Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 по делу N А46-6274/2008 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2008 г. по делу N А46-6274/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2008 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

судей Кливер Е.П., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания

Тайченачевым П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2208/2008) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 09.04.2008 по делу N А46-6274/2008 (судья Пермяков В.В.), принятое

по заявлению открытого акционерного общества “Омская энергосбытовая компания“

к Управление Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области

о признании незаконным и отмене постановления N 421/08 от 20.02.2008,

при участии в судебном заседании представителей:

от открытого акционерного общества “Омская энергосбытовая компания“ - Савицкий А.Е. (паспорт, доверенность N 28-12/12 от 28.12.2007 сроком действия до 31.12.2008); Красноусов А.М. (паспорт, доверенность N 03-03/437ОС от 01.06.2007 сроком действия до 31.12.2008);

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - не явился, извещены надлежащим образом;

установил:

Решением от 09.04.2008 по делу N А46-6274/2008 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования открытого акционерного общества “Омская энергосбытовая компания“ (далее - ОАО Омская энергосбытовая компания“, общество) о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Роспотребнадзор по Омской области, административный орган) N 421/08 от 20.02.2008 о привлечении ОАО Омская энергосбытовая компания“ к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.

В апелляционной жалобе Роспотребнадзор по Омской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО Омская энергосбытовая компания“, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административный орган указывает на то, что при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества требования, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюдены; состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях общества имеется, так как при начислении платы за потребленную электроэнергию за освещение мест общего пользования был применен тариф 1.66 руб. /кВт. ч, установленный Региональной энергетической комиссией Омской области для исполнителей коммунальных услуг, к которым ОАО “Омская энергосбытовая компания“ не относится.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Роспотребнадзора по Омской области поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.

ОАО Омская энергосбытовая компания“ отзыв на апелляционную жалобу не представило, в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции просило решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

08.02.2008 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области проведена внеплановая проверка ОАО “Омская энергосбытовая компания“ по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

По итогам проверки составлен акт от 08.02.2008 (л.д. 38 - 41), в котором зафиксировано, что в январе 2008 года ОАО “Омская энергосбытовая компания“ направило потребителям квитанции за оплату услуг по электроснабжению, в которой отдельной строкой указала размер платы, взимаемой за освещение мест общего пользования и работу внутридомового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного жилого дома.

11.02.2008 главным специалистом-экспертом Макаровым А.С. в отношении общества был составлен протокол 421/07 об административном правонарушении, в котором действия ОАО “Омская энергосбытовая компания“ квалифицированы по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

20.02.2008 заместителем начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Омской области вынесено постановление 421/08, в соответствии с которым ОАО “Омская энергосбытовая компания“ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

ОАО “Омская энергосбытовая компания“, считая привлечение его к административной ответственности незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

09.04.2008 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, / указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В силу Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (далее - Закон N 41-ФЗ) государственному регулированию подлежат тарифы на электрическую и тепловую энергию.

Статьей 2 названного Закона определено, что органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год.

В соответствии со статьей 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках предельных уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.

Расчет платы за электроэнергию, потребленную в помещениях общего пользования, производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, согласно пункту 7 которого собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Общий объем потребленной электрической
энергии, распределяется между указанными собственниками при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В то же время, суд первой инстанции, применив второй абзац вышеназванного пункта, не учел положения, которые приведены в первом абзаце пункта 7 Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, которые, по мнению суда апелляционной инстанции, должны применяться в неразрывной связи.

Так, в первом абзаце данного пункта установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Из указанной нормы следует обязательное заключение собственниками помещений в многоквартирном доме договора о приобретении электрической энергии с ресурсоснабжающей организацией, с вариативным установлением обязательства по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, после чего у собственников возникнет обязанность по оплате энергии перед ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным
техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Статьей 540 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг определены следующие понятия:

“коллективный (общедомовой) прибор учета“ - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом;

“индивидуальный прибор учета“ - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.

Из анализа данных норм следует, что с абонентом с момента первого фактического подключения может быть заключен договор энергоснабжения на жилое помещение в многоквартирном доме в связи с наличием индивидуального прибора учета потребленной энергии.

Заключение договора на предоставление электрической энергии на освещение мест общего пользования и работу внутридомового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, требует письменной формы договора в связи с отсутствием доступа граждан к коллективному (общедомовому) прибору учета энергии, необходимостью распределения обязанности по обслуживанию внутридомовых инженерных систем.

Тарифы на электрическую энергию для населения, поставляемую открытым акционерным обществом “Омская энергосбытовая компания“, утверждены приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 октября 2007 года N 190/57.

Из материалов дела следует, что обществом при начислении платы на за потребленную электроэнергию на технические нужды был применен тариф 1,66 руб. /кВт. ч, установленный Региональной энергетической комиссией Омской области для исполнителей коммунальных услуг (л.д. 46 - 48).

Суд апелляционной инстанции находит ошибочным вывод
суда первой инстанции о том, что в соответствии с пунктом 3.3 Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 октября 2007 года N 190/57 оплата электрической энергии, расходуемой на технические нужды многоквартирных жилых домов, с 1 января 2008 года при использовании одноставочного тарифа должна осуществляться по тарифу 1,66 руб. /кВт. ч, независимо от того, оборудован жилой дом электроплитами или нет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Из изложенного следует, что ОАО “Омская энергосбытовая компания“ должны были применяться установленные тарифы для населения, в том числе с учетом понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в городах и поселках городского типа в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками и электроплитами.

Пункт 3.3 Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 октября 2007 года N 190/57 предусматривает тариф на электрическую энергию, поставляемую ОАО “Омская энергосбытовая компания“ исполнителям коммунальных услуг, который не может применяться в случае поставки электроэнергии населению.

Поскольку при отпуске электрической энергии гражданам обществом допущено нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию, то суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, обжалуемое решение Арбитражного суда Омской области
подлежит отмене в связи с его несоответствием вышеизложенным нормам права и материалам дела.

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 09.04.2008 по делу N А46-6274/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Отказать в удовлетворении требования открытого акционерного общества “Омская энергосбытовая компания“ о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области N 421/08 от 20.02.2008 о привлечении открытого акционерного общества “Омская энергосбытовая компания“ к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.Е.ИВАНОВА

Судьи

Е.П.КЛИВЕР

О.А.СИДОРЕНКО