Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 по делу N А46-2675/2008 По делу о признании недействительными решения о признании незаконными действий, выразившихся в требовании наличия оригиналов ветеринарных сопроводительных документов на торговых точках и выдаче предписания о недопущении требования наличия оригинала ветеринарных сопроводительных документов при проведении государственных контрольных (надзорных) мероприятий на торговых точках по реализации пищевых продуктов.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2008 г. по делу N А46-2675/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 7 августа 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2008 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей Золотовой Л.А., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания

Лиопой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3200/2008) общества с ограниченной ответственностью “Торговый Дом “Боровский“ на решение Арбитражного суда Омской области от 12.05.2008 по делу N А46-2675/2008 (судья Кливер Е.П.), принятое

по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области

3-и лица: индивидуальный предприниматель
Ф.И.О. общество с ограниченной ответственностью “Торговый Дом “Боровский“

о признании недействительными решения N 04/35-07 от 14.01.2008, предписания N 04/35-07 от 14.01.2008,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью “Торговый Дом “Боровский“- Шейко Д.А. (паспорт, доверенность от 06.06.2008 сроком действия до 31.12.2008);

от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области - Харин А.В. (удостоверение <...>, доверенность N 2787 от 08/11-2007 сроком до 31.10.2008); Суворов А.В. (удостоверение <...>, доверенность N 439 от 20.02.2008 сроком до 31.10.2008); Строкин М.М. (удостоверение <...>, доверенность N 614 от 13.03.2008 сроком до 31.10.2008);

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Попов О.В. (удостоверение <...>, доверенность N 04-04/ОП от 21.01.2008 сроком до 31.12.2008);

от индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - Метелев А.Е.

(паспорт, доверенность от 28.07.2008 сроком действия на 3 месяца);

установил:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (далее - Управление Россельхознадзора по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения N 04/35-07 (резолютивная часть оглашена 24.12.2007, изготовлено 14.01.2008) и предписания N 04/35-07 от 14.01.2008.

Решением от 12.05.2008 по делу N А46-2675/2008 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные Управлением Россельхознадзора по Омской области требования.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью “Торговый Дом “Боровский“ (далее - ООО “ТД “Боровский“), ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 422 от 16.11.2006, Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 “Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору“, просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Управлением Россельхознадзора по Омской области требований. Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не дана оценка доводам антимонопольного органа о том, что Управление Россельхознадзора по Омской области предъявляло требования о предоставлении подлинников ветеринарных сопроводительных документов только к предпринимателю Каулиньш Ж.А. и исключительно к продукции ООО “ТД “Боровский“.

До рассмотрения апелляционной жалобы по существу в материалы дела поступило ходатайство ООО “ТД “Боровский“ о приобщении к материалам дела Удостоверения о качестве и безопасности продукции N 22226.

В связи с тем, что общество в нарушение требований пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обосновало невозможность представления указанного документа в суд первой инстанции, в удовлетворении указанного ходатайства, по убеждению суда апелляционной инстанции, следует отказать.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО “ТД “Боровский“ поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.

Представитель Омского УФАС России, в представленном отзыве и устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал позицию ООО “ТД “Боровский“, просит отменить решение арбитражного суда, апелляционную жалобу - удовлетворить.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции Управление Россельхознадзора по Омской области просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. участвующая в деле в качестве третьего лица, не заявляющая самостоятельных требований, отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В устном выступлении суда апелляционной инстанции представитель индивидуального предпринимателя Каулиныш Ж.А. поддержал позицию ООО “ТД “Боровский“, просит отменить решение арбитражного суда, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

03.09.2007 ветеринарным инспектором Управления Россельхознадзора по Омской области была проведена внеплановая проверка на рынке Амурского поселка г. Омска. В ходе проверки на торговой точке предпринимателя Каулиньш Ж.В., расположенной на указанном рынке, проверяющим был затребован оригинал ветеринарной справки формы N 4 на реализуемые яйца куриные пищевые, приобретенные Каулиньш Ж.В. у ООО “ТД “Боровский“.

Поскольку у названного предпринимателя имелась лишь копия означенного документа, указанный товар проверяющим был снят с реализации. Кроме того, 05.09.2007 в отношении Каулиньш Ж.В. составлен протокол N 796 об административном правонарушении, в котором действия предпринимателя квалифицированы по статье 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 56, 57).

06.09.2007 предприниматель Каулиньш Ж.В. обратилась с заявлением (вх. N 4008) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области, в котором просила отреагировать на нарушение органом ветеринарного надзора антимонопольного законодательства, выразившегося в требовании у нее оригиналов ветеринарных сопроводительных документов (л.д. 54, 55).

С аналогичным заявлением (от 05.09.2007 N 02/ф) в Омское УФАС России обратилось и ООО “ТД “Боровский“.

На основании указанных заявлений Комиссия Омского УФАС России возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства от 30.11.2007 N 04/35-07, по результатам рассмотрения которого вынесла решение N 04/35-07 (резолютивная часть оглашена 24.12.2007, изготовлено 14.01.2008), согласно резолютивной части которого, решила:

1) признать действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению
деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе ИП Каулиньш Ж.А. и ООО “Торговый дом “Боровский“, путем необоснованного требования наличия оригиналов ветеринарных сопроводительных документов на торговых точках, нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

2) выдать Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области предписание о недопущении требования наличия оригинала ветеринарных сопроводительных документов при проведении государственных контрольных (надзорных) мероприятий на торговых точках по реализации пищевых продуктов.

Во исполнение данного решения антимонопольным органом Управлению Россельхознадзора по Омской области выдано предписание N 04/35-07 от 14.01.2008, в соответствии с которым Управлению Россельхознадзора по Омской области предписано не допускать требования наличия оригинала ветеринарных сопроводительных документов при проведении государственных контрольных (надзорных) мероприятий на торговых точках по реализации пищевых продуктов с 15.01.2008.

Полагая, что вышеуказанные решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы Управления Россельхознадзора по Омской области, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения N 04/35-07 (резолютивная часть оглашена 24.12.2007, изготовлено 14.01.2008) и предписания N 04/35-07 от 14.01.2008 Омского УФАС России.

12.05.2008 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а
также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов“ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

В пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 “Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору“ предусмотрено легальное определение понятия “закрепленная сфера деятельности“ - это сфера ветеринарии, карантина и защиты растений, селекционных достижений, охрана, воспроизводство, использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Согласно пункту 4 названного Постановления Правительства Российской Федерации Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

В соответствии с подпунктом “д“ пункта 6 упомянутого Постановления Россельхознадзор осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, в том числе, надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.

Таким образом, Россельхознадзор непосредственно и через свои территориальные органы (к коим относится и Управление данной федеральной службы по Омской области) вправе осуществлять надзор за выполнением юридическими лицами ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения на любой стадии производства и обращения данной продукции (в том числе, реализации) на территории Российской Федерации, а не только на государственной границе Российской Федерации и на транспорте.

В соответствии с пунктом 8.24 Санитарных правил 2.3.6.1066-01 “Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них
продовольственного сырья и пищевых продуктов“, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.09.2001, в организациях торговли запрещается реализация продукции без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность. В соответствии с пунктом 1.2 указанные Санитарные Правила распространяются также на индивидуальных предпринимателей.

Выдача ветеринарных сопроводительных документов на продукцию животного происхождения предусмотрена Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422 (далее - Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов).

В соответствии с пунктом 1.2 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.

Указанные Правила являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (пункт 1.1 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов).

В силу пункта 1.3 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов партии грузов, перечисленных в Приложении N 19 к Правилам, должны сопровождаться, в частности, ветеринарными справками формы N 4 (Приложение N 4) в случаях перевозки в пределах района (города).

На основании пункта 3.4 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов,
ветеринарные сопроводительные документы, не соответствующие требованиям пунктов 3.1, 3.2 и 3.3 настоящих Правил, а также заполненные разными чернилами, шрифтами, почерками, имеющие исправления, неясный оттиск печати, без печати, без подписи, без полного наименования должности, без указания фамилии, инициалов специалиста, подписавшего ветеринарный сопроводительный документ, без указания всех требуемых сведений, в т.ч. даты их выдачи, а также копии документов считаются недействительными.

Следовательно, реализация продукции животного происхождения в отсутствие подлинной справки (формы N 4) является нарушением ветеринарно-санитарных правил реализации продукции животноводства.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что на торговой точке предпринимателя Каулиньш Ж.В. имелась лишь копия ветеринарной справки формы N 4 на реализуемые яйца куриные пищевые, приобретенные предпринимателем у ООО “ТД “Боровский“.

Таким образом, суд первой инстанции, исходя из вышеизложенных норм права, материалов дела, правомерно признал недействительными оспариваемые Управлением Россельхознадзора по Омской области решение N 04/35-07 (резолютивная часть оглашена 24.12.2007, изготовлено 14.01.2008) и предписания N 04/35-07 от 14.01.2008 Омского УФАС России.

Не может быть принята при рассмотрении данного спора и ссылка общества на то, что повторная выдача ветдокументов на продукцию в каждой торговой точке уже при наличии ветсвидетельств сама по себе не исключает полностью случаи нарушения ветправил, поскольку основное назначение ветеринарных сопроводительных документов - это подтверждение территориального и видового происхождения, ветеринарно-санитарного и эпизоотического состояния места выхода груза (продукции).

Довод общества об отсутствии у территориальных органов Россельхознадзора полномочий по проведению проверок качества животноводческой продукции промышленного изготовления в розничных торговых сетях, мотивированный ссылкой на пункты 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору“, пункт
6 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 “Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору“, судом апелляционной инстанции расценивается как несостоятельный, поскольку не соответствует вышеизложенным нормам действующего законодательства.

Ссылка общества на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт предъявления в ходе проверки Управлением Россельхознадзора по Омской области требования о предоставлении подлинников ветеринарных сопроводительных документов на пищевую продукцию ко всем хозяйствующим субъектам, судом апелляционной инстанции расцениваются как несостоятельная и противоречащая материалам дела.

Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, установил, что Омским УФАС России не представлено в материалы дела доказательств того, что Управление Россельхознадзора по Омской области предъявляло требования о предоставлении подлинников ветеринарных сопроводительных документов на пищевую продукцию только к предпринимателю Каулиньш Ж.А. или исключительно к продукции ООО “Торговый Дом “Боровский“.

Таких доказательств Омским УФАС России так же не было представлено и в апелляционную инстанцию.

Удовлетворив заявленные Управлением Россельхознадзора по Омской области требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом
случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы ООО “Торговый Дом “Боровский“ не имеется.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на общество с ограниченной ответственностью ООО “Торговый Дом “Боровский“.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 12.05.2008 по делу N А46-2675/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.Е.ИВАНОВА

Судьи

Л.А.ЗОЛОТОВА

О.Ю.РЫЖИКОВ