Решения и постановления судов

Постановление ФАС Московского округа от 13.10.2008 N КГ-А40/9307-08 по делу N А40-69308/07-32-153 Исковые требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ убытков в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением истцом льгот по перевозке льготных категорий граждан, удовлетворены правомерно, так как материалы дела свидетельствуют о неисполнении Российской Федерацией, установившей льготы, своих обязательств по компенсации затрат, произведенных транспортной организацией в связи с реализацией законно установленных льгот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2008 г. N КГ-А40/9307-08

Дело N А40-69308/07-32-153

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2008 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Федосеевой Т.В.,

судей Завирюха Л.В., Тарасовой Н.В.

при участии в заседании:

от истца - извещен, не явился

от ответчика - К. по доверенности N 01-06-08/186 от 13.12.07

от третьего лица - извещено, не явилось

рассмотрев 06 октября 2008 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

на решение от 25 мая 2008 года

Арбитражного суда города Москвы

принятое судьей Куклиной Л.А.

на постановление от 08 августа 2008 года N 09АП-8920/2008-ГК

Девятого арбитражного
апелляционного суда

принятое судьями Трубицыным А.И., Барановской Е.Н., Поповым В.В.

по иску МУП “Пермгорэлектротранс“

о взыскании 209 429 780 руб.

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

третье лицо: Комитет по транспорту Администрации г. Перми

установил:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 181-ФЗ имеет дату 24.11.1995, а не 21.11.1995.

Муниципальное унитарное предприятие (далее - МУП) “Пермгорэлектротранс“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (далее - Минфин РФ) убытков в сумме 209 429 780 руб., в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением истцом льгот по перевозке льготных категорий граждан в 2004 году, в соответствии ФЗ от 21.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Решением от 20 мая 2008 года Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 08 августа 2008 года Девятого арбитражного апелляционного суда исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Выводы судов мотивированы тем, что неполученная провозная плата вследствие предоставления предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом льгот была возмещена за счет средств федерального бюджета не в полном объеме.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Минфин России обратился с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об их отмене и отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы заявителя мотивированы тем, что судом не применен закон, подлежащий
применению, а именно пункт 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), неправильно истолкован пункт 5 статьи 790 ГК РФ.

Истец и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, отзыв на кассационную жалобу не представили, при этом истцом заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с нахождением его представителя в отпуске.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев заявленное ходатайство, не находит оснований для его удовлетворения.

Представитель Минфина России поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Выслушав представителя истца и ответчиков, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Согласно ч. 5 ст. 790 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с Законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, истец в 2004 году предоставил льготы по проезду городским электрическим транспортом льготной категории граждан, на общую сумму 242 658 780 руб.

Из федерального бюджета истцу возмещена сумма 33 229 000
руб. Сумма некомпенсированных расходов составила 209 429 780 руб.

Судом установлено, что сумма некомпенсированных расходов составляет убытки истца. Размер убытков подтвержден расчетом, произведенным МУП “Пермгорэлектротранс“ на основании Постановления Госкомстата РФ от 28.06.2002 г. N 149, которое содержит методику расчета суммы убытков в соответствии, с которой количество лиц с правом бесплатного проезда устанавливается на основании справок, полученных от организаций, выдавших документы, дающие право на бесплатный проезд.

Судом также установлено, что убытки истцу причинены в результате неисполнения Минфином РФ обязанности по полной компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению льготным категориям пассажиров бесплатного проезда.

С учетом установленного и на основании ст. ст. 15, 16, 790, 1069 ГК РФ, ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, суд сделал правильный вывод об ответственности Российской Федерации, установившей льготы и не исполнившей свои обязательства по компенсации затрат, произведенных транспортной организацией, в связи с реализацией законно установленных льгот.

Установив, что убытки были причинены истцу в результате недостаточности предусмотренного бюджетом финансирования вышеуказанных расходов, суд в соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса“, сделал правильный вывод о том, что в качестве представителя Российской Федерации должен выступать финансовый орган Российской Федерации - Министерство финансов РФ, так как оно в
2004 году являлось главным распорядителем средств Фонда компенсаций, за счет которых осуществлялось финансирование льгот, предусмотренных действующим законодательством.

Суд кассационной инстанции находит выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и закону.

Довод заявителя о неприменении судом п. 10 ст. 158 БК РФ, не нашел своего подтверждения, поскольку вопрос о надлежащем ответчике, подлежащем привлечению к участию в деле на основании названной нормы Закона, был предметом исследования арбитражного суда.

Довод заявителя о пропуске срока исковой давности, подлежит отклонению как несостоятельный и не основанный на законе.

В соответствии со ст. 12 БК РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря.

Довод заявителя о недоказанности истцом фактически понесенных расходов, в связи с оказанием услуг перевозки льготной категории граждан, также подлежит отклонению, поскольку данные обстоятельства были предметом исследования суда первой инстанции и им дана правильная оценка.

У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки указанных обстоятельств.

Доводов, влекущих за собой отмену принятых по делу решения и постановления, заявителем кассационной жалобы не приведено.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты законными, оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение от 20.05.2008 Арбитражного суда г.
Москвы и постановление от 08.08.2008 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-69308/07-32-153 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Т.В.ФЕДОСЕЕВА

Судьи

Л.В.ЗАВИРЮХА

Н.В.ТАРАСОВА