Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.06.2008 по делу N А40-31032/08-22-255 Ответственность главного распорядителя бюджетных средств - Федерального фонда обязательного медицинского страхования - предусмотрена по искам о субсидиарном взыскании сумм и о взыскании вреда, предъявляемого на основании ст. ст. 16, 125, 1069, 1070 ГК РФ и ч. 10 ст. 158 БК РФ, что исключает в данном случае применение ст. 363 ГК РФ и солидарное взыскание суммы задолженности с ответчиков.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2008 г. по делу N А40-31032/08-22-255

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2008 г.

Решение в полном объеме изготовлено 24 июня 2008 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего судьи К., членов суда: единолично,

при ведении протокола судебного заседания К.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Закрытого акционерного общества “Фирма “Центр внедрения “ПРОТЕК“

к Территориальному областному фонду обязательного медицинского страхования Калужской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования,

о взыскании задолженности в сумме 904 243 руб. 18 коп.

при участии:

от истца - З. - по дов. N <...> от 02.01.2008 г.

от Территориального областного фонда обязательного медицинского страхования - Б. по дов. N
<...> от 30.11.2007 г.

от Федерального фонда обязательного медицинского страхования - П. - по доверенности N <...> от 11.12.2007 г., удост. N <...>

установил:

Закрытое акционерное общество “Фирма “Центр внедрения “ПРОТЕК“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании солидарно с Территориального областного фонда обязательного медицинского страхования Калужской области и Федерального фонда обязательного медицинского страхования задолженности за отпущенные лекарственные средства льготным категориям граждан в 2007 г. в соответствии с Государственным контрактом N 8-511/06 от 01.12.06 г. в размере 904 243 руб. 18 коп.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что 01.12.2006 г. между ЗАО “Фирма ЦВ “ПРОТЕК“ и Территориальным областным фондом обязательного медицинского страхования Калужской области заключен государственный контракт на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2 ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ, по которому истец принял на себя обязательства по организации, поставке, хранению и отпуску лекарственных средств льготным категориям граждан в течение 2007 г., а ТФОМС принял на себя обязательства возместить стоимость отпущенных лекарственных средств. Во исполнение указанного государственного контракта ЗАО “Фирма ЦВ “ПРОТЕК“ был осуществлен отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан, однако ответчик не возместил часть отпущенных средств, в связи с чем истец просит суд взыскать с ответчиков сумму задолженности в размере 904 243 руб. 18 коп. солидарно. В обоснование заявленных требований ссылается на ст. ст. 309, 310, 322, 532 ГК РФ.

Ответчик - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области иск не признал и указал, что денежные средства в размере заявленной суммы не подлежат удовлетворению, поскольку счета на
оплату были представлены истцом с нарушением срока, указанного в Порядке перечисления средств на счета фармацевтических организаций.

Второй ответчик иск не признал и настаивает на обоснованности отказов в оплате денежных средств и отсутствии оснований для удовлетворения заявленного истцом иска.

Рассмотрев заявленные требования, выслушав представителей ответчиков, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска за счет Территориального областного фонда обязательного медицинского страхования Калужской области.

Согласно ст. 6.2 Федерального закона “О государственной социальной помощи“ N 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. одной из мер социальной поддержки отдельных категорий граждан является оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами.

01.12.2006 г. между ЗАО “Фирма ЦВ “ПРОТЕК“ и ТФОМС Калужской области был заключен Государственный контракт N 8-511/06 на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“ (в редакции Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ).

По условиям данного Государственного контракта истец принял на себя обязательства по организации поставки, хранения и отпуска лекарственных средств льготным категориям граждан в течение 2007 года, а Калужский областной фонд медицинского страхования - возместить стоимость отпущенных лекарственных средств.

Истец в течение 2007 года осуществлял отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан в соответствии с условиями указанного Государственного контракта.

Согласно п. 2.1.10 Государственного контракта истец представлял в ТФОМС документы, подтверждающие отпуск лекарственных средств гражданам (счет, счет-фактуру, реестр рецептов), для последующей оплаты этих средств. ТФОМС в соответствии с п. 2.2.5 Государственного контракта проводил экспертизу данных документов и
составлял акты, подписываемые обеими сторонами контракта, которые приобщены к материалам дела.

Порядок расчетов регулируется статьями Государственного контракта, по условиям которых ТФОМС Калужской области обязан осуществить оплату лекарственных средств в соответствии с условиями контракта с учетом результатов экспертизы и принятия решения об оплате.

Заключенный между сторонами государственный контракт носит смешанный характер, в нем содержатся как элементы договора поставки для государственных нужд так и элементы договора возмездного оказания услуг и др., что не противоречит ст. 421 ГК РФ.

Согласно ст. 526 ГК РФ по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Таким образом, в данном случае основанием возникновения обязательства служит государственный контракт, стороной в котором является Калужский областной фонд обязательного медицинского страхования - надлежащий ответчик по обязательству.

Указанная позиция подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2007 г. N 13616/07.

Из материалов дела усматривается, что истец направлял ответчику счета и реестры рецептов на лекарственные препараты, отпущенные по льготным рецептам гражданам, которые не были приняты к рассмотрению и оплате в связи с нарушением п. 5 Порядка перечисления ТФОМС средств на счета фармацевтических организаций в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами в 2007 г., предусматривающего, что территориальные фонды принимают счета фармацевтических организаций на оплату лекарственных средств, отпущенных гражданам в отчетном периоде до 15 числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода.

Судом проверены обоснованность причин отказа ТФОМС Калужской области от оплаты, представленных счетов, рецептов и реестров, отпущенных в
2007 г. при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи. Суд считает возражения ответчиков со ссылкой на п. 5 вышеуказанного Порядка необоснованными, поскольку в соответствии с п. 3.4 Государственного контракта ТФОМС вправе осуществить возврат фармацевтической организации документов, оформленных ненадлежащим образом. Документы, в соответствии с п. 3.5 контракта, не представленные своевременно фармацевтической организацией могут быть представлены вновь отдельным пакетом в последующих периодах. При этом Государственный контракт не предусматривает конечную дату принятия счетов к оплате.

Таким образом, при заключении Государственного контракта стороны пришли к соглашению о том, что срок принятия отчетных документов не ограничен конкретной датой.

Лекарственные средства льготной категории граждан в 2007 г. истцом были отпущены, что подтверждается представленными в материалы дела документами, в связи с чем отказ Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования в выплате стоимости отпущенных лекарственных средств на сумму 904 243 руб. 18 коп. является необоснованным, а требования истца признаются законными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 307 ГК РФ в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, в том числе уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Основанием возникновения обязательства служит государственный контракт, стороной в котором является Калужский областной фонд обязательного медицинского страхования - надлежащий ответчик по обязательству.

Данный ответчик является заказчиком и плательщиком по государственному контракту, представленными доказательствами
подтверждена его задолженность, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению за счет первого ответчика в размере заявленной суммы.

Оснований для удовлетворения требований истца о солидарном взыскании суммы задолженности с ответчиков судом не установлено.

Частью 1 ст. 322 ГК РФ установлено, что солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

В обоснование своих требований истец ссылается на ст. 532 ГК РФ, частью 2 которой установлено, чти по оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя /статьи 361 - 367/.

В соответствии со ст. 363 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.

Однако истцом не учтено, что статьей 362 ГК РФ установлено требование о том, что договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет недействительность договора поручительства.

В рассматриваемом случае договор поручительства в письменном виде не оформлялся. В Государственном контракте Федеральный фонд обязательного медицинского страхования стороной государственного контракта не указан, в контракте отсутствует также указание на то, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является заказчиком либо поручителем по этому контракту.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ орган управления государственным внебюджетным фондом - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является главным распорядителем бюджетных средств, перечисление ему которых осуществлялось в 2007 году Министерством финансов РФ и соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года N 864.

В соответствии с
разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ в суде от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

Таким образом, ответственность главного распорядителя бюджетных средств - Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрена по искам о субсидиарном взыскании сумм и о взыскании вреда, предъявляемого на основании ст. ст. 16, 125, 1069, 1070 ГК РФ и ч. 10 ст. 158 БК РФ, что исключает в данном случае применение ст. 363 ГК РФ и солидарное взыскание суммы задолженности с ответчиков.

С учетом изложенных обстоятельств, заявленные истцом требования подлежат частичному удовлетворению.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат возврату истцу, поскольку ответчики в силу НК РФ освобождены от ее уплаты.

На основании изложенного, ст. ст. 8, 9, 12, 307, 309, 310, 314, 316, 420, 421, 431, 532 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 4, ч. ч. 1, 2, 5 ст. 49, 65, 67, 68, 71, 104, 110, ч. 4 ст. 150, 167 - 171, 176 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

взыскать с Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования в пользу ЗАО “Фирма ЦВ “Протек“ задолженность в размере 904 243 руб. 18 коп.

В иске о солидарном взыскании суммы задолженности с Калужского областного фонда
обязательного медицинского страхования и федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации отказать.

Возвратить ЗАО “Фирма ЦВ “Протек“ из средств Федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 15 542 руб. 43 коп., уплаченную по платежному поручению N 765 от 29.05.2008 г.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления его в полном объеме.