Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2008 по делу N А41-К2-23043/07 Заявление о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование удовлетворено правомерно, поскольку заявитель своевременно и в полном объеме исполнил свою обязанность по уплате указанных страховых взносов и факт наличия у него переплаты подтвержден материалами дела.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2008 г. по делу N А41-К2-23043/07

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2008 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи А.,

судей Ч.И.В., Ч.Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем П.,

при участии в заседании:

от заявителя: Х., дов. от 25.03.2008 г. N 8,

от ответчика: Ж., дов. от 29.12.2007 г. N 04-06/0526,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Одинцово Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2008 г. по делу N А41-К2-23043/07, принятие судьей В., по заявлению Центрального Банка России в лице
Полевого учреждения Банка России Цоссенское к Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Одинцово Московской области о признании частично недействительным решения от 13.09.2007 г. N 10-34/0977,

установил:

Центральный банк России в лице Полевого учреждения банка России Цоссенское (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Одинцово Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 13.09.2007 г. N 10-34/0977 в части отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Решением Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2008 г. заявленные требования учреждения удовлетворены в полном объеме.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что у учреждения имеется переплата по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 379248,78 руб. и на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 84576,60 руб.; Федеральная налоговая служба России является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемой на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в связи с чем решение об отказе в возврате учреждению переплаты по страховым взносам является незаконным.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда отменить, как принятое с нарушением ст. ст. 3, 25 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, ст. ст. 8, 78, 79 НК РФ.

При
этом инспекция ссылается на то, что положения статей 78, 79 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения. Однако указанные существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.

Представитель учреждения возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.

Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя инспекции и представителя общества, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, учреждение обратилось в налоговый орган с заявлениями от 03.08.2004 г. N 51/444 и от 23.09.2005 г. N 51/588 о возврате излишне уплаченных денежных средств, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (л.д. 6 - 9).

Письмом от 13.09.2007 г. N 10-34/0977 налоговая инспекция отказала учреждению в возвращении денежных средств, мотивировав это тем, что страховые взносы не относятся к налогам, сборам, пеням и штрафам, в связи с чем не подлежат возврату, правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в законодательстве отсутствуют (л.д. 10 - 11).

В соответствии с абз. 4 ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой
обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 21 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Общество своевременно и в полном объеме исполнило свою обязанность по уплате страховых взносов, что подтверждается ведомостью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АВД-11) за 2007 г. и протоколом к ней, представленным в судебное заседание апелляционной инстанции.

Факт наличия у общества переплаты по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 379248,78 руб. и на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 84576,60 руб. подтверждается письмом Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области от 04.12.2007 г. N 202-У5/ОВС311В4/3150 (л.д. 12), актами совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 31.08.2007 г. (л.д. 16 - 17), справкой N 6379 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 31.03.2008 г., представленной в судебное заседание апелляционной инстанции, следовательно, учреждение вправе требовать возврата денежных средств, излишне уплаченных на страховую и накопительную части трудовой пенсии.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации“ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 г. N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 г. N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как
страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, утверждения инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и о том, что законодательством не определен орган и порядок, который обязан осуществить зачет спорной суммы, являются необоснованными.

В связи с изложенным вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии у инспекции права и обязанности на осуществление зачета или возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является правильным.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются также законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

С учетом того, что Законом об обязательном пенсионном страховании не регламентирован порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, указанные правоотношения регулируются статьей 78 НК РФ.

Согласно п. 13 ст. 78 НК РФ правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды, а органы государственных внебюджетных фондов пользуются при этом правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 НК РФ для налоговых органов.

В соответствии с п. 7 и п. 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым
органом по письменному заявлению налогоплательщика; возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Суд апелляционной инстанции, изучив в совокупности все представленные доказательства, полагает, что правильным является вывод суда первой инстанции о том, что решение инспекции от 13.09.2007 г. N 10-34/0977 в части отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов, зачисляемых на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы учреждения, в связи с чем обоснованно признано судом недействительным.

Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 11 февраля 2008 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-23043/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС РФ по г. Одинцово Московской области без удовлетворения.

Взыскать в доход федерального бюджета с Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Одинцово Московской области 1000 рублей госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.