Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2008 по делу N А40-9482/08-148-132 Возможность приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах главного распорядителя средств федерального бюджета статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрена.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2008 г. по делу N А40-9482/08-148-132

Резолютивная часть объявлена 21 апреля 2008 года.

Решение в полном объеме изготовлено 28 апреля 2008 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Российской академии медицинских наук

к Управлению Федерального казначейства по г. Москве

о признании незаконным действий по приостановлению операций по расходованию средств с лицевых счетов

с участием:

от заявителя - Ж. - дов. от 10.01.2008 N 28-11/01

от ответчика - Б. - дов. от 11.01.2008 N 5, У. - дов. от 11.01.2008 N 2

установил:

Российская академия медицинских наук (далее - РАМН)
обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по г. Москве по приостановлению операций по расходованию средств с лицевых счетов Российской академии медицинских наук, открытых в УФК по г. Москве и об обязании УФК по г. Москве возобновить операции по расходованию средств с лицевых счетов Российской академии медицинских наук.

В обоснование своего требования заявитель ссылается на то, что ответчиком были нарушены положения ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ. Управление не наделено полномочиями по исполнению судебных актов по искам о взыскании денежных средств за счет казны РФ, в том числе, полномочиями по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах лица, представлявшего в суде интересы Российской Федерации.

Ответчик просит отказать в удовлетворении требования, так как ответчик действовал в полном соответствии с требованиями ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает, что требование заявителя является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, 15.02.2008 г. Управление Федерального казначейства по г. Москве уведомило заявителя о приостановлении
операций по расходованию средств с лицевых счетов в связи с неисполнением Российской академией медицинских наук требований исполнительного документа N 09ААС-1197, выданного 28 марта 2005 года Девятым арбитражным апелляционным судом на основании решения Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.04 г. по делу N А40-31927/04-9-365 (09АП-7542/04-ГК) в соответствии с пунктом 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Суд приходит к выводу, что оспариваемые действия по приостановлению операций по расходованию средств с лицевых счетов заявителя противоречат действующему законодательству и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в связи со следующим.

15.02.2008 г. Управление Федерального казначейства по г. Москве уведомило заявителя о приостановлении операций по расходованию средств с лицевых счетов в связи с неисполнением Российской академией медицинских наук требований исполнительного документа N 09ААС-1197, выданного 28 марта 2005 года Девятым арбитражным апелляционным судом на основании решения Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.04 г. по делу N А40-31927/04-9-365 (09АП-7542/04-ГК) в соответствии с пунктом 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Суд установлено, что в соответствии с Федеральным законом “О науке и государственной научно-технической политике“ от 23.08.1996 г. N 127 (в ред. от 04.12.2006) является получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета. Лицевые счета академии обслуживаются в Управлении Федерального казначейства по г. Москве и у академии, как у получателя средств федерального бюджета на лицевых счетах получателя, не предусмотрены соответствующие средства для выплат по задолженностям подведомственных организаций.

В соответствии с пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ (в новой редакции пункт 3 ст. 158 БК РФ) главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика
по искам к Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Государственное учреждение Дирекция строящегося комплекса Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева создано на базе федеральной собственности, поэтому субсидиарным ответчиком по делу N А40-31927/04-9-365 была указана Российская академия медицинских наук в качестве получателя и главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии со ст. 6 Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике“ от 23.08.1996 г. N 127 (в ред. от 04.12.2006).

Резолютивная часть решения была изменена постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2005 г. по делу N 09АП-7542/04-ГК и денежные средства в сумме 1 389 712.35 рублей были взысканы с казны Российской Федерации в лице Российской академии медицинских наук.

Порядок взыскания денежных средств, в том числе, исполнения соответствующих исполнительных документов за счет казны Российской Федерации предусмотрен статьей 242.2 БК РФ.

На органы федерального казначейства возложены функции по организации исполнения требований исполнительных документов по обращению взыскания на средства федерального бюджета по денежным средствам бюджетных учреждений (глава 24.1 БК РФ).

В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ“ указано, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 БК РФ с учетом положения ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.

Согласно
разъяснениям, изложенным в вышеуказанном Постановлении, судам также следует учитывать, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

Возможность приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах главного распорядителя средств федерального бюджета статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрена.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необоснованным довод ответчика о применении пункта 3 статьи 242.3 БК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).

Таким образом, нормы указанной статьи регулируют порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений за счет средств, выделенных данным бюджетным учреждениям, поэтому они не имеют отношения к приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах главного распорядителя средств федерального бюджета.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд установил, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В нарушение ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ ответчиком не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для совершения оспариваемых действий.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не статьи 200.

Согласно ч. 7 ст. 200 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению.

На основании ст. 242.2 БК РФ, ст. ст. 29, 64, 65, 67, 68, 71, 75, 110, 167 - 170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ,

решил:

признать незаконными действия Управления Федерального казначейства по г. Москве по приостановлению операций по расходованию средств с лицевых счетов Российской академии медицинских наук, открытых в УФК по г. Москве.

Обязать УФК по г. Москве возобновить операции по расходованию средств с лицевых счетов Российской академии медицинских наук.

Проверено на соответствие БК РФ.

Взыскать с Управления Федерального казначейства по г. Москве в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.