Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.05.2008 по делу N А40-13891/08-99-30 Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 мая 2008 г. по делу N А40-13891/08-99-30

Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2008 года

Решение в полном объеме изготовлено 16 мая 2008 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи: К.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Я.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:

по заявлению ООО “Скания Лизинг“

к Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве

о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии решения о возврате налогоплательщику разницы между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленной в налоговом периоде - ноябрь 2006, об обязании инспекции принять решение о возврате из федерального бюджета разницы между суммой налоговых
вычетов и суммой НДС, исчисленной в налоговом периоде ноябрь 2006, в размере 12 127 683 руб.

при участии:

от заявителя: Ч.И. дов. от 08.02.2008 N б/н; Ч.М. дов. от 08.02.2008 N б/н

от ответчика: Д., дов. от 26.12.2007 N 152.

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Скания Лизинг“ (далее - общество, заявитель) просит признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган), выразившееся в непринятии решения о возврате налогоплательщику разницы между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленной в налоговом периоде ноябрь 2006 года. Кроме того, заявитель просит обязать инспекцию принять решения о возврате из федерального бюджета разницы между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленной в налоговом периоде ноябрь 2006 года, в размере 12 127 683 руб.

В обоснование своих требований общество указало, что правомерно, в соответствии со статьями 171 - 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применило налоговые вычеты в связи с приобретением транспортных средств и оборудования, переданного в дальнейшем в аренду. Обществом была своевременно подана налоговая декларация за ноябрь 2006 года, в которой отражена сумма налога к возмещению, по требованиям инспекции представлены документы в подтверждение налоговых вычетов, 11.02.2008 подано заявление о возмещении налога из бюджета путем возврата.

Однако до настоящего времени в нарушение положений ст. 176 Кодекса инспекцией не принято решение о возврате либо об отказе в возврате разницы между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, что нарушает права и законные интересы общества.

Инспекция возразила против требования, указав, что решение по вопросу возмещения либо отказа в возмещении налога до настоящего времени не принято.

Исходя из положений пунктов
5, 6, 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 65 суд предложил инспекции представить аргументированные возражения против заявленного требования о возмещении из бюджета путем возврата НДС в размере 12 127 683 руб. за ноябрь 2006 г.

В отзыве инспекция указала, что общество отражает приобретенное у поставщиков имущество по счету 03 “Доходные вложения в материальные ценности“, так как оборудование предназначено для сдачи в лизинг.

Исходя из положений п. 1 ст. 374, п. 2 ст. 171 Кодекса, а также Федерального закона “О лизинге“, переданное в лизинг имущество не является основным средством. Данное имущество не является товаром, предназначенным для перепродажи, либо товаром, приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения.

Поэтому, по мнению инспекции, общество не вправе принимать к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении имущества, переданного в лизинг.

Также инспекция сослалась на то, что общество не располагает собственными денежными средствами на приобретение имущества, а заключает кредитные договоры. Поэтому имущество нельзя признать оплаченным за счет собственных денежных средств.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению исходя из следующего.

20.12.2006 обществом была направлена по электронным каналам связи налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2006 года, что подтверждается протоколом входного контроля (том 1, л.д. 54).

Требованием N 19-13/36436-сэз@ от 27.12.2006 (том 1, л.д. 32) инспекция истребовала у общества документы для проверки правильности заявленных сумм к вычету по налогу на добавленную стоимость по стр. 280 налоговой декларации - счета-фактуры, договоры, соглашения, контракты, связанные с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности за вышеуказанный период, книга покупок, книга продаж, ведомость
аналитического учета (счета 01, 03, 08, 19, 50, 51, 60, 62, 66, 67, 68, 76, 90), выписки банка, документы, подтверждающие фактическую оплату приобретенных товаров (работ, услуг) и сумму НДС, принимаемую к вычету.

Одновременно заявителю было предложено предоставить документы об источнике денежных средств: договор займа (кредита), выписки банка, платежные поручения, подтверждающие погашение займа (кредита), а также документы, подтверждающие правильность отражения в налоговой декларации по НДС за ноябрь 2006 года выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Требование инспекции было исполнено обществом в полном объеме 16.01.2007, что подтверждается письмом N 07/01-07 с описью представленных документов и отметкой налогового органа о получении (том 1, л.д. 33 - 38).

Иных требований о представлении документов, объяснений или дополнительных сведений в порядке ст. 88 Кодекса инспекция не выставляла.

Согласно ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

В соответствии с п. 2 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые
вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Как следует из материалов дела, с июля 2001 года общество осуществляет деятельность по приобретению и передаче в лизинг грузовой техники, преимущественно автомашин марки “Скания“, на основании Федерального закона N 164-ФЗ “О лизинге“.

При приобретении транспортных средств общество уплачивает поставщикам стоимость соответствующей единицы транспорта, включая налог на добавленную стоимость.

При получении лизинговых платежей общество начисляет НДС к уплате.

Кроме того, согласно условиям договоров лизинга лизингополучатели уплачивают обществу авансовые платежи. Налог на добавленную стоимость с полученных авансов учитываются равными частями в течение каждого месяца в период действия соответствующего договора лизинга.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса заявитель имеет право уменьшить общую сумму исчисленного налога на добавленную стоимость на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.

В ноябре 2006 года сумма вычетов превысила исчисленную сумму налога на 12 127 683 руб., что отражено в налоговой декларации по налогу на добавленную
стоимость за этот месяц (код строки 340, т. 1, л.д. 58).

Сумма НДС, исчисленная к уплате, составила 66 216 683 руб. (код строки 180, т. 1, л.д. 57).

Данная сумма подтверждается книгой продаж общества (т. 2 л.д. 1 - 101), представленной в инспекцию в январе 2007 года по требованию налогового органа (т. 1 л.д. 33 - 38), и счетами-фактурами.

Сумма налоговых вычетов в ноябре 2006 года составила 78 344 366 руб. (код строки 280, т. 1, л.д. 58).

Данная сумма подтверждена книгой продаж общества, представленной в инспекцию в январе 2007 года по требованию налогового органа (т. 1 л.д. 33 - 38) и счетами-фактурами. Копия книги покупок представлена заявителем и в материалы дела (т. 1, л.д. 66 - 150).

Как видно из книги покупок, сумма налоговых вычетов складывается:

- из сумм налога, уплаченного налогоплательщиком при приобретении товаров (услуг) на территории России (код строки 190, т. 1, л.д. 58) - 53 111 669 руб., в том числе по принятым на учет основным средствам, приобретенным по договорам купли-продажи транспортных средств, переданных впоследствии в лизинг - 52 071 078,81 руб. и по иным приобретенным товарам, работам и услугам - 1 040 590,01 руб.;

- сумм налога, исчисленных с сумм авансовых платежей - 25 159 634 руб. (код строки 250, лист 5 декларации);

- суммы налога, уплаченного в бюджет обществом в качестве налогового агента - 73 063 руб. (код строки 260, лист 5 декларации).

08.02.2008 общество обратилось в налоговый орган с заявлением (том 1, л.д. 31), в котором просило налоговый орган вынести и направить в органы федерального казначейства решение о возврате НДС в размере
12 127 683 руб. за ноябрь 2006 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса заявитель имеет право уменьшить общую сумму исчисленного налога на добавленную стоимость на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.

В ноябре 2006 года сумма вычетов превысила исчисленную сумму налога на 12 127 683 руб., - код строки 040 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2006 года (том 1, л.д. 56).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 137-ФЗ имеет дату 27.07.2006, а не 27.07.2007.

С 01.01.2007 Кодекс действует в редакции Федерального закона от 27.07.2007 N 137-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в части первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).

Согласно пункту 5 статьи 7 Федерального закона N 137-ФЗ положения частей первой и второй Кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31 декабря 2006 года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 17 статьи 7 Федерального закона N 137-ФЗ установлено, что статья 176 Кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) применяется в отношении налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость, представляемых в налоговые органы после 31 декабря 2006 года.

Таким образом, на правоотношения, связанные с возмещением НДС по операциям, проведенным до 01.01.2007, налоговые декларации по которым поданы до 31.12.2006, распространяются нормы и положения Кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2007.

Поскольку в данном случае налоговая декларация за ноябрь 2006 года, в
которой было заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость, была подана обществом в инспекцию 20.12.2006, применимыми нормами являются положения ст. 176 Кодекса в редакции, действующей до 01.01.2007.

В соответствии с абзацем вторым статьи 88 Кодекса камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Таким образом, с даты предоставления в инспекцию всех истребованных для проверки документов (16.01.2007), камеральная проверка налоговой декларации и представленных обществом дополнительных документов, должна была быть завершена не позднее 16.04.2007.

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость установлен статьей 176 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2007). Согласно этой статье, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи (пункт 1 статьи 176 Кодекса).

Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет (абзац первый пункта 2 статьи 176 Кодекса).

По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению (п.
3 ст. 176 Кодекса).

Налоговый период ноябрь 2006 года истек 30.11.2006.

Три следующих календарных месяца - декабрь 2006 года, январь, февраль 2007 года, закончились 28.02.2007.

Следовательно, начиная с 01.03.2007 общество вправе было обратиться в инспекцию с заявлением о возмещении налога.

Предельный срок, в течение которого налогоплательщик вправе обратиться с заявлением о возмещении налога, статьей 176 Кодекса не установлен, однако по аналогии с пунктом 2 статьи 173 Кодекса этот срок не может превышать трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Фактически с заявлением о возмещении налога путем возврата общество обратилось в налоговый орган 08.02.2008.

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 176 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.

Статьей 6.1. Кодекса установлено, что срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

С учетом этих положений Кодекса 2-недельный срок для принятия решения по заявлению общества и направления его в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства истек 22.02.2008.

Согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 176 Кодекса возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель, считая со дня получения указанного решения налогового органа.

В случае, если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.

Восьмой день, начиная с 22.02.2008, приходился
на субботу 01.03.2008.

В соответствии со статьей 6.1. Кодекса, в случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Исходя из этого, срок для возврата обществу суммы налога начинается с 03.03.2008 и заканчивается 17.03.2008.

Однако до настоящего времени на расчетный счет общества сумма в размере 12 127 683 руб. не поступила, решение по результатам камеральной проверки налоговым органом не принято.

Реальность хозяйственной деятельности общества, получение им лизинговых платежей от лизингополучателей подтверждается, в частности, карточками счета 51 за октябрь, ноябрь, декабрь 2006 года (том 3, л.д. 1 - 123, том 4, л.д. 1 - 118, том 5, л.д. 1 - 130, том 6, л.д. 1 - 112, том 7, л.д. 1 - 123, том 8, л.д. 1 - 149), книгой покупок за ноябрь 2006 года (том 1, л.д. 66 - 150), книгой продаж за ноябрь 2006 года (том 2, л.д. 1 - 101).

Общество исчисляет также НДС с авансовых платежей, что подтверждается представленными в материалы дела копии налоговых деклараций по НДС, в которых учтены платежи (том 9, л.д. 1 - 115, том 10, л.д. 1 - 89, том 11, л.д. 1 - 103, том 12, л.д. 1 - 86, том 13, л.д. 1 - 131, том 14, л.д. 1 - 139, том 15, л.д. 1 - 114, том 16, л.д. 1 - 74, том 17, л.д. 1 - 147, том 18, л.д. 1 - 114).

Налоговые вычеты, заявленные обществом по строке 190 декларации по основным средствам, приобретенным по договорам купли-продажи транспортных средств, переданных впоследствии в лизинг, подтверждаются:

- договорами купли-продажи автотранспортных средств),

- счетами-фактурами,

- накладными,

- платежными поручениями,

- договорами лизинга (тома 68 - 89).

В материалы дела заявителем представлены подробные письменные пояснения с перечислением реквизитов всех указанных документов (том 93 л.д. 1 - __), а также таблица-расшифровка строки 190 в части суммы вычета по основным средствам, приобретенным по договорам купли-продажи транспортных средств, переданных впоследствии в лизинг (т. 92, л.д. 86 - 96) с реквизитами всех вышеуказанных документов.

Налоговые вычеты по строке 190 декларации по иным приобретенным товарам и услугам подтверждаются:

- договорами на оказание работ, услуг, приобретению товаров, заключенными с поставщиками;

- счетами-фактурами;

- платежными поручениями (т. 90 л.д. 1 - 110, т. 91 л.д. 1 - 113, т. 92 л.д. 1 - 79).

В материалы дела заявителем представлены подробные письменные пояснения с перечислением реквизитов всех указанных документов (том 93 л.д. 1 - __), а также таблица-расшифровка строки 190 в части суммы вычета иным по товарам и услугам, за исключением основных средств, приобретенных по договорам купли-продажи транспортных средств, переданных впоследствии в лизинг (т. 92, л.д. 80 - 85) с реквизитами всех вышеуказанных документов.

Налоговые вычеты по строке 250 декларации подтверждаются:

- счетами-фактурами заявителя, оформленными при поступлении авансовых сумм (тома 21 - 67), перечень которых приведен в пояснениях заявителя (том 93 л.д. 5 - 17);

- платежными поручениями по перечислению авансовых сумм заявителю (тома 21 - 67), перечень которых приведен в пояснениях заявителя (том 93 л.д. 17 - 26);

- счетами-фактурами заявителя на реализацию части авансового платежа в ноябре 2006 г. (т. т. 21 - 61), перечень которых приведен в пояснениях заявителя (том 93 л.д. 26 - 31);

- налоговыми декларациями за периоды, в которых были отражены авансовые счета-фактуры при поступлении авансовых платежей (тома 9 - 18, том 19 л.д. 1 - 103);

Уплата НДС подтверждается налоговыми декларациями (тома 9 - 19) и таблицей уплаты налога по декларациям НДС за период с 2002 г. по 2006 г. (том 92 л.д. 97 - 100), а также отсутствием задолженности по уплате налога (том 93 л.д. 37 - 42).

В материалы дела заявителем представлена также таблица-расшифровка строки 250 декларации по сумме налога, исчисленной с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащей вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (услуг) (т. 20, л.д. 1 - 144) с реквизитами всех вышеуказанных документов.

Налоговые вычеты, заявленные по строке 260 декларации, подтверждаются:

- журналом проводок за период 01.11.2006 - 31.12.2006 по счету 68.2,51 “Виды плат. в бюджет: Налог начисл./уплач.“ (том 67 л.д. 26);

- инвойсом иностранного контрагента от 18.10.2006 RFNOV06/LT/8215 (том 67, л.д. 28);

- платежным поручением N 574 от 15.11.2006 о перечислении суммы налога обществом как налоговым агентом в бюджет (том 67 л.д. 27).

Итого сумма НДС, исчисленная к уменьшению за налоговый период ноябрь 2006 года, составила 12 127 683 руб.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил в пункте 5 Постановления от 18.12.2007 N 65, что, рассматривая заявление налогоплательщика о признании незаконным бездействия налогового органа, заявление о возмещении НДС и выясняя вопрос о наличии у налогового органа основания для отказа (уклонения) от возмещения заявителю истребуемой суммы НДС, суд должен исследовать доводы заявителя, а также возражения налогового органа, приведенные по результатам камеральной проверки и (или) дополнительно представленные в ходе судебного разбирательства, и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту.

При этом, если налогоплательщик предъявил требование о признании незаконным бездействия налогового органа, суд на основании статьи 135 АПК РФ в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может обязать налоговый орган представить аргументированные возражения против возмещения.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд предложил инспекции представить аргументированные возражения против возмещения. В представленном в судебное заседание отзыве инспекцией не приведено возражений относительно состава, полноты и правильности оформления документов, подтверждающих налоговые вычеты, их соответствия требованиям статей 169, 171, 172 и иным нормам Кодекса, не заявлено о получении необоснованной налоговой выгоды.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 65 если при рассмотрении заявления налогоплательщика о признании незаконным бездействия налогового органа суд установит, что мотивы отказа необоснованны, он признает оспариваемое бездействие незаконным и в резолютивной части судебного акта обязывает налоговый орган в установленный судом срок возместить соответствующую сумму НДС.

Исследовав приведенные в отзыве мотивы отказа, суд приходит к выводу об их необоснованности, исходя из следующего.

Инспекция ссылается на то, что приобретенное у поставщиков имущество общество отражает по счету 03 “Доходные вложения в материальные ценности“, так как оборудование предназначено для сдачи в лизинг.

В соответствии с п. 1 ст. 374 Кодекса для российских организаций имуществом является основные средства, которые учитываются на балансе предприятия в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 94н, материальные ценности, приобретаемые организацией для использования в производстве продукции согласно вышеуказанному Плану счетов, учитываются в качестве основных средств на счете 01 “Основные средства“.

При этом, согласно Плану счетов материальные ценности, изначально приобретенные организацией не для использования их непосредственно в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг, а для предоставления организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения дохода, отражаются на счете 03 “Доходные вложения в материальные ценности“.

В соответствии с п. 2 ст. 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров на территории Российской Федерации, подлежат вычетам в случае приобретения товаров для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом согласно п. 1 ст. 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении основных средств, подлежат вычетам в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.

В соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации “О лизинге“, утвержденного Постановлением СФ ФС РФ от 17.07.1998 N 354-СФ по экономическому содержанию лизинг относится к прямым инвестициям, в ходе исполнения которых лизингополучатель обязан возместить лизингодателю инвестиционные затраты (издержки), осуществленные в материальной и денежной формах, и выплатить вознаграждение.

Исходя из этого, по мнению инспекции, лизингодатель оказывает услугу по предоставлению имущества в лизинг лизингополучателю за определенное вознаграждение. Имущество, переданное в лизинг, не является основным средством, так как право собственности на него не переходит к лизингополучателю.

В соответствии со статьями 15 - 19 Закона Российской Федерации “О лизинге“ субъектами лизинга заключается договор, при котором право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю до истечения срока действия договора лизинга при условии выплаты всех лизинговых платежей, если иное не предусмотрено договором финансового лизинга. Переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю при осуществлении оперативного лизинга возможен на основании договора купли-продажи.

Исходя из вышеизложенного, инспекция считает, что лизинговое имущество может быть признано основным средством только при переходе права собственности на него от лизингодателя к лизингополучателю.

Инспекция утверждает, что общество неправомерно отнесло суммы налога на добавленную стоимость по приобретенному оборудованию в Дт 68 (к вычету по налогу на добавленную стоимость), поскольку данное оборудование не является товаром, как предназначенным для перепродажи, так и товаром, приобретаемым для операций, признаваемых объектом налогообложения.

Кроме того, оборудование принято обществом к учету в соответствии с требованиями Минфина России - Приказами: от 31.10.2000 N 94н “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению“; от 30.03.2001 N 26н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств“ ПБУ 6/1; от 13.10.2003 N 91н “Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств“ в качестве доходного вложения в материальные ценности не для использования в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, а для предоставления организацией за плату во временное пользование (временное владение) с целью получения дохода, что, по мнению налогового органа, противоречит нормам статьи 171 Кодекса.

Также, возражая против возмещения, инспекция указала, что собственными денежными средствами на приобретение основных средств общество не располагает, в связи с чем 06.02.2003 с ЗАО “ММБ“ заключено соглашение N 060/05/03 о представлении кредитной линии на сумму 15 000 000 евро и соглашение N 060/214/04 от 28.05.2004 о представлении кредита в размере 220 000 000 руб.

Ссылаясь на статью 171 Кодекса и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 08.04.2004 N 169-0, инспекция указала, что общество вправе принять к вычету только те суммы налога, которые им фактически уплачены поставщикам. Для признания тех или иных сумм налога на добавленную стоимость фактически уплаченными поставщикам в целях принятия их к вычету при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, требуется установление не только факта осуществления налогоплательщиком расходов на оплату начисленных ему сумм налога, но и характера произведенных налогоплательщиком затрат, а именно являются ли расходы на оплату начисленных ему сумм налога реальными затратами налогоплательщика.

В связи с этим необходимо исследовать вопрос, что представляют собой те денежные средства, которые направляются налогоплательщиком в оплату начисленных ему сумм налога на добавленную стоимость. Если произведенные налогоплательщиком расходы на оплату начисленных сумм налога не обладают характером реальных затрат, не возникают и объективные условия для признания таких сумм фактически уплаченными поставщикам, поскольку, не осуществив реальные затраты на оплату начисленных сумм налога, налогоплательщик не может обладать правом уменьшать общую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, на сумму налога, начисленную ему поставщиками.

Обладающими характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственных денежных средств.

Если уплата начисленных поставщиками сумм налога произведена с помощью имущества (в том числе денежных средств), полученного по договору займа, принимать начисленные суммы налога к вычету можно только в момент исполнения налогоплательщиком своей обязанности по возврату суммы займа.

Суд находит данные выводы не соответствующими нормам Кодекса.

Согласно статье 171 Кодекса в редакции, относящейся к проверяемому периоду ноябрь 2006 года (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ), вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Таким образом, в соответствии с действующей редакцией статьи 171 Кодекса уплата НДС поставщикам товаров (работ, услуг) не является условием для принятия сумм налога к вычету, а инспекция ссылается на редакцию статьи 171 Кодекса, не действующую в рассматриваемом периоде.

В бухгалтерском учете общество в соответствии с установленными правилами отражало приобретенные основные средства на счете 03 “Доходные вложения в материальные ценности“, предназначенном для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в приобретенные материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода. Суммы налога на добавленную стоимость, сопутствующие вложениям в приобретенные материальные ценности, учитывались на счете 68 бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на установленные данной статьей вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, в частности, по товарам, приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (пункт 2 статьи 171 Кодекса).

В 2006 году в силу пункта 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производились на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом вычеты сумм налога, предъявленные продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств (абзац третий пункта 1 статьи 172 Кодекса).

Финансово-хозяйственные операции учтены обществом в бухгалтерском учете на основе первичных документов по правилам,“установленным Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н.

Статья 4 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)“ предусматривает возможность для лизингодателя приобретать в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество за счет привлеченных и (или) собственных средств.

Оплата расходов за поставленные товары за счет денежных средств, полученных в виде займа от учредителя, не лишает общество права отражать в декларации суммы налога в качестве налоговых вычетов.

Ведение обществом лизинговых операций с использованием заемных средств не свидетельствует об отсутствии в его предпринимательской деятельности деловой цели, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды“: обоснованность получения налоговой выгоды (уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, получения налогового вычета) не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т.п.) или от эффективности использования капитала.

Кроме того, общество указало на своевременное и полное погашение полученных краткосрочных займов и оплату приобретенного имущества собственными средствами, полученными от лизингополучателей в качестве лизинговых платежей, что подтверждается карточкой счета 51 (том 3 л.д. 1 - 123, том 4 л.д. 1 - 118, том 5 л.д. 1 - 130, том 6 л.д. 1 - 112, том 7 л.д. 1 - 123, том 8 л.д. 1 - 149).

В 2006 году основными условиями, определяющими право общества на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным для передачи в лизинг товарам, в том числе по основным средствам, являлось их производственное назначение, фактическое наличие у лизингополучателя и учет.

Общество приобретало имущество для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Данное имущество оплачено обществом денежными средствами в полном размере.

В налоговой декларации общество в соответствии с правилами, установленными главой 21 Кодекса, отразило реальные хозяйственные операции, соответствующие действительному экономическому смыслу лизинга, повлекшие за собой возможность применения им в конкретном налоговом периоде налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в связи с оплатой поставщикам стоимости транспортных средств и иного оборудования, приобретенных для осуществления операций, признаваемых в силу статьи 146 Кодекса объектом обложения данным налогом.

Согласно абз. 1 п. 4 ст. 176 Кодекса суммы, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 1 ст. 164 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 ст. 164 Кодекса и документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.

Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.

В случае, если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

Задолженность по уплате налога на добавленную стоимость, пеням и санкциям у общества отсутствует, имеется переплата, что подтверждается представленной налоговым органом карточкой лицевого счета (том 93 л.д. 37 - 42).

Установленный для проверки и принятия решения налоговым органом срок закончился 17.03.2008.

Решение о возврате налога либо об отказе в возврате не принято.

В ходе рассмотрения дела представитель инспекции пояснил, что такое решение не принято до настоящего времени.

Поэтому бездействие инспекции является противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы налогоплательщика, в связи с чем суд возлагает на инспекцию обязанность принять решение в отношении заявленной к возмещению суммы налога.

Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина подлежит взысканию с налогового органа в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ, поскольку налоговые органы не освобождены от уплаты государственной пошлины в бюджет в случаях, когда они выступают ответчиками в арбитражном суде.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, бездействие Инспекции ФНС России N 5 по г. Москве, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению ООО “Скания Лизинг“ о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленной в налоговом периоде ноябрь 2006 года, в размере 12 127 683 руб.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве устранить нарушение законных прав заявителя путем принятия решения о возврате ООО “Скания Лизинг“ из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в размере 12 127 683 руб. за ноябрь 2006 года и направления решения о возврате указанной суммы в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве в пользу ООО “Скания Лизинг“ государственную пошлину 74 138 руб. 42 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.