Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 03.04.2008 N КА-А40/1366-08 по делу N А40-35392/07-118-226 Заявление о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС и обязании возместить НДС путем возврата удовлетворено правомерно, так как заявитель представил доказательства правомерного применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2008 г. N КА-А40/1366-08

Дело N А40-35392/07-118-226

Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Черпухиной В.А.

судей Алексеева С.В., Тетеркиной С.И.

при участии в заседании:

от истца С. - дов. N 38 от 24.12.07, К. - дов. 339 от 24.12.07, А. - дов. N 10 от 24.12.07

от ответчика Т. - дов. от 98 от 30.10.07

рассмотрев 27.03.08 в судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1

на решение от 14.09.07

Арбитражного суда г. Москвы

принятое Кондрашовой Е.В.

на постановление от 03.12.07 N 09АП-15407/07-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое
Окуловой Н.О., Марковой Т.Т., Солоповой Е.А.

по иску (заявлению) ОАО “АК Транснефтепродукт“

о признании решения недействительным, обязании возместить НДС

к Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1

установил:

ОАО “АК Транснефтепродукт“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным п. 2 решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 N 52/1207 от 28.06.07 в части отказа в возмещении НДС в размере 129396328, об обязании Инспекции возместить НДС в размере 129396328 руб. путем возврата из бюджета.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.07, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.07, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Общества, возражавших против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что Общество заключило с заказчиками контракты на транспортировку нефтепродуктов на экспорт. До 2006 г. за услуги по транспортировке нефтепродуктов в экспортных направлениях заявитель исчислял, предъявлял заказчикам и уплачивал в бюджет НДС по ставкам 20% и 18%.

Применяя в 2005 г. при реализации услуг по транспортировке нефтепродуктов на экспорт по НДС налоговую ставку 18%, заявитель включал данную реализацию в налоговые декларации по НДС по общеустановленной ставке и начислял налог к уплате в бюджет с данной реализации. Так, в налоговых декларациях по НДС за январь 2005 г. была отражена реализация, с нее исчислен
к уплате в бюджет НДС включая 129396328 руб. налога.

Учитывая, что налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную законодательством ставку налога, 22.01.2007 г. заявителем были представлены в налоговый орган уточненные декларации по НДС за январь, февраль и март 2005 г. (т. 3 л.д. 53 - 66) с уменьшением стоимости реализации услуг по транспортировке нефтепродуктов на экспорт в 1 квартале 2005 года на сумму 718868490 руб. и исчисленного к уплате в бюджет НДС на сумму 129396328 руб.

Соответствующие счета-фактуры были заменены согласно протоколам согласования замены счетов-фактур (т. 2 л.д. 67, т. 5 л.д. 9, т. 6 л.д. 10 - 11 67 - 68 т. 7 л.д. 9 - 10, 73 - 74), а также письмам в ОАО НК “Лукойл“ и в ОАО “Газпромнефть“ В новых счетах-фактурах ставка НДС была изменена на 0% с соответствующим уменьшением исчисленного налога и общей суммы, предъявленной к оплате заказчику.

Одновременно с уточненными налоговыми декларациями по НДС за январь, февраль, март 2005 г. заявителем были представлены первичные декларации по НДС по налоговой ставке 0% за январь, февраль и март 2005 г., в которых реализация услуг транспортировки нефтепродуктов, оказанных ОАО “НК “ЛУКОЙЛ“, ОАО “Татнефть“, ООО “Татнефть Москванефтепродукт“, ООО “Уралгазинвест“, ЗАО “Байкал Ресурс“, ООО “АТЭК“. ООО “Компания “Импэкс Плюс“, ООО “Торговый Дом “Ойлпродукт“ включена в налоговую базу как документально неподтвержденный экспорт по состоянию на январь - март 2005 года в сумме 848264818 руб. (включая НДС), с которой был исчислен НДС в размере 129 396 328 руб.

22.01.2007 г заявитель представил в налоговый орган декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за декабрь
2006 г. с документально подтвержденным экспортом (т. 3 л. 3 - 7), в которой отражены следующие суммы:

налоговая база облагаемая НДС по ставке 0%. в размере 1 535 872 922 руб.. в том числе:

а) 817004432 руб. по операциям по транспортировке на экспорт за июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2006 г, по которым ставка НДС 0% подтверждена до истечения 180-дневного срока;

б) 718868490 руб. по операциям по транспортировке на экспорт за январь - март 2005 г, по которым ранее был исчислен налог, в связи с неподтверждением ставки 0%;

сумма НДС к возмещению в размере 203768696 руб. в том числе:

а) 74372368 руб. по операциям транспортировке нефтепродуктов на экспорт за периоды 2006 г.,

б) 129396328 по операциям по транспортировке нефтепродуктов на экспорт за январь - март 2005 г., ранее исчисленного в бюджет в связи с неподтверждением экспорта, и подлежащего возмещению при подтверждении ставки НДС 0%.

При пересчете НДС с применением ставки 0% ранее исчисленная и уплаченная в бюджет сумма налога в размере 129 396 328 руб. в декларации была поставлена к вычету, что соответствует п. 9 ст. 165 НК РФ и п. 10 ст. 165 НК РФ, из которых следует, что при представлении документов, обосновывающих ставку НДС 0%, после истечения 180-дневного срока, НДС, уплаченный ранее, принимается к вычету.

Полученная в результате пересчета сумма НДС была указана в спорной декларации как подлежащая возмещению.

Вместе с отдельной налоговой декларацией заявителем было подано заявление о возврате НДС (т. 3 л. 2), представлены документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ, а также маршрутные телеграммы, акты сдачи-приемки нефтепродуктов, счета-фактуры. По дополнительным запросам в налоговый орган
были представлены также первичные документы и пояснения, подтверждающие право на применение налоговых вычетов.

По результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации налоговым органом вынесено решение N 52/1207 от 28.06.2007 г. (т. 1 л. 86 - 135), в котором установлено, что документы, подтверждающие экспорт, соответствуют требованиям ст. 165 НК РФ, в связи с чем признано обоснованным применение заявителем ставки НДС 0% по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), заявленным в спорной декларации на общую сумму 1 535 872 922 руб., признано правомерным возмещение НДС по экспортным операциям за 2006 г. в сумме 2 029 939 руб. По данной группе операций отказано в возмещении НДС в размере 7 225 руб., отказано в возмещении НДС в сумме 129 396 328 руб., ранее исчисленного по экспортным операциям за январь - март 2005 года в связи с неподтверждением экспорта в течение 180 дней со дня отгрузки, и подтвержденного в спорной декларации.

Удовлетворяя требования Общества, суды обоснованно отклонили доводы Инспекции о том, что возврат налога возможен при документальном подтверждении следующих фактов: возврата заказчикам излишне перечисленного НДС; исключения заказчиками НДС, уплаченного по ставке 18%, из состава налоговых вычетов и невозмещения заказчиками сумм НДС из бюджета; внесения изменений в акты приема-передачи оказанных заказчикам услуг и акты сверки взаиморасчетов; возврата заказчиками счетов-фактур, первоначально выставленных с применением ставки 18%, суды обоснованно указали, что возложение на заявителя бремени доказывания того, что его контрагентами не был возмещен НДС нарушает нормы законодательства о налогах и сборах, положения ч. 5 ст. 200 АПК РФ и п. 6 ст. 108 НК РФ.

Доказательств, подтверждающих факт незаконного возмещения
НДС заказчиками, Инспекцией не представлено.

Отсутствие права на налоговый вычет у заказчиков подтверждается также тем, что все счета-фактуры с указанием общеустановленной ставки были заменены заявителем на счета-фактуры с указанием ставки НДС 0% согласно протоколам согласования замены счетов-фактур и письмам в ОАО “НК “ЛУКОЙЛ“ и ОАО “Газпром Нефть“.

Факт перевыставления заявителем счетов-фактур с изменением ставки НДС с 18% на 0%, Инспекцией не оспаривается.

Ссылка налогового органа на то, что перевыставление счетов-фактур не соответствует порядку внесения исправлений в счета-фактуры при обнаружении ошибок или указании неверных сведений, обоснованно не принята судами.

Из абз. 2 п. 7 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства, РФ от 2 декабря 2000 г. N 914, следует, что при аннулировании ранее выданного счета - фактуры должна быть внесена запись об аннулировании в дополнительном листе книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован ранее выданный счет-фактура. Из приложения N 4 к указанному Постановлению следует, что эти записи об аннулировании счета-фактуры используются “для внесения изменений в налоговую декларацию по НДС“. Следовательно, после получения счета-фактуры с тем же номером и датой и по тем же операциям на замену, сделанные записи по ранее выданному счету-фактуре должны быть аннулированы с внесением исправлений в ранее поданные декларации.

Таким образом, заявитель проявил должную степень заботливости и осмотрительности в исполнении норм законодательства о налогах и сборах, которые исключают возможность возникновения права на возмещение из бюджета налога одновременно у двух лиц.

Судом полно и всесторонне исследованы представленные в материалы дела доказательства, в результате чего суды пришли к правомерному выводу о незаконности решения Инспекции и подтверждении Обществом права на налоговый вычет в заявленной
сумме.

Доводы Инспекции в кассационной жалобе не опровергают выводы суда по фактически установленным обстоятельствам.

Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ для отмены судебных актов, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.07 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.

Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 госпошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 (одна тысяча) руб. по кассационной жалобе.

Председательствующий:

В.А.ЧЕРПУХИНА

Судьи:

С.В.АЛЕКСЕЕВ

С.И.ТЕТЕРКИНА