Решения и определения судов

Определение Пензенского областного суда от 22.07.2008 по делу N 33-1366 В удовлетворении исковых требований о взыскании и перерасчете компенсационных выплат как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС отказано судом правомерно, поскольку выплачиваемые суммы значительно превышают размеры компенсационных выплат, предусмотренных действующим законодательством.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июля 2008 г. по делу N 33-1366

Судья: Жигалова М.А.

22 июля 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Л.А.

и судей Елагиной Т.В. и Гордеевой Н.В.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Смирновой Л.А. дело по кассационной жалобе П. на решение Зареченского городского суда Пензенской области от 16 июня 2008 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска П. к военному комиссариату Пензенской области, Министерству финансов РФ о выплате задолженности и перерасчете компенсационных выплат - отказать.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения П., представителя военного комиссариата Пензенской области Ивановой Т.А. (доверенность N ППР/04 от 11.01.08 г.) и
заключение прокурора Лункина С.А., полагавшего, что решение суда законно и оснований для его отмены не имеется, судебная коллегия

установила:

П. является лицом, принимавшим непосредственно участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте “г“ п. 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 2123-1, о чем имеет удостоверение <...>.

На основании ФЗ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС“ он имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.

Согласно решениям Зареченского городского суда Пензенской области от 27.04.2004 года и от 09.10.2006 года ему были проиндексированы ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью и определено ко взысканию с 01.01.2006 года соответственно 631 руб. и 841 руб. 33 коп.

П. обратился в суд с иском к военному комиссариату Пензенской области о выплате задолженности и перерасчете компенсационных выплат.

В обоснование исковых требований указал, что по постановлению Правительства РФ от 21 марта 2007 года N 171 “Об индексации в 2007 году размеров компенсационных и иных выплат гражданам, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ осуществляемые ему выплаты должны быть проиндексированы в 1,08 раза. По постановлению Правительства РФ от 21.12.2007 года N 914 “Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ выплаты должны быть проиндексированы в 1,07 раза.

На основании изложенного с учетом положений п. 13 ч. 1 ст. 14 и ст. 39 Федерального Закона “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ сумма ежемесячной
денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в 2007 году должна составлять 681 руб. 48 коп. (631 х 1,08), в 2008 году - 729 руб. 18 коп. (681,48 х 1.07), а ежегодная компенсация за вред здоровью в 2007 году - 908 руб. 64 коп., в 2008 году - 972 руб. 24 коп. (908,64 х 1,07).

Сумма задолженности по ежемесячной денежной компенсации составляет 1096 руб. 66 коп., а задолженность по ежегодной компенсации за вред здоровью в 2007 году - 908 руб. 64 коп.

Просил взыскать в его пользу с военного комиссариата Пензенской области задолженность по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за 2007 год в размере 908 руб. 64 коп., а также задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2007 года по 30.05.2008 года в сумме 1096 руб. 66 коп за счет средств, предусмотренных на данные цели, а с 01.06.2008 года обязать выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 729 руб. 18 коп., обязать военный комиссариат Пензенской области назначить с 01.06.2008 года П. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 729 руб. 18 коп., а также ежегодную компенсацию за вред здоровью за 2008 год в размере 972 руб. 24 коп. за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, до изменения состояния здоровья с последующей индексацией в соответствии с установленным законом порядком.

В судебном заседании истец П. поддержал данный иск и настаивал на его удовлетворении.

Зареченский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе П. просит отменить решение городского суда, и принять новое решение
об удовлетворении исковых требований.

Полагает, что принятое по делу решение нарушает регулярность и стабильность индексации вышеуказанных выплат, но и практически приостанавливает ее на неопределенный срок, что недопустимо без соответствующих на то законов. Считает, что нарушено его право, установленное ст. 318 ГПК РФ об индексации сумм, выплачиваемых непосредственно на содержание гражданина.

Считает, что решение суда не соответствует требованиям действующего законодательства и разъяснениям постановлений Конституционного Суда РФ, регулирующие данные правоотношения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

В соответствии с п. 2 ч. 2 постановления Верховного Совета РФ лицам, указанным в подпунктах “а“ - “г“ пункта 1 настоящего постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов 3 группы.

В силу п. 13 ч. 1 ст. 14 и ст. 39 Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ таким гражданам должна выплачиваться ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей, а также ежегодная компенсация на оздоровление в размере 400 рублей.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 1.12.1997 года “По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещению вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Проанализировав нормы действующего законодательства, доводы сторон, представленные ими доказательства и установленные фактические обстоятельства по делу в их совокупности, городской суд обоснованно отказал в удовлетворении иска П. о выплате задолженности и перерасчете компенсационных выплат в связи с отсутствием к этому законных оснований.

При постановлении решения суд признал установленным и исходил из того, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

К таким социальным выплатам относятся ежемесячные денежные компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью.

Частью 3 статьи 5 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (в редакции Федерального Закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке,
определяемом Правительством РФ.

Положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным Законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации“, в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П “По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), федеральных законов от 12 февраля 2001 года “О внесении изменений в дополнений
в Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, от 19 июня 2000 года “О минимальном размере оплаты труда“ и от 7 августа 2000 года “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации“ в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев“ (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, от 7 мая 2005 года N 292, от 25 апреля 2006 года N 246, от 21 марта 2007 года N 171 и от 21 декабря 2007 года N 914 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 - 1010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом
установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий год.

Таким образом, законодательно определено, что размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ по состоянию на 1 января 2008 года составляет 467 руб. 86 коп., а размер ежегодной компенсации за вред здоровью для такой категории граждан составляет 623 руб. 82 коп.

Как следует из материалов дела и бесспорно установлено в ходе судебного заседания истец П. в настоящее время получает ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 631 руб., а ежегодную компенсацию за вред здоровью в сумме 841 руб. 39 коп., что значительно больше размеров компенсационных выплат, определенных постановлением Правительства от 21.12.2007 года N 914.

Поскольку размер получаемых истцом П. компенсационных выплат в настоящее время значительно выше тех размеров, которые определены постановлением Правительства РФ, законные основания для удовлетворения его исковых требований в рамках настоящего дела отсутствуют.

Ранее определенные ко взысканию размеры компенсационных выплат не могут быть снижены, но и применять индексы, установленные Правительством РФ на 2007 - 2008 гг. оснований не имеется.

Суждение суда основано на объяснениях сторон, представленных доказательствах, правильно оцененных судом.

В решении приведено законодательство, которым руководствовался суд и установленные по делу обстоятельства.

Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными,
они не основаны на доказательствах, установленных фактических обстоятельствах по делу и на требованиях действующего законодательства. Более того, они были предметом судебного разбирательства и им дана надлежащая правовая оценка, которая признается судебной коллегией правильной. В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленного судом в связи с неправильным толкованием норм материального права.

Других доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, кассационная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360 - 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Зареченского городского суда Пензенской области от 16 июня 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу П. - без удовлетворения.