Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2008 по делу N А40-28761/08-130-300 В удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ отказано, так как в нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен административным органом без участия законного представителя ответчика и при отсутствии его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 июня 2008 г. по делу N А40-28761/08-130-300

Резолютивная часть объявлена 16 июня 2008 г.

Решение изготовлено в полном объеме 23 июня 2008 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

судьи К.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрел дело по заявлению Управления ФРС по Кировской области

к ответчику: ИП Ш.

о привлечении к административной ответственности

с участием:

от заявителя: не явился, извещен

от ответчика: Ш. (пасп. 45 07 420870 выд. 27.02.2004 г.), П. (дов. от 12.01.2008 г.)

установил:

Управление ФРС по Кировской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ИП Ш. к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

В обоснование заявленных
требований заявитель ссылается на то, что арбитражный управляющий не исполнил обязанность, установленную п. 1 ст. 54 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Заявитель, извещенный в установленном порядке о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Выслушав представителей ответчика, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как следует из материалов дела, 08.02.2008 г. в Управление ФРС по Кировской области поступило сообщение, содержащее сведения о возможном нарушении законодательства о законодательстве (банкротстве) конкурсным управляющим ОАО “Лузский промышленный комбинат“ Ш. По результатам рассмотрения указанного сообщения Управлением установлено, что постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2007 г. Ш. был назначен конкурсным управляющим ОАО “Лузский лесопромышленный комбинат“, при этом документы о его назначении конкурсным управляющим указанного предприятия были получены ФГУ Редакция
“Российская газета“ 30.01.2008 г. Сообщение было опубликовано 09.02.2008 г.

В соответствии с п. 1 ст. 54 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ сведения о вынесении определения о введении наблюдения, введении финансового оздоровления, введении внешнего управления, прекращении производства по делу о банкротстве, об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, о принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, постановления об отмене или изменении указанных актов публикуются в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

Арбитражный управляющий в течение трех дней с даты получения соответствующего судебного акта направляет сведения, подлежащие опубликованию, в адрес органа, определенного в соответствии со ст. 28 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Опубликование сообщения о назначении арбитражным управляющим, предусмотренного п. 1 ст. 54 Закона о банкротстве является прямой обязанностью арбитражного управляющего, которую Ш. не исполнил.

По указанному факту Управлением ФРС по Кировской области 19.05.2008 г. в отношении арбитражного управляющего Ш. составлен протокол об административном правонарушении, по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Часть 3 ст. 14.13 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,
считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена соответствующим постановлением. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

На основании ст. 28.2 КоАП РФ, протокол составляется о совершении административного правонарушения и в нем указываются помимо других сведений, сведения о событии административного правонарушения; объяснения законного представителя юридического лица, которому должны быть разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе; законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом; протокол подписывается составившим его должностным лицом и законным представителем привлекаемого к административной ответственности лица. Эти требования относятся не только к форме, но и к содержанию протокола, поскольку позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав привлекаемого к ответственности лица.

Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения
к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 28.01.2008 г. в отношении ИП Ш. составлен без участия законного представителя.

Доказательства надлежащего извещения ИП Ш. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.

Представленная заявителем телеграмма о сообщении времени и места составления протокола об административном правонарушении не может быть принята как доказательство надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку указанная телеграмма направлялась по адресу: 115597, г. Москва, пр-д Гурьевский, д. 27, корп. 2, в то время как Ш. зарегистрирован по адресу: г. Москва, ул. Мусы Джалиля, д. 28, корп. 1, кв. 25.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при составлении протокола об административном правонарушении административным органом допущены процессуальные нарушения, повлекшие нарушение прав лица, привлекаемого к ответственности, на защиту, поскольку протокол составлен без участия законного представителя ФГУП “Гостиничный комплекс МО РФ “Славянка“ ИП Ш. и при отсутствии его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ, п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.03 г. N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“, п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ подобные нарушения административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, являются основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении
к административной ответственности.

На основании ст. ст. 1.6, 2.1, 25.1, 25.4, 26.1, 26.2, 28.2, 29.7, 30.1 КоАП РФ и руководствуясь ст. ст. 123, 156, 167 - 170, 176, 181, 205, 206 АПК РФ, суд

решил:

отказать Управлению ФРС по Кировской области в удовлетворении заявления о привлечении ИП Ш. к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ и протокола об административном правонарушении от 19.05.2008 г.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Московского округа.