Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2008 N 09АП-5009/2008-АК по делу N А40-62056/07-151-374 Заявление о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе произвести зачет либо возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, удовлетворено правомерно, поскольку ответчиком не представлено доказательств наличия правовых оснований для отказа в возврате денежных средств.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2008 г. N 09АП-5009/2008-АК

Дело N А40-62056/07-151-374

Резолютивная часть постановления объявлена “05“ июня 2008 г.

Постановление изготовлено в полном объеме “06“ июня 2008 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи О.

судей Г., Я.

при ведении протокола судебного заседания Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 15 по г. Москве

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2008 г.

по делу N А40-62056/07-151-374, принятое судьей Ч.

по заявлению РОО “Центр Межнационального сотрудничества“

к ИФНС России N 15 по г. Москве

третье лицо ГУ - ГУ ПФР N 6 по г. Москве и Московской области

о признании незаконными действий инспекции, обязании зачесть излишне выплаченные
страховые взносы в счет оплаты страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, взыскании 17.000 руб. за услуги адвоката

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Н. по дов. N 9 от 21.05.2008 г.

от заинтересованного лица - не явился, извещен.

от третьего лица - К. по дов. N 206/00/7358 от 29.05.2008 г.

установил:

Региональная общественная организация “Центр Межнационального сотрудничества“ обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России N 15 по г. Москве, выразившихся в отказе произвести зачет либо возврат излишне уплаченной суммы 234.756,73 руб. на код бюджетной классификации 18210202030061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии) вместо кода бюджетной классификации 18210202010061000160 (страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии) и обязании ИФНС России N 15 по г. Москве зачесть излишне выплаченные страховые взносы в сумме 234.756,73 руб. в счет оплаты страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, а также взыскании 17.000 руб. за услуги адвоката (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2008 г. заявленные требования удовлетворены частично.

Суд решил признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе произвести зачет либо возврат излишне уплаченной суммы 234.756,73 руб., обязать инспекцию зачесть излишне выплаченные страховые взносы в сумме 234.756,73 руб. в счет оплаты страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии. В остальной части требований отказал.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать, указывая на то,
что правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отсутствуют.

Заявитель представил возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Возражений по принятому решению, в части отказа в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов в размере 17.000 руб., у заявителя не имеется.

Третье лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, считает, что отказ в произведении зачета либо возврата излишне уплаченной суммы необоснован.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в порядке ст. 123, ст. 266, п. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, письменных возражений, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, заявитель в период 2005 года платежными поручениями (т. 1 л.д. 53 - 99) уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на общую сумму 234.756,73 руб., ошибочно указав код бюджетной классификации 18210202030061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии) вместо кода бюджетной классификации 18210202010061000160 (страховые взносы, зачисляемые на выплату страховой части трудовой пенсии), в связи с чем, письмами N 02/06-3 от 08.02.2006 г., N 68256 от 08.12.2006 г. заявитель обратился в инспекцию с заявлением о зачете либо возврате суммы 234.756,73 руб., как излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Инспекция письмами N 21-27/7048 от 16.02.2006 г., N 21-27/15144
от 19.03.2007 г., отказала заявителю, ссылаясь на то, что возврат не может быть произведен, поскольку положения ст. 78, ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также сообщила, что данная сумма может быть оставлена в счет предстоящих платежей (т. 1 л.д. 31 - 32).

Заявитель обратился с запросом в Управление Федерального казначейства по г. Москве с просьбой разъяснить порядок возврата либо зачета излишне уплаченных страховых взносов.

Управление Федерального казначейства по г. Москве письмом N 02-23/3447 от 06.04.2006 г. сообщило, что средства зачислены на счет N 40101810800000010041 для ИФНС России N 15 по г. Москве, по вопросам, связанным с внесением изменений в платежные документы, необходимо обращаться непосредственно к администратору поступлений в бюджет (налоговые органы), который осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (т. 1 л.д. 36).

Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о незаконности отказа инспекции в проведении возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов.

В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом согласно п. 1 ст. 25 Закона контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В пункте 1 статьи 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации
и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, утверждение инспекции о наличии у территориальных органов Пенсионного фонда полномочий по возврату (зачету) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное является ошибочным.

Довод налогового органа об отсутствии правовых оснований для возврата (зачета) излишне уплаченных сумм страховых взносов правомерно признан судом недействительным.

Правила, установленные ст. 78 НК РФ применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных сумм налогов, поступающих в государственные внебюджетные фонды, к которым относится и Пенсионный фонд РФ. Поэтому зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

В соответствии с п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.12.2004 г. N 116н (с изменениями от 02.05.2006 г.) возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Согласно приложению N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 г. N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты РФ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов
в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Согласно п. 2.1 Соглашения по информационному взаимодействию между МНС РФ и Пенсионным фондом РФ N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2С, именно налоговые органы, обязаны предоставлять в органы ПФР копии электронных расчетных документов и исполненных органами федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к ПФР.

В совместном Письме Минфина РФ и Федерального казначейства N 02-14-10а/2275, 42-7.-01/5.2-207 изложен порядок заполнения платежного поручения на возврат (возмещение) плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм поступлений из бюджета РФ; предусматривающий заполнение данного платежного документа администратором поступлений в бюджетную систему, которым по страховым взносам является Федеральная налоговая служба.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ инспекции произвести зачет излишне уплаченной суммы в размере 234.756,73 руб. является незаконным, а требование об обязании произвести зачет данной суммы в счет предстоящих платежей является обоснованным.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и представленным доказательствам, в связи с чем, отмене не подлежит.

Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Глава 25.3 НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий (подаче апелляционной жалобы) по делам, по
которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы налоговым органом не была уплачена госпошлина, с ИФНС России N 15 по г. Москве подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2008 г. по делу N А40-62056/07-151-374 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с ИФНС России N 15 по г. Москве государственную пошлину в доход федерального бюджета 1000 руб. по апелляционной жалобе.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.