица, в интересах которого предоставляются услуги, предусмотрена ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Сам по себе Приказ ФТС N 259 от 13.03.08 не может считаться односторонним отказом от исполнения Генерального соглашения от 10.11.2000, так как это административный акт, его издание не регулируется нормами гражданского законодательства, Приказ не адресован конкретно ООО “Таможенная карта“, какие-либо ссылки на Генеральное соглашение от 10.11.2000 в нем отсутствуют.

Вместе с тем ошибочные выводы суда апелляционной инстанции относительно правового регулирования оспариваемого Приказа не повлияли на правильные в целом акты судов первой и апелляционной инстанций.

С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о признании Приказа ФТС РФ N 259 от 13.03.08 как противоречащего нормативному Приказу ГТК РФ N 757 от 03.08.01 является правильным.

Оснований для отмены или изменения судебных актов нет.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 7 июля 2008 года и постановление от 29 сентября 2008 года N 09АП-10880/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-18955/08-121-212 оставить без изменения, кассационные жалобы ФГУП “РОСТЭК“ и Федеральной таможенной службы - без удовлетворения.

Председательствующий-судья

В.А.ЛЕТЯГИНА

Судьи:

М.Р.АГАПОВ

Р.Р.ЛАТЫПОВА