Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 по делу N А41-К2-3568/07 Неуплата индивидуальным предпринимателем, производящим выплаты физическим лицам, единого социального налога и непредставление налоговой декларации влечет наступление налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ и взыскание штрафа.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2008 г. по делу N А41-К2-3568/07

Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2008 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2008 г.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ч.

судей А.Д.Д., М.Л.М.

при ведении протокола судебного заседания С.,

при участии в заседании:

от заявителя: К.А.А., доверенность N 03-07564;

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 4 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2008 г. по делу А41-К2-3568/07, принятого судьей К.В.А., по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 4 по Московской области
к индивидуальному предпринимателю И. о взыскании штрафных санкций,

установил:

Межрайонная инспекция ФНС РФ N 4 по Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, И. налоговых санкций по решению N 31 от 25.09.2006 г.:

По п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 г. по сроку представления 30.04.2005 г. в сумме 23 449,00 руб.,

По п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по единому социальному налогу в качестве налогоплательщика-работодателя за 2004 г. по сроку представления до 30.03.2005 г. в сумме 9 856 руб.,

По п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по НДС за второй - четвертый кварталы 2004 г. в виде штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный, начиная со 181 дня в размере 43 330 руб.

По налогу на добавленную стоимость за 2, 3, 4 кварталы 2004 г. в сумме 43 330,00 руб.,

По п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком налоговому органу сведений в сумме 5 850 руб., всего в сумме 82 485 руб.

Решением Арбитражного суда Московской области от 29 января 2008 г. заявленные требования удовлетворены частично, с индивидуального предпринимателя И. взысканы штрафные санкции в сумме 72 629 руб.:

По п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по ЕСН за 2004 г. по сроку представления до 30.04.2005 г. в виде штрафа в
размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181 дня в размере 23 449 руб.,

По п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по НДС за второй третий и четвертый кварталы 2004 г. в виде штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц, начиная со 181 дня в размере 43 330 руб.,

По п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ - 6 550 руб.

Во взыскании штрафа по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по ЕСН в качестве налогоплательщика-работодателя за 2004 г. по сроку представления до 30.03.2005 г. - 9 856 руб. отказано.

С индивидуального предпринимателя И. в доход бюджета взыскана госпошлина в сумме 2 679 руб.

Межрайонная ФНС России N 4 Московской области не согласна с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании штрафа в размере 9 856 руб. по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации в качестве налогоплательщика-работодателя. В указанной части решение суда МРИ ФНС России N 4 Московской области находит незаконным, подлежащем отмене по основаниям неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.

В обоснование жалобы МРИ ФНС России N 4 Московской области указала, что в соответствии
с пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ предприниматель И. должен исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет ЕСН в качестве налогоплательщика-работодателя. Администрацией Шатурского района на запрос налоговой инспекции N 11-9299 от 26.12.2005 г. представлены сведения о зарегистрированных работниках предпринимателя И. в количестве 12 человек.

Однако, И. единый социальный налог не перечислял, ведомости на выдачу заработной платы работникам не представил. Предприниматель И. не представил также декларации по единому социальному налогу в качестве налогоплательщика-работодателя за 2004 г.

Сумма дохода, выплаченная предпринимателем И. работникам определена расчетным путем, на основании протоколов опроса шести работников. Несмотря на то, что у предпринимателя И. по договорам работали 12 человек, налогооблагаемая база по единому социальному налогу рассчитана из сумм выплат, произведенных шести работникам, которые были опрошены налоговой инспекцией и которые подтвердили, что зарплата начислялась по ведомости. Согласно объяснениям М.Л.А., ее заработная плата составляла 3000 руб. в месяц. Заработная плата У. составляла 3000 руб. в месяц. Заработная плата М.А.Н. составляла 7000 руб. в месяц. Заработная плата К.Г.С. составляла 3000 руб. Заработная плата А.Ю.А. составляла 3000 руб. Заработная плата З. составила 3000 руб.

Фонд заработной платы за 2004 г. составил 22 000 руб. Следовательно, неуплата ЕСН И. в качестве налогоплательщика-работодателя за 2004 г. составила 7 832 руб. (22 000 x 35,6%). Сумма единого социального налога, уплачиваемая налогоплательщиком-индивидуальным предпринимателем за 2004 г. составила 15 874 руб. (120 254 x 13,2%).

На основании изложенного, Межрайонная инспекция ФНС России N 4 Московской области просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2008 г. в части отказа в удовлетворении требований о взыскании
штрафа в сумме 9 856 руб. по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по ЕСН в качестве налогоплательщика, производящего выплаты физическим лицам.

Индивидуальный предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, апелляционный суд находит, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что по решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 Московской области от 25 сентября 2006 г. N 31 (л.д. 6 - 14 т. 1) индивидуальный предприниматель И. привлечен к налоговой ответственности:

по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц за 2004 г., подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 572 руб.,

по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога за индивидуального предпринимателя за 2004 г. в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога, что составляет 3 175 руб.,

по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога в качестве налогоплательщика-работодателя за 2004 г. в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм единого налога по трудовым соглашениям за 2004 г., что составляет 1566 руб.,

по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость за 2004 г. в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога в размере 4329 руб.

по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на добавленную стоимость за 2004 г., подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению в размере 149 руб.,

по п. 2 ст. 119 НК
РФ за непредставление налоговой декларации по единому социальному налогу (за предпринимателя) за 2004 г. по сроку представления до 30.04.2005 г. в виде штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 дня в размере 23 811 руб.,

по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по единому социальному налогу в качестве налогоплательщика-работодателя за 2004 г. в виде штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этих деклараций, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня в размере 12 531 руб.,

по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2, 3, 4 кварталы 2004 г. в виде штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этих деклараций, и 10% суммы налога подлежащей уплате на основе этих деклараций, за каждый полный или неполный месяц, начиная с 181-го дня в размере 43 330 руб.,

по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком налоговому органу сведений в виде штрафа в размере 6 550 руб.

Индивидуальному предпринимателю И. предложено также перечислить в срок, указанный в требовании, суммы:

а) налоговых санкций, указанных в п. 1.1 решения,

б) не полностью уплаченных налогов (сборов) в сумме 48 955 руб., в том числе:

- по налогу на доходы физических лиц за 2004 г. в размере 2 860 руб.,

- по
единому социальному налогу за индивидуального предпринимателя за 2004 г. - в сумме 15 874 руб.,

- по единому социальному налогу в качестве налогоплательщика-работодателя за 2004 г. в сумме 7832 руб.,

- по налогу на добавленную стоимость за 2004 г. в сумме 21646 руб., в том числе:

За 2 квартал 2004 г. - 4119 руб.., за 3 квартал 2004 г. - 6315 руб., за 4 квартал 2004 г. - 11212 руб.,

- по налогу на добавленную стоимость за 2004 г. в сумме 743 руб., в том числе:

За 3-й квартал 2004 г. - 223 руб., за 4 квартал 2004 г. - 5520 руб.,

в) пени за несвоевременное перечисление налогов в сумме 13 955 руб., в том числе:

- по налогу на доходы физических лиц за 2004 г. - 737 руб.,

- по единому социальному налогу как индивидуальный предприниматель за 2004 г. в сумме 5146 руб.,

- по единому социальному налогу в качестве налогоплательщика-работодателя за 2004 г. в сумме 1963 руб.,

- по налогу на добавленную стоимость за 2004 г. - в сумме 5916 руб.,

- по налогу на добавленную стоимость как налоговый агент за 2004 г. в сумме 193 руб.

Решение вынесено на основании акта выездной налоговой проверки от 21 августа 2006 г. N 31 (л.д. 15 - 24 т. 1).

В результате проверки установлено, что И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 25.03.2002 г. Московской областной регистрационной палатой.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями) индивидуальный предприниматель И. внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 24.12.2004 г., в МРИ ФНС России N 4 Московской области регистрационный номер 304504935900122
(л.д. 30 - 33 т. 1).

В 2004 г. индивидуальный предприниматель И. предоставлял в аренду нежилое помещение и оборудование.

При проведении проверки по запросу налоговой инспекции N 11-9299 от 26.12.2005 г. Администрацией Шатурского района представлены сведения о том, что в 2004 г. согласно зарегистрированным трудовым договорам у предпринимателя И. работали 12 работников: К.Г.С., У., А.Ю.А., Н., М.Л.А., К.И.И., Б.Е.В., М.А.Н., Б.А.Н., В., П., З. (л.д. 76, 77 - 78, 84 - 90 т. 2).

Индивидуальный предприниматель И. не представил на проверку ведомости начисления заработной платы работникам, с которыми были заключены трудовые договоры, в связи с чем для определения суммы выплат, начисленных индивидуальным предпринимателем И. налоговой инспекцией опрошены в качестве свидетелей в соответствии со ст. 90 НК РФ лица, работавшие по трудовым договорам в 2004 г. у предпринимателя И., а именно: А.Ю.А., К.Г.С., М.А.Н., У., М.Л.А., З. (л.д. 7 т. 1, л.д. 75 - 80 т. 2, л.д. 84 - 102 т. 2).

Указанные лица предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Согласно п. 7 ст. 31 налоговые органы вправе определить суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объекта налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить
налоги.

Из представленных в отношении указанных шести работников трудовых договоров следует, что заработная плата А.Ю.А., К.Г.С., У., М.Л.А., З. составляла 3000 руб., заработная плата М.А.Н. составляла 7000 руб. в месяц. Указанные обстоятельства подтверждены также протоколами опроса названных работников (л.д. 79, 91 - 102 т. 2). В результате проверки установлено, что сумма заработной платы выплаченная в 2004 г. указанным работникам составила 22000 руб.

Индивидуальный предприниматель И. не перечислил ЕСН с сумм выплат, произведенных указанным лицам, декларации по ЕСН ни в качестве индивидуального предпринимателя, ни в качестве лица, производящего выплаты физическим лицам, не представил.

Неуплата индивидуальным предпринимателем И. ЕСН в качестве лица, производящего выплаты физическим лицам составила 7 832 руб. (22000 x 35,6%).

В соответствии со ст. 235 НК РФ налогоплательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

Организации,

Индивидуальные предприниматели,

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями,

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 п. 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

Согласно ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам,
предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Указанные в п. 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если:

У налогоплательщика-организации такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде

У налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно ст. 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных п. 2 ст. 236 настоящего Кодекса, за налоговый период в пользу физических лиц.

Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетов расходов, связанных с извлечением.

Обязанность налогоплательщика, индивидуального предпринимателя, производящего выплаты физическим лицам представлять налоговую декларацию по ЕСН предусмотрена п. 4, 7 ст. 243 НК РФ

В соответствии с п. 4 ст. 243 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, привлечение индивидуального предпринимателя И. к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по ЕСН как индивидуальным предпринимателем, производящем выплаты физическим лицам, является правомерным.

Руководствуясь ст. ст. 266, 269, п. 2 ст. 270, п. 4 ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2008 года изменить, апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ N 4 Московской области удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя И. в доход бюджета штраф в размере 9856 руб. по п. 2 ст. 119 НК РФ.

В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2008 года оставить без изменения.

Взыскать с индивидуального предпринимателя И. госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы 50 руб.