Решения и определения судов

Определение Пензенского областного суда от 01.07.2008 по делу N 33-1228 Поскольку истица на момент обращения в пенсионный фонд за назначением пенсии не имела специального стажа 30 лет, суд признал, что на основании ст. 19 Закона РФ “О трудовых пенсиях в РФ“ пенсия должна быть назначена с момента возникновения права на нее.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 июля 2008 г. по делу N 33-1228

Судья: Ирышкова Т.В.

1 июля 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего судьи Уткиной И.В.

и судей Кузнецовой Т.А., Смирновой Л.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу
Кузнецовой Т.А. гражданское дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ по Октябрьскому району г. Пензы на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 6 мая 2008 года, которым постановлено:

Исковые требования К.Л. удовлетворить.

Обязать ГУ УПФ РФ по Октябрьскому району г. Пензы включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью К.Л.: период работы с 1 августа 1978 года по 1 января 1979 года в должности заведующей Александрийским фельдшерско-акушерским пунктом Лунинской ЦРБ в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца, признав недействительным в этой части решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Октябрьскому району г. Пензы от 19 марта 2008 года, назначить пенсию с 30 декабря 2007 года.

Взыскать с ГУ УПФ РФ по Октябрьскому району г. Пензы в пользу К.Л. возврат госпошлины 100 руб.,

установила:

К.Л. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, указав, что 27.12.2007 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, заявив более 30 лет специального стажа.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Октябрьскому району г. Пензы от 19.03.2008 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по причине недостаточного специального стажа работы.

В специальный стаж она заявила, в том числе, периоды работы с 01.08.1978 г. по 30.07.1981 г. в должности заведующей Александрийским фельдшерским пунктом - фельдшера в Лунинской Центральной районной больнице, а также периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы
с 26 по 29 января 1991 г.; с 4 по 11 сентября 1995 г.; с 4 по 7 августа 1996 г. во время занятия должности медицинской сестры в Пензенской горбольницы N 6.

Эти периоды не засчитаны ответчиком в специальный стаж, период работы с 1 августа 1978 г. по 30 июля 1981 г. исключен по причине отсутствия в Списках должности “заведующая медицинским пунктом“.

В подтверждение неправомерности доводов ответчика сослалась на Список профессий и должностей..., утвержденный постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464; Перечень учреждений, организаций и должностей, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий, утвержденные Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. N 1397.

Просила признать недействительным решение комиссии об отказе в назначении пенсии от 19.03.2008 г., признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, обязать ГУ УПФ РФ по Октябрьскому району г. Пензы включить ей в специальный стаж период работы с 1 августа 1978 г. по 30 июля 1981 г. в должности заведующей Александрийским фельдшерским пунктом - фельдшера в Лунинской ЦРБ, назначить пенсию с 27.12.2007 г.

В судебном заседании К.Л. частично изменила исковые требования и просила обязать ГУ УПФ РФ по Октябрьскому району города Пензы включить в специальный стаж для назначения ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью период работы в должности заведующей Александрийским фельдшерским пунктом Лунинской ЦРБ с 01.08.1978 г. по 01.01.1979 г. в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца; признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФ РФ по Октябрьскому
району г. Пензы от 19.03.2008 г., назначить пенсию с 30.12.2007 г. Дополнительно пояснила, что с 01.08.1978 г. и по 30.07.1981 г. она работала в должности заведующей фельдшерским пунктом, выполняя обязанности фельдшера по оказанию медицинской помощи жителям трех сел в оборудованном медицинском пункте. Она осуществляла патронаж детей, медицинский осмотр механизаторов, доярок; делала профилактические прививки, оказывала первую доврачебную помощь, сопровождала больных в стационар, работала под руководством главврача Лунинской ЦРБ.

Представитель ответчика по доверенности Ч.Е. просила в удовлетворении иска отказать, поскольку назначение трудовой пенсии в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Закона производится на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения... и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения..., утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002 г.

С учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.04 г. N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. По периодам работы до 1 ноября 1999 года возможно применение Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, утвердившего Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений..., по периодам работы с 1.11.99 г. по 13.11.2002 г. Список должностей... и Правила исчисления сроков выслуги..., утвержденные Постановлением
Правительства РФ от 22.09.99 г. N 1066.

Поскольку действовавшими списками должностей не предусмотрена должность заведующая медицинским пунктом, период работы истицы с 01.08.1978 г. по 01.01.1979 г. обоснованно исключен из специального стажа.

Октябрьский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

Не соглашаясь с решением, ответчик просит о его отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, ссылаясь при этом на доводы своего представителя в судебном заседании.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Г.А. по доверенности от 19.05.2008 г., просившего об отмене решения по доводам кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Удовлетворяя исковые требования истицы, суд признал установленным и исходил из того, что они соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела, исследованным судом.

Данный вывод суда судебная коллегия находит правильным.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защит его прав и свобод.

В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (осуществление прав охватывает и реализацию права на защиту).

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании ст. 7 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“ N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины - возраста 55 лет.

Согласно пп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ “О трудовых пенсиях в РФ“ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения
в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу п. 3 указанной статьи списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения..., а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В соответствии с пп. “а“ п. 5 названных Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

С учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“ в связи с запросами групп
депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (ИЛ ТУМЭН) республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан не исключается возможность применения при оценке пенсионных прав застрахованных лиц порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“.

В соответствии с Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. N 1397 (утратившим силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953 с 1 октября 1993 г.), пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения (врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах) назначались по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложения (п. 1 пп. “б“).

В приложенном к Постановлению Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, поименованы врачи, фельдшеры, медицинские сестры - независимо от наименования должности, а также амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (здравпункты, медицинские кабинеты и пункты).

Пунктом 6 данного Постановления установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначение пенсии в любое время после возникновении права на пенсию без ограничения каким-либо сроком и независимо от места
последней работы.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г., в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты, в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. (в редакции Постановления Правительства от 19.02.2001 г. N 130).

В соответствии со Списком от 06.09.91 г. право на указанный вид пенсии имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.

При определении права на пенсию в этом случае применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.99 г. N 377, Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.99 г. N 395, с изменениями и дополнениями и перечень хирургических отделений /палат/ для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в положении об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденном приказом Минздрава России от 15.10.99 г. N 377.

Как установлено судом по делу, подтверждается записями в трудовой книжке и справкой уточняющего характера, выданной Лунинской ЦРБ, К.Л. закончила в 1978 г. Пензенское медицинское училище с присвоением квалификации медицинская сестра, что подтверждено соответствующим дипломом, работала с 01.08.1978 г. по 01.01.1979 г. в должности заведующей Александрийским фельдшерско-акушерским пунктом (ФАП), с 02.1979 г. по 01.08.1981 г. - в должности заведующей Александрийским ФАПом - фельдшера.

Факт ее работы в указанные периоды, помимо ее
объяснений о том, что она, работая заведующей Александрийским фельдшерским пунктом руководствовалась положением о заведующей фельдшерско-акушерским пунктом фельдшере, утвержденным Приказом Министра здравоохранения ССР от 27.07.1973 г. N 566, осуществляя непосредственно лечебную деятельность и санитарно-профилактическую работу на участке, объединявшим 3 села Лунинского района Пензенской области, подтвержден показаниями свидетеля К.И., работавшего в должности Главврача Лунинской ЦРБ, пояснившего в судебном заседании, что работая в должности заведующей Александрийским фельдшерско-акушерским пунктом с 01.08.1978 г. по 01.08.1981 г., истица выполняла обязанности фельдшера, при этом она занималась непосредственно лечебной деятельностью: несла ответственность за организацию лечебно-профилактической деятельности и санитарно-просветительской работы в организованном в с. Александрия медицинском пункте, обслуживала население трех близлежащих сел: вела амбулаторный прием, оказывала помощь больным на дому, выполняла врачебные назначения, делала профилактические прививки, осуществляла подворный обход, отчитывалась о работе ему как главному врачу.

Свидетель С.Л. также подтвердила в судебном заседании тот факт, что истица, работая в должности заведующей фельдшерским пунктом, оказывала медицинскую помощь жителям сел, осуществляла патронаж детей, делала профилактические прививки.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ в п. 9 Постановления N 25 от 20.12.2005 г. “О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии“, в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“ (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что
вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Тщательно проверив доводы сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства суд обоснованно пришел к выводу о необоснованном исключении ответчиком из специального стажа периода работы истицы с 01.08.1978 г. по 01.01.1979 г. в должности заведующей Александрийским фельдшерско-акушерским пунктом Лунинской ЦРБ, поскольку в этот период она осуществляла лечебную деятельность в сельском медицинском пункте при Лунинской ЦРБ, а потому этот период должен быть включен в специальный стаж в исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца, так как работа протекала в сельской местности.

Поскольку на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии ее специальный стаж не составил 30 лет (с учетом включения в специальный стаж периода работы истицы с 01.08.1978 г. по 01.01.1979 г. в льготном исчислении и исключения из специального стажа периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы), суд правильно признал, что на основании ст. 19 Закона РФ “О трудовых пенсиях в РФ“ пенсия ей должна быть назначена с момента возникновения права на нее - 30.12.2007 года (по настоящее время истица работает в должности медсестры в инфекционном отделении N 2 МУЗ ГКБ СМП им. Захарьина).

Материальный закон судом применен и истолкован правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено.

Доводы кассационной жалобы были предметом обсуждения суда, получили оценку в решении суда в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

При рассмотрении данного дела судом правильно установлены факты, имеющие значение для дела, которые подтверждены исследованными судом доказательствами, решение суда содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Не усматривая оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь ст. ст. 360 - 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 6 мая 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФ РФ по Октябрьскому району г. Пензы - без удовлетворения.