Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 28.04.2008 N КА-А40/1578-08 по делу N А40-37657/07-90-233 Заявление об обязании налогового органа зачислить на страховую часть трудовой пенсии излишне уплаченные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии удовлетворено правомерно, так как администратором поступлений в бюджеты РФ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2008 г. N КА-А40/1578-08

Дело N А40-37657/07-90-233

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2008 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Туболец И.В.

судей Ворониной Е.Ю., Латыповой Р.Р.

при участии в заседании:

от заинтересованного лица Я., дов. от 19.03.2008 N 20, паспорт

рассмотрев 21 апреля 2008 года в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве - заинтересованного лица

на решение от 27.11.2007

Арбитражного суда г. Москвы,

принятое судьей Петровым И.О.

по делу N А40-37657/07-90-233

по заявлению индивидуального предпринимателя М. об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве возвратить сумму излишне
уплаченных страховых взносов,

установил:

индивидуальный предприниматель М. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 43 по г. Москве (далее - инспекция) возвратить 50359 руб. излишне уплаченных страховых взносов.

До начала судебного разбирательства по жалобе предприниматель уточнил заявленное требование и просил зачислить на страховую часть трудовой пенсии 50359 руб. излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Решением названного арбитражного суда от 27.11.2007 заявленное по делу требование (уточненное) удовлетворено.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный и необоснованный. При этом сослалась на то, что положения ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не применяются при зачете (возврате) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку страховые взносы не являются налоговыми платежами. Согласно ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ на налоговые органы возложен контроль за правильность исчисления и за уплатой страховых взносов. Полномочиями осуществлять возврат сумм излишне перечисленных страховых взносов налоговый орган не наделен. Инспекция сослалась на Письмо Минфина России от 04.04.2006 N 03-05-02-07/10, в котором указано на то, что законодателем не определен орган, который обязан осуществить возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Отзыв по делу не поступил.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм
процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного по делу судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции, в связи с неверным указанием кода бюджетной классификации в период с 13.02.2006 по 25.12.2006 предприниматель несколькими платежными поручениями ошибочно перечислил 50537 руб. на накопительную часть вместо страховой части страховой пенсии.

На обращение предпринимателя от 01.02.2007 о зачете указанных денежных средств в счет страховой части трудовой пенсии инспекция письмом от 12.04.2007 N 10-55/15016 отказала и 15.05.2007 выставила требование N 317 об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.

Предприниматель обратился в суд с заявлением (уточненным) о зачете ошибочно перечисленных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии.

Рассматривая заявленное по делу требование, суд первой инстанции признал доказанным факт ошибочного перечисления 50359 руб. на накопительную вместо страховой части страховой пенсии. В связи с чем пришел к выводу о наличии у инспекции обязанности произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в счет страховой части трудовой пенсии.

Вывод суда первой инстанции является правильным.

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.

В силу п. 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществить возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации,
утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что лицом, обязанным произвести зачет излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов, является налоговый орган.

Порядок проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм налогов, сборов установлен ст. 78 НК РФ.

При рассмотрении дела суд первой инстанции признал доказанным факт ошибочного перечисления спорной суммы страховых взносов на
неверный код бюджетной классификации.

В связи с чем пришел к правильному выводу о незаконности отказа в зачете этих денежных средств.

Ссылка в жалобе на Письмо Минфина России от 04.04.2006 N 03-05-02-07/10 не принимается во внимание. Согласно вышеприведенным доводам в настоящее время лицом, обязанным осуществить зачет излишне уплаченных страховых взносов является налоговый орган.

Другие доводы кассационной жалобы также отклоняются, поскольку свидетельствуют об ошибочном толковании законодательства.

При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного по делу судебного акта.

На основании ст. 333.21 НК РФ, ст. 110 АПК РФ, а также с учетом Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 с инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2007 по делу N А40-37657/07-90-233 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 43 по г. Москве - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции ФНС России N 43 по г. Москве в доход федерального бюджета 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.

Председательствующий

И.В.ТУБОЛЕЦ

Судьи

Е.Ю.ВОРОНИНА

Р.Р.ЛАТЫПОВА