Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2008 по делу N А40-26308/08-92-305 Материалами дела подтверждено, что таможенным органом проводился контроль, не связанный с проверкой сведений, заявленных в таможенной декларации или иных таможенных документах, в связи с чем непредставление в установленный срок затребованных документов и сведений не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 июня 2008 г. по делу N А40-26308/08-92-305

Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2008 года.

Арбитражный суд в составе судьи У.

Протокол вел судья У.

С участием:

от заявителя: С. дов. от 27.05.08; Б. дов. от 27.05.08;

от ЦЭТ: М. дов. от 26.03.08 г.; Щ. дов. от 25.12.08;

К. дов. от 17.03.08;

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО “Газпром экспорт“ об оспаривании постановления Центральной энергетической таможни от 29.04.2008 г. по делу об административном правонарушении N 10006000-57/2008

установил:

ООО “Газпром экспорт“ обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Центральной энергетической таможни от 29.04.2008 г. по делу об административном правонарушении N 10006000-57/2008
в отношении ООО “Газпром экспорт“.

Заявление мотивировано тем, что факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ, не доказан, его вина не установлена. Срок представления документов установлен не таможенным органом, а ревизионной комиссией, при этом данный срок является заведомо нереальным, а также, само требование от 11.03.08 г. N 1 должным образом не мотивировано.

Представитель Центральной энергетической таможни возражал против заявления по основаниям, изложенным в отзыве, представил суду копии материалов административного дела N 10006000-57/2008 в отношении ООО “Газпром экспорт“, указал, что факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ, доказан, его вина установлена. Заявитель в установленный таможенным органом срок не исполнил требование от 11.03.08 г. N 1 о предоставлении документов и сведений, срок предоставления этих документов (до 12.03.08) установлен исходя из срока проведения общей таможенной ревизии, которая не может превышать более трех рабочих дней. До истечения указанного срока заявитель не обращался в таможенный орган с заявлением о продлении этого срока. Порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, соблюден, размер штрафа обоснован.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения заявителя и представителя таможенного органа, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Заявление ООО “Газпром экспорт“ об оспаривании постановления Центральной энергетической таможни от 29.04.2008 г. по делу об административном правонарушении за N 10006000-57/2008 подано в Арбитражный суд
г. Москвы 15.05.2008 г. с соблюдением десятидневного срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ и исчисляемого по правилам ст. 113 АПК РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Из материалов дела следует, что Центральная энергетическая таможня вынесла решение от 11.03.2008 N 3 о проведении общей таможенной ревизии ООО “Газпром экспорт“ по вопросам поставок природного газа в марте 2007 года компании “ЭНИ С.п.А.“ по контракту от 01.08.1996 б/н (четвертый контракт).

В ходе проведения таможенной ревизии руководителем ревизионной комиссии было вынесено требование от 11.03.2008 N 1 о представлении ООО “Газпром экспорт“ следующих документов и сведений:

1. Устав, учредительный договор (решение о создании) с изменениями и дополнениями.

2. Справка из Госкомстата России, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.

3. Решение участников общества, приказ о назначении генерального директора, приказ о назначении главного бухгалтера.

4. Приказ о назначении, доверенность должностных лиц, производящих заверение документов, представляемых по данному требованию, уполномоченных лиц.

5. Справки об открытии счетов
в банках, выступавшие в качестве банков-получателей по внешнеэкономическим операциям в 2007 году.

6. Бухгалтерская отчетность (форма 1, 2) ООО “Газпром экспорт“ за 3 квартала 2007 года.

7. Приказ об учетной политике, учетная политика организации на 2007 год.

8. ВГТД N 10006003/190207/0000290, ПГТД N 10006003/180407/0000539, N 10006003/180407/0000540 с пакетом документов, представляемых к таможенному оформлению (инвойс, дебет-нота, кредит-нота, паспорт качества, счета-фактуры, акт слива/залива, акт приема-передачи, ПС и т.п.).

9. Документы по поступлению валютной выручки за природный газ, перемещенный в адрес “ENI S.p.A“ в Италию в марте 2007 года (банковские выписки, SWIFT-послания, мемориальный ордер, валютная оборотная ведомость и т.п.).

10. Документы по расчету и обоснованию контрактной цены, за природный газ, поставленный в Италию “ENI S.p.A“ в марте 2007 года.

11. Акт сдачи-приемки (коммерческий акт) заключенный между ООО “Газпром экспорт“ и собственником природного газа, поставленного в марте 2007 года в Италию адрес “ENI S.p.A“.

12. Рабочий план счетов (с указанием всех субсчетов) ООО “Газпром экспорт“ на 2007 год.

13. Акты приема-передачи (коммерческие акты и т.п.) подписанные ООО “Газпром экспорт“ (с транспортными организациями, покупателями, комитентами, принципалами и т.п.) на ГИС Велке Капушаны, ГИС Ланжгот, ГИС Баумгартен за природный газ, перемещенный в марте 2007 года.

Данное требование вручено 11.03.2008 г. заместителю генерального директора ООО “Газпром экспорт“ Е., действующему в соответствии с приказом от 31.10.2006 г. N 447-л, доверенностью от 01.11.2006 г. N 31-2/03д.

Срок исполнения требования установлен до 12.03.2008 года.

13.03.2008 года ООО “Газпром экспорт“ передало в таможню запрошенные документы по акту от 13.03.2008 N 1, тем самым исполнило требование таможни в полном объеме на 1 день позже установленного срока.

До истечения срока предоставления документов и сведений по
требованию заявитель не обращался в таможенный орган в порядке п. 2 ст. 363 ТК РФ о продлении срока предоставления документов.

В связи с чем таможенный орган пришел к выводу о совершении ООО “Газпром экспорт“ административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО “Газпром экспорт“ протокола об административном правонарушении N 10006000-57/2008 от 20.03.2008 г., на основании которого оспариваемым постановлением Центральной энергетической таможни от 29.04.2008 г. по делу об административном правонарушении N 10006000-57/2008 ООО “Газпром экспорт“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

С учетом положений ст. 23.8 ч. 1, пп. 3 ч. 2 ст. 28.3, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 3 “Перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и осуществлять административное задержание“, который является Приложением Приказу ФТС от 15.03.05 г. N 198, суд пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесены уполномоченными должностными лицами.

Процедура и сроки составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении соблюдены таможенным органом.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ без участия законного представителя ООО “Газпром экспорт“, генерального директора М.А., который был уведомлен о месте и времени его составления письмом от 18.03.2008 г. N 01-18/1138, принятым секретарем Л. 18.03.2008 г.

О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель ООО
“Газпром экспорт“, генеральный директор М.А. также был надлежаще уведомлен таможенным органом письмом от 21.04.2008 г. N 01-20/1751, принятым секретарем Л. 23.04.2008 г.

Вместе с тем, суд считает, что таможенным органом не доказано наличие объективной стороны правонарушения, а также вины ООО “Газпром экспорт“ в совершении вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.

Согласно п. 1, 2 ст. 361 ТК РФ после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 названного Кодекса. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

В п. 2 ст. 363 ТК РФ указано, что таможенный орган запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливает срок их представления, который должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления указанных документов и сведений.

Главой 35 ТК РФ предусмотрены формы и порядок проведения таможенного контроля, формами которого является проверка документов и сведений (п. 1 статьи 366 ТК РФ), а также таможенная ревизия (п. 10 ст. 366 ТК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 367 ТК РФ таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

Как указано в п. 3 ст. 367 ТК РФ, при проведении таможенного контроля таможенный
орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенных декларациях и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.

Согласно п. 1 ст. 376 ТК РФ таможенной ревизией является проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, указанных в настоящей статье.

Таможенная ревизия проводится в общей и специальной формах.

Проверка должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более трех рабочих дней (п. 2 ст. 376 ТК РФ).

Утверждение заявителя о том, что ООО “Газпром экспорт“ не имело реальной возможности исполнить требование таможенного органа в полном объеме, признается судом голословным, поскольку не подтверждено документально, как это требует ст. 65 АПК РФ.

Однако, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП, образует непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах.

Таким образом, неотъемлемым элементом состава данного административного правонарушения является декларирование ввезенного товара. При этом обязательным условием привлечения к ответственности является подача декларантом таможенному органу декларации, которая содержит сведения, подлежащие проверке таможенным органом. Именно для проверки
указанных сведений и затребуются документы, непредставление которых влечет административную ответственность.

Из решения о проведении общей таможенной ревизии от 11.03.2008 г. N 3 следует, что ревизия назначена за период с 01.03.2007 г. по 30.04.2008 г. по вопросам поставок черного природного газа в марте 2007 года компании “ЭНИ С.п.А“ по контракту от 10.08.1996 г. N б/н (четвертый контракт). При этом не указано, для проверки достоверности каких сведений, заявленных ООО “Газпром экспорт“ в таможенной декларации и иных таможенных документах, проводится ревизия.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, трактуются в пользу этого лица.

Представленными материалами дела подтверждено, что таможней проводился контроль, не связанный с проверкой сведений, заявленных в таможенной декларации или иных таможенных документах, в связи с чем непредставление в установленный срок затребованных документов и сведений не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.

Таким образом, факт совершения ООО “Газпром экспорт“ административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ, не доказан, его вина в совершении этого правонарушения не установлена, что согласно пп. 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, заявление ООО “Газпром экспорт“ об оспаривании постановления Центральной энергетической таможни от 29.04.2008 г. по делу об административном правонарушении N 10006000-57/2008 подлежит удовлетворению по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 211 АПК РФ.

На основании ст.
ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 16.2, 24.5, 25.11, 30.1, 30.7 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167 - 170, 210, 211 АПК РФ, суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Центральной энергетической таможни от 29.04.2008 г. по делу об административном правонарушении N 10006000-57/2008 в отношении ООО “Газпром экспорт“, ОГРН 1027739898284, адрес: 127006, г. Москва, Страстной бульвар, дом 9.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.