Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2008 по делу N А40-12438/08-90-35 Заявление об обязании налогового органа произвести зачет и возврат излишне уплаченных отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы удовлетворено, так как у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении зачета и возврата излишне уплаченных отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2008 г. по делу N А40-12438/08-90-35

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2008 г.

Решение в полном объеме изготовлено 25 апреля 2008 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

председательствующего судьи П.

при ведении протокола судебного заседания судьей П.

рассмотрел дело по заявлению ОАО “Оренбургнефть“

к МИ ФНС России по КН N 1

об обязании произвести возврат (зачет),

при участии: от заявителя - Г. дов. от 04.12.2007 г., К. дов. от 20.11.2007 г., от МИ ФНС России по КН N 1 - Х. дов. от 11.01.2008 г.,

установил:

ОАО “Оренбургнефть“ обратилось в суд с заявлением об обязании МИ ФНС России по КН N 1
произвести возврат на расчетный счет сумму излишне уплаченных отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в бюджет субъекта РФ, в размере 87.212.170, 56 руб. (налог), сумму излишне уплаченных отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в бюджет субъекта РФ, в размере 604.220, 81 руб. (пени), произвести зачет суммы излишне уплаченных отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в федеральный бюджет, в размере 23.545.588, 41 руб. в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет.

Свои требования заявитель обосновывает тем, что отказ налогового органа произвести указанный возврат (зачет) противоречит действующему законодательству и нарушает его права.

МИ ФНС России по КН N 1 требования заявителя не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что ОАО “Оренбургнефть“ обратилось 21 марта 2005 года в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 с заявлением N 03-05/172и о возврате переплаты по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В заявлении общество просило перечислить на расчетный счет переплату по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемым в бюджет субъекта РФ, в сумме 87 400 496,06 рублей и пени в сумме 882 336,74 рублей, а также произвести зачет переплаты по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемым в федеральный бюджет, в сумме 37 529 112,61 рублей в уплату налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет.

В соответствии с пунктом 4 ст. 78 Налогового кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое
решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (пункт 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ).

Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, налоговый орган обязан был произвести зачет излишне уплаченных отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, до 27 марта 2005 года и известить об этом действии общество не позднее 4 апреля 2005 года, а также возвратить на расчетный счет заявителя отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджет субъекта РФ, 21 апреля 2005 года.

Однако в нарушение указанных положений Налогового кодекса РФ только 21 сентября 2005 года обществом был получен ответ инспекции от 13.09.2005 года N 52-11-11/12008 об оставлении письма общества N 03-05/172и от
21.03.2005 года без исполнения.

Основаниями для отказа в проведении возврата и зачета излишне уплаченных сумм отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы указано на наличие якобы имеющейся задолженности по налогам федерального бюджета.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности) (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ).

Аналогичные образом урегулирован и вопрос зачета излишне уплаченного налога при наличии задолженности по налогам.

Таким образом, письмо ответчика от 13.09.2005 года N 52-11-11/12008 не соответствует положениям пунктов 4, 5, 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ, нарушая права и законные интересы налогоплательщика.

Однако общество с заявлением об оспаривании письма в срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в суд не обратилось.

В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“).

Пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного налога не установлен и начало течения срока исковой давности необходимо определять в соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении законного права.

Поскольку о нарушении своего права заявитель узнал из письма ответчика
от 13.09.2005 года N 52-11-11/12008, то с даты получения указанного документа с 21.09.2005 года (согласно отметке о получении обществом) следует исчислять срок на обращение в суд с заявлением об обязании произвести возврат и зачет излишне уплаченного налога.

По состоянию на 01.07.2007 года согласно актам сверок с налоговым органом по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы от 06.07.2007 года N 4486 и N 4487 переплата составляет:

- по зачисляемым в федеральный бюджет в сумме 23 545 588,41 рублей (по данным акта сверки от 18.01.2006 года N 162 в 2005 году из суммы переплаты, заявленной к зачету обществом в заявлении от 21.03.2005 года, налоговым органом произведен зачет в счет уплаты налога на прибыль только частично - на сумму 13 833 755 рублей, по уменьшению суммы переплаты на 149 769,2 рублей общество сведений не имеет);

- по зачисляемым в бюджет субъекта РФ в сумме 87 212 170,56 рублей по налогу и 604 220,81 рублей по пеням (по данным акта сверки от 18.01.2006 года N 162 сумма излишне уплаченного налога уменьшилась на 208 рублей, по уменьшению суммы переплаты налога в размере 118 325,5 рублей и пени - 278 115,93 рублей общество сведений не имеет).

Также, в обоснование правомерности своих действий инспекция в отзыве на заявление общества указала на наличие задолженности общества по состоянию на 21 марта 2005 года, на 13 сентября 2005 года, на 14 апреля 2008 года, на 16 апреля 2008 года по обособленному подразделению в Самарской области.

Суд не принимает данный довод налогового органа по нижеследующему:

В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей
до 01.01.2008 года) по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Согласно данным ответчика, представленным в судебном заседании о наличии задолженности Общества следует, что заявителем заявлены требования об обязании возвратить сумму излишне уплаченных отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (налога и пени), зачисляемых в бюджет Оренбургской области (субъект РФ), а представленные справки о состоянии расчетов N 12475, 12476, 12477, 12480 свидетельствуют о наличии задолженности перед бюджетом Самарской области.

Такой вывод следует из указанных в представленных справках о состоянии расчетов КБК (кода бюджетной классификации) и ОКАТО.

Так, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 года N 74н “Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ“ для налоговых и неналоговых доходов, администратором которых является Федеральная налоговая служба, установлены следующие коды бюджетной классификации (КБК):

182 1 09 01030 05 0000 110 - Налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях муниципальных районов,

182 1 09 03022 01 0000 110 - Платежи за добычу углеводородного сырья,

182 1 09 04010 02 0000 110 - Налог на имущество предприятий,

182 1 06 02010 02 0000 110 - Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения.

Уплата вышеназванных налогов в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, Федеральными законами от
19.12.2006 года N 238-ФЗ “О федеральном бюджете на 2007 год“, от 26.12.2005 года N 189-ФЗ “О федеральном бюджете на 2006 год“ осуществляется в бюджет субъекта РФ по месту нахождения имущества, по месту осуществления деятельности (добычи полезного ископаемого).

Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления Самарской области присвоены следующие коды:

36 4 - Самарская область, г. Самара

36 206 7 - Богатовский, с. Богатое,

36 230 0 - Нефтегорский, г. Нефтегорск,

36 234 9 - Похвистневский, г. Похвистнево.

Для Оренбургской области присвоены следующие коды ОКАТО:

53 0 - Оренбургская область, г. Оренбург,

53 412 4 - Бузулук, г. Бузулук.

В справках о состоянии расчетов N 12475, 12476, 12477, 12480, представленных ответчиком в материалы дела, указаны коды ОКАТО 3623486000, 36234000000, то есть местом уплаты налоговых платежей является г. Похвистнево Самарской области.

Однако согласно актам совместной сверки между заявителем и ответчиком по отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы N 4486, 4487 от 06.07.2007 года, N 161, 162 от 18.01.2006 года указан код ОКАТО 53412000000, то есть местом уплаты является г. Бузулук Оренбургской области.

Таким образом, при отсутствии возможности произвести зачет излишне уплаченных налогов в бюджет одного субъекта РФ, например, Оренбургской области, в счет погашения задолженности в другой субъект Самарской области, у инспекции отсутствовали основания для отказа в проведении зачета и возврата излишне уплаченных отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса (в редакции, действующей до 01.01.2008 года) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат
налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Следовательно, инспекция при наличии недоимки в бюджет Самарской области обязана произвести возврат после зачета суммы переплаты в счет погашения задолженности, а при отсутствии возможности произвести такой зачет между разными уровнями бюджетов или между бюджетами разных субъектов РФ у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении возврата.

Более того, Обществом безрезультатно принимались и принимаются меры для урегулирования задолженности с МИ ФНС N 8 по Самарской области и МИ ФНС N 5 по Самарской области, которые отказывают в проведении зачета излишне уплаченных налогов в бюджет Самарской области в счет уплаты пеней и штрафов по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, по единому социальному налогу и по налогу на имущество и оставляют письма налогоплательщика без исполнения (решение об отказе в проведении зачета от 04.03.2008 года N 941).

Суд также отмечает, что ответчиком не были представлены доказательства, а также пояснения или объяснения по отказу в проведении зачета излишне уплаченных отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в федеральный бюджет, в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого также в федеральный бюджет. Представленные в материалы дела справки о состоянии расчетов от МИ ФНС N 5 по Самарской области и от МИ ФНС N 8 по Самарской области данные по налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет, не содержат.

Таким образом, довод инспекции о наличии у общества недоимки по налогам, зачисляемым в федеральный бюджет, не обоснован и не доказан.

С учетом изложенного, суд считает, что оснований к отказу в удовлетворении требований заявителя не имеется.

В соответствии с п.
1 ст. 110 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 137-ФЗ от 27.07.2006 г., судебные расходы по уплате госпошлины относятся судом на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 137 - 138 НК РФ, в соответствии со ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

обязать Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 произвести возврат на расчетный счет ОАО “Оренбургнефть“ сумму излишне уплаченных отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в бюджет субъекта РФ, в размере 87.212.170, 56 руб. (налог).

Обязать Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 произвести возврат на расчетный счет ОАО “Оренбургнефть“ сумму излишне уплаченных отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в бюджет субъекта РФ, в сумме 604.220, 81 руб. (пени).

Обязать Межрегиональную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 произвести зачет ОАО “Оренбургнефть“ суммы излишне уплаченных отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемых в федеральный бюджет, в размере 23.545.588, 41 руб. в счет уплаты налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет.

Взыскать с Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО “Оренбургнефть“ 100.000 руб. госпошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 1-го месяца со дня принятия, в кассационную инстанцию - ФАС МО в течение 2-х месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.