Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 10.04.2008 по делу N А41-К2-22058/07 Заявленные требования о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за неуплату земельного налога удовлетворены, поскольку земельные участки не занесены в списки земель промышленного назначения, а для исчисления земельного налога налогоплательщику необходима налоговая база в виде кадастровой стоимости объекта налогообложения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 апреля 2008 г. по делу N А41-К2-22058/07

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего Д.

протокол судебного заседания вел судья Д.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО “Раисино“

к Инспекции ФНС России по Рузскому району

об оспаривании решения

при участии в заседании

Истца: М.

Ответчика: К.

установил:

иск заявлен ОАО “Раисино“ к Инспекции ФНС России по Рузскому району об оспаривании решения.

Отводов нет. Ходатайств не заявлено.

Истцом уточнен предмет спора: истец просит признать недействительным решение ИФНС России по Рузскому района от 06.11.07 г. в полном объеме.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом ходатайство удовлетворено.

Заслушаны стороны: истец поддержал заявленные требования, ссылаясь на несоответствие оспариваемого акта
ст. 390, 396 НК РФ, постановлению Главы Рузского района от 21.09.01 г. N 1149, от 29.10.02 г. N 1657, N 4118 от 29.12.04 г., распоряжению Министерства экологии и природопользования МО N 216-р от 30.11.05 г., фактическим обстоятельствам дела, подтвержденными по мнению истца свидетельствами о праве пользования землями сельхоз. назначения.

Возражения на иск отражены в отзыве со ссылкой на постановление Правительства МО N 35/2 от 24.01.03 г., решение Совета депутатов МО N 4118 от 29.12.04 г. Одновременно ответчик затруднился ответить на вопросы суда, касающиеся правомерности исчисления земельного налога согласно объекта вблизи д. Ивойлово по договору аренды, так же как не обосновал ставку налога, используемую при исчисления налога как за земли промышленности; не представил доказательств правомерности использования при исчислении налога данных Роснедвижимости.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Оспариваемым решением Инспекции ФНС России по Рузскому району от 06.11.07 г., вынесенным на основании акта выездной налоговой проверки N 138 от 02.10.07 г., возражения от 11.10.07 г. за N 35, истец привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату земельного налога за 2005 г., в виде взыскания штрафа в размере 43 729 руб., а также предложено уплатить недоимку в сумме 218 645 руб. и пени в сумме 77 531 руб.

В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на те обстоятельства, что налогоплательщик произвел расчет налога по ставке, установленной для земель сельскохозяйственного назначения, тогда как следовало исчислять для земель промышленности.

Вместе с тем, указанные доводы ответчика, зафиксированные в оспариваемом акте, не основаны на нормах действующего
налогового законодательства и не подтверждаются представленными материалами дела.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с п. 1 ст. 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основании данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, прав постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно статье 1 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 “О плате на землю“ (действовавшего в 2005 году и утратившего силу с 01.01.06 за исключением статьи 25) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает в качестве налоговой базы по земельному налогу кадастровую стоимость земельных участков, которая определяется
налогоплательщиками-организациями в отношении каждого земельного участка на основании сведений государственного земельного кадастра по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 и 3 ст. 391 НК РФ). При этом кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщика информации в порядке, определяемом органами местного самоуправления по состоянию на 1 января календарного года, как это предусмотрено п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представлять в последующем сведений, в том числе и налоговым органам, о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения не может быть отнесена к способам доведения до налогоплательщика информации о кадастровой стоимости земельного участка и не отменяет права налогоплательщика на получение такой информации в установленном законом порядке.

В силу п. 2 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации обязательным условием для самостоятельного и надлежащего исчисления земельного налога налогоплательщику должен быть доведен один из основных элементов налогообложения - налоговая база в виде кадастровой стоимости конкретного земельного участка, являющегося объектом налогообложения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ государственным кадастровым учетом земельных участков является описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют его выделить из других земельных участков, и осуществить его качественные и экономическую оценки.

ОАО “Раисино“ осуществляет постоянное (бессрочное) пользование земельным участком, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения площадью 31 270 000 кв. м, расположенным в Московской области, Рузский р-н. с. Покровское, кадастровый номер 50:10:000 00 00:0012 на основании постановления Главы администрации Рузского района
Московской области от 25.12.1992 г. N 1418/23, что подтверждается свидетельствами о праве пользования N 183774, 765845 (л.д. 53 - 54, 66 - 71).

Согласно п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

Однако данное положение закона не было соблюдено органами местного самоуправления, что доказывается приложением N 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 30.11.05 г. N 216-РМ поскольку участок площадью 34,25 га в Рузском районе вблизи населенного пункта Притыкино отсутствует в списках земель, относящихся к категории промышленного назначения.

В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на письмо Управления Роснедвижимости по Рузскому району от 24.08.07 г. за N 2790-39/3351, согласно которому земельный участок площадью 342 500 кв. м, расположенный вблизи населенного пункта Притыкино Рузского района отнесен к категории земель, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космического кадастрового плана земельного участка применялся удельный показатель кадастровой стоимости земель, что подтверждается согласно текста письма выпиской из государственного кадастра от 22.08.07 г.

В нарушение ст. 65 АПК РФ правомерность применения данной выписки, датированной 22.08.07 г. к правоотношениям 2005 г. налоговым органом не представлена, так же как не доказана относимость данного письма к рассматриваемым правоотношения, что является нарушением ст. 67 АПК РФ.

Кроме того, данное письмо в соответствии со ст. 15 Закона “О плате за землю“, действовавшей в рассматриваемый
период, не рассматривается в качестве правоустанавливающих документов необходимых для исчисления налога и не свидетельствует о наличии у истца объекта налогообложения по данному земельному участку.

Удовлетворяя заявленные требования, суд также учитывает, отсутствие у налогового органа доказательств правомерности исчисления земельного налога согласно объекта вблизи д. Ивойлово по договору аренды, также отсутствие правомерности применения ставки налога, используемой при исчисления налога как за земли промышленности, что отражено в акте сверки и протоколе судебного заседания.

Аренда земельных участков согласно ст. 388 НК РФ не является объектом налогообложения земельным налогом.

В этой связи суд принимает во внимание признание налоговым органом отсутствие нормативного обоснования доначисления земельного налога за участки вблизи д. Ивойлово, что отражено в акте сверки.

Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения освобождает другую сторону от доказывания таких обстоятельств в силу ст. 70 АПК РФ.

Суд исходит из нарушения ответчиком при издании обжалуемого акта требований ст. 101 НК РФ, т.к. в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не изложены обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства.

Согласно п. 6 ст. 108 НК РФ, п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении возлагаются на налоговые органы.

В нарушение ст. 65 АПК РФ, ответчик не доказал суду наличие у него законных оснований для принятия оспариваемого акта.

В силу вышеизложенных обстоятельств исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 167, 176, 201, 110, 181 АПК РФ, суд

решил:

признать недействительным решение Инспекции ФНС России по Рузскому району от
06.11.07 г.

Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по госпошлине в размере 2 000 руб.

Меры по обеспечению иска, наложенные определением суда от 13.02.08 г., сохраняют свое действие до вступления судебного акта в законную силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Исполнительный лист будет выдан по ст. 319 АПК РФ.