Решения и определения судов

Определение Пензенского областного суда от 22.01.2008 по делу N 33-84 Исковые требования о признании незаконной деятельности игрового зала удовлетворены, поскольку материалами дела подтверждается, что деятельность зала игровых автоматов не соответствует требованиям законодательства.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 января 2008 г. по делу N 33-84

Судья: Жигалова М.А.

“22“ января 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Л.А.

и судей Гордеевой Н.В. и Елагиной Т.В.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Смирновой Л.А. дело по кассационной жалобе представителя ООО “Призма“ на решение Зареченского городского суда Пензенской области от 3 декабря 2007 года, которым постановлено:

Признать незаконной деятельность игрового зала ООО “Призма“, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1.

Обязать ООО “Призма“ прекратить деятельность игрового зала, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1.

Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Артамоновой С.А., судебная коллегия

установила:

прокурор Железнодорожного района г. Пензы обратился в суд с иском к ООО “Призма“ в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконной деятельности игрового зала и прекращении его деятельности, указав, что прокуратурой Железнодорожного района г. Пензы проведена проверка соблюдения игровым залом ООО “Призма“, расположенным по адресу г. Пенза, ул. Луначарского, 1 требований Федерального закона “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ N 244-ФЗ от 29.12.2006 года.

В ходе данной проверки установлено, что согласно новой редакции Устава ООО “Призма“, утвержденного общим собранием участников 06.12.2006 года, предметом деятельности общества является игорный бизнес.

29.06.2004 года Федеральным Агентством по физической культуре, спорту и туризму ООО “Призма“ была выдана лицензия на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений N 004843 сроком действия до 29.06.2009 года.

Для осуществления вышеназванного вида деятельности 16 декабря 2006 года между ОАО “Пензенское объединение автовокзалов“ и ООО “Призма“ был заключен договор аренды части здания (сооружения) общей площадью 103 кв. м, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Луначарского, 1. Пунктами 1.2 и 6.2 данного договора арендатору -
ООО “Призма“ на неопределенный срок во временное владение и пользование для размещения зала игровых автоматов передана часть помещения площадью 103 кв. м.

По сведениям инспекции ФНС РФ по Железнодорожному району г. Пензы в арендуемой части здания ООО “Призма“ для осуществления предпринимательской деятельности разместило 50 игровых автоматов, свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес N 120 от 21.08.2007 года.

Выходом в зал игровых автоматов 20.09.2007 года было установлено, что ООО “Призма“ осуществляет деятельность в сфере организации и содержания игорных заведений. Данные факты зафиксированы в протоколе осмотра (обследования) N 13-22/549 от 20.09.2007 года.

Вместе с тем, Федеральным законом “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ N 244-ФЗ от 29.12.2006 года установлены ограничения осуществления деятельности и требования, которым с 01.07.2007 года должны соответствовать игорные заведения.

Так, согласно пункту 2 ст. 5 названного Закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статей 15 этого же Закона установлено, что букмекерские конторы и тотализаторы не могут быть расположены в зданиях, строениях, сооружениях автовокзалов, а также на земельных участках, на которых расположены указанные объекты.

В соответствии со ст. 16 N 244-ФЗ от 29.12.2006 года данное ограничение распространено также и на имеющие соответствующие лицензии игорные заведения.

Анализ представленных ОАО “Пензенское объединение автовокзалов“ правоустанавливающих документов на здание (строение), часть которого была передана в аренду ООО “Призма“, и земельный участок свидетельствует о том, что здание, расположенное по
адресу: г. Пензы, ул. Луначарского, 1, принадлежит ОАО “Пензенское объединение автовокзалов“, используется Пензенским автовокзалом.

В соответствии с данными технического паспорта Пензенского городского отделения ФГУП “Ростехинвентаризация“ от 19.08.2003 года на предприятии (имущественный комплекс) следует, что нежилое здание используется под автовокзал, магазин и другие вспомогательные учреждения.

Земельный участок площадью 24621 кв. м, расположенный по адресу г. Пенза, ул. Луначарского, 1, был предоставлен ГУП ПО “Объединение автовокзалов и автостанций“ в аренду на неопределенный срок на основании постановления главы администрации г. Пензы от 19.01.2004 года N 128 и от 03.02.2004 года N 233/1 также для размещения автовокзала.

На этом основании 05.02.2004 года КУМИ г. Пензы с вышеуказанным юридическим лицом был заключен договор аренды земельного участка N 4885, в котором также отражен целевой характер использования земельного участка - для размещения автовокзала.

Согласно условиям, определенным в части 1 ст. 16 данного Закона игорные заведения вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, если этими игорными заведениями соблюдены требования, установленные настоящим Федеральным законом.

Частью 6 статьи 16 этого же Закона прямо предусмотрено, что деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным Федеральным законом “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.

Поскольку игровой зал ООО “Призма“, расположенный по адресу г. Пенза, ул. Луначарского, 1, до настоящего времени осуществляет деятельность с нарушением требований, установленных ст. ст. 15 и 16 Федерального закона “О государственном регулировании деятельности
по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, имеются основания полагать, что данной деятельностью ООО “Призма“ нарушаются права и законные интересы граждан.

С учетом изложенного, просил признать незаконной деятельность игрового зала ООО “Призма“, расположенного по адресу г. Пенза, ул. Луначарского, 1. Обязать ООО “Призма“ прекратить деятельность игрового зала, расположенного по адресу г. Пенза, ул. Луначарского, 1.

Зареченский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель ООО “Призма“ (по доверенности) Жуков Ю.А. просит отменить указанное решение и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд, ссылаясь на то, что в соответствии с данными технического паспорта Пензенского городского отделения ФГУП “Ростехинвентаризация“ от 19.08.2003 года на предприятие (имущественный комплекс) следует, что нежилое здание используется под автовокзал, магазин и другие вспомогательные учреждения. Суд не придал значения тому факту, что в данном техническом паспорте отсутствуют данные на нежилое помещение, используемое ООО “Призма“ по договору аренды под зал игровых автоматов. На помещение зала игровых автоматов имеется другой технический паспорт отдельный от основного, так как это помещение не относится к предприятию (имущественному комплексу) автовокзала и не выполняет функции автовокзала по оказанию услуг населению по перевозке пассажиров, считает, что помещение, используемое ООО “Призма“ под зал игровых автоматов не является автовокзалом и поэтому нельзя ссылаться на ст. ст. 15, 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Артамоновой С.А., полагавшей, что решение суда законно и оснований для его отмены не имеется, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения
суда.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 1 Федерального закона “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ ограничения в осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр были установлены в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, объяснения участвующих по делу лиц, и имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, городской суд обоснованно удовлетворил иск прокурора Железнодорожного района г. Пензы, поскольку он основан на законе и подтвержден доказательствами.

При постановлении решения суд признал установленным и исходил из того, что 16 декабря 2006 года между ОАО “Пензенское объединение автовокзалов“ и ООО “Призма“ был заключен договор аренды недвижимого имущества, а именно части здания площадью 103,3 кв. м., расположенного по ул. Луначарского, 1 г. Пензы для использования под размещение зала игровых автоматов. Данный договор аренды заключен на неопределенный срок.

Согласно акту приема-сдачи недвижимого имущества от 15.12.2006 года указанное нежилое помещение было принято ООО “Призма“. Протоколом осмотра (обследования) N 13-22/549 от 20.09.2007 года установлено осуществление ООО “Призма“ игорного бизнеса в помещении по ул. Луначарского, 1 г. Пензы.

Федеральным законом “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим
Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 15 указанного Закона букмекерские конторы и тотализаторы не могут быть расположены в зданиях, строениях, сооружениях автовокзалов, железнодорожных вокзалов, речных вокзалов, речных портов, аэропортов, на станциях и остановках всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения.

В ч. 3 ст. 15 данного Закона указано, что букмекерские конторы и тотализаторы также не могут быть расположены на земельных участках, на которых расположены указанные в части 2 настоящей статьи объекты. Дополнительные требования к букмекерским конторам и тотализаторам могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 16 данного Закона имеющие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

В ч. 6 ст. 16 Закона указано, что деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 ст. 16 указанного Закона, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.

Суд, удовлетворяя требования прокурора, сделал правильный вывод о том, что деятельность данного зала игровых автоматов не соответствует требованиям указанного Закона, а именно помещение зала игровых автоматов расположено в здании и на земельном
участке автовокзала, что является недопустимым.

При этом суд обоснованно не согласился с доводами представителя ответчика, которые указаны и в кассационной жалобе, о том, что зал игровых автоматов не имеет никакого отношения к автовокзалу.

В судебном заседании обозревался план автовокзала в г. Пензе, согласно которому помещение зала игровых автоматов является составляющей частью здания автовокзала. Зал игровых автоматов соединен со зданием автовокзала, имеется проход между залом игровых автоматов и зданием автовокзала. Через данную дверь можно пройти как из зала игровых автоматов в помещение автовокзала, так из помещения автовокзала в зал игровых автоматов.

В судебном заседании представителем ответчика было признано то, что зал игровых автоматов имеет общие коммуникации со зданием Пензенского автовокзала.

То обстоятельство, что на помещение зала игровых автоматов имеется другой технический паспорт отдельный от основного, само по себе не может бесспорно свидетельствовать о том, что это помещение не относится к предприятию (имущественному комплексу) автовокзала и не выполняет функции автовокзала по оказанию услуг населению по перевозке пассажиров.

Также судом установлено и принято во внимание, что 16.12.2006 года между ООО “Призма“ и ОАО “Пензенское объединение автовокзалов“ был заключен договор аренды, согласно которому в пользование ответчика была передана часть здания, расположенного по ул. Луначарского, 1 г. Пензы. Согласно техническому паспорту на предприятие (имущественный комплекс) по ул. Луначарского, 1 г. Пензы находится автовокзал на 700 пассажиров.

Из материалов дела также усматривается, что зал игровых автоматов расположен на земельном участке, который предоставлен автовокзалу. Земельный участок площадью 24621 кв. м., расположенный по адресу ул. Луначарского, 1 г. Пензы, был предоставлен ГУП ПО “Объединение автовокзалов и автостанций“ в аренду на неопределенный срок на основании
постановлений главы администрации г. Пензы от 19.01.2004 года N 128 и от 03.02.2004 года N 233/1. На этом основании комитет по управлению муниципальным имуществом с данным юридическим лицом был заключен договор аренды земельного участка N 4885, в котором также отражен целевой характер использования земельного участка - для размещения автовокзала.

Исследованные судом доказательства и установленные фактические обстоятельства дела при рассмотрении настоящего дела свидетельствуют о том, что деятельность зала игровых автоматов ООО “Призма“, расположенного по ул. Луначарского, 1 г. Пензы, не соответствует требованиям Федерального закона “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“. Данное обстоятельство влечет прекращение деятельности указанного зала игровых автоматов.

Суждение суда основано на объяснениях сторон, представленных доказательствах, правильно оцененных судом.

Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.

Кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения.

Изложенное в кассационной жалобе, не опровергает выводы суда, так как приведенные в ней обстоятельства не отражают установленного судом в совокупности всех обстоятельств, и направлены на переоценку установленного судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361 - 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Зареченского городского суда Пензенской области от 3 декабря 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ООО “Призма“ - без удовлетворения.