Решения и определения судов

Постановление президиума Московского городского суда от 10.04.2008 по делу N 44у-185/08 Постановление суда об освобождении от наказания за совершение общественно опасного деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ отменено, дело направлено на новое рассмотрение, так как, рассмотрев дело, суд принял два противоречащих друг другу и по существу взаимоисключающих решения.

ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2008 г. по делу N 44у-185/08

Президиум Московского городского суда в составе: председательствующего Егоровой О.А.,

членов президиума Колышницыной Е.Н., Курциньш С.Э.,

Дмитриева А.Н., Васильевой Н.А.,

Тарасова В.Ф.

рассмотрел в судебном заседании уголовное дело по надзорному представлению первого заместителя прокурора города Москвы Росинского В.В. на постановление Гагаринского районного суда города Москвы от 21.09.2007, которым

П., родившийся 5 октября 1981 года в г. Москве, судимый 01.04.2004 по ст. 119 и ст. 161 ч. 2 п. п. “а“, “г“ УК РФ (в редакции ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ) к 3 годам 6 месяцам лишения свободы,

на основании п. “б“ ч. 1 ст. 97 УК РФ
освобожден от наказания за совершение общественно опасного деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 162 УК РФ.

В соответствии со ст. ст. 99, 101 УК РФ к П. применены принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа до выхода из указанного болезненного состояния с последующим решением диагностических и экспертных вопросов.

В кассационном порядке постановление суда не обжаловалось.

В надзорном представлении первый заместитель прокурора города Москвы указывает на то, что у суда отсутствовали основания для рассмотрения дела по существу и освобождения П. от наказания на основании п. “б“ ч. 1 ст. 97 УК РФ, так как, комиссия экспертов не дала заключения по вопросу о том, мог ли П. отдавать отчет своим действиям и руководить ими в момент совершения инкриминируемого ему деяния, в связи с чем, рекомендовала проведение ему принудительного лечения до выхода из болезненного состояния с последующим решением диагностических и экспертных вопросов, проведение П. судебно-психиатрической экспертизы по выходу его из депрессивного эпизода средней степени. Считает, что выводы суда являются преждевременными. Просит отменить постановление суда и дело направить на новое судебное рассмотрение.

Заслушав доклад судьи Московского городского суда Рольгейзера В.Э. и выступление первого заместителя прокурора города Москвы Росинского В.В., поддержавшего доводы надзорного представления, президиум

установил:

органами предварительного следствия возбуждено уголовное дело в отношении П. по признакам преступления, предусмотренного ст. 162 ч. 2 УК РФ.

В результате проведенного расследования установлено, что 22 июня 2007 года П. у дома 77 по Ленинскому проспекту в г. Москве открыто похитил у потерпевшего Ж. сотовый телефон “Моторола“ стоимостью 5000 рублей, а когда потерпевший начал его преследовать, он с целью удержания похищенного
брызнул в лицо Ж. неустановленным веществом из аэрозольного баллончика, причинив ему химический ожог левого глазного яблока первой степени.

Однако, вопрос об уголовной ответственности П. за содеянное не представилось возможным решить, поскольку согласно заключению стационарной судебно-психиатрической экспертизы от 21.08.2007 комиссии “Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского“, у П. в настоящее время имеются признаки депрессивного эпизода средней степени, о чем свидетельствует отсутствие продуктивного контакта с подэкспертным, наличие у него сниженного фона настроения, моторной и ассоциативной заторможенности, эмоциональной неадекватности, что сопровождается нарушением критических и прогностических способностей. Указанное психическое расстройство лишает его в настоящее время возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Структура и течение указанного психического расстройства препятствуют в настоящее время оценке психического состояния подэкспертного в период, относящийся к инкриминируемому ему деянию и решению экспертных вопросов. По своему психическому состоянию в настоящее время П. нуждается в принудительном лечении в психиатрическом стационаре общего типа до выхода из указанного болезненного состояния с последующим решением диагностических и экспертных вопросов.

В связи с этим дело с соответствующим постановлением следователя направлено в суд для решения вопроса о применении к П. принудительных мер медицинского характера для выведения его из болезненного состояния.

Однако, рассмотрев дело, суд принял два противоречащих друг другу и по существу взаимоисключающих решения: с одной стороны признал необходимым направить П. на принудительное лечение до выхода его из болезненного состояния с последующим решением в отношении него диагностических и экспертных вопросов (т.е. о вменяемости), а с другой стороны - постановил освободить его от наказания за совершение общественно опасного деяния, предусмотренного ст. 162 ч.
2 УК РФ.

Из постановления суда видно, что решение об освобождении П. от наказания принято со ссылкой на положения ст. 81 ч. 1 УК РФ, определяющей основания для освобождения от наказания лиц, заболевших психическими расстройствами после совершения преступления.

Однако, при этом суд не учел, что по смыслу закона, такое освобождение может иметь место лишь при условии, если ранее уже был установлен факт совершения лицом соответствующего общественно опасного деяния в состоянии вменяемости, но наступившее впоследствии психическое расстройство препятствует отбыванию уголовного наказания. В данном же случае диагностические и экспертные вопросы, касающиеся вменяемости П. на момент совершения общественно опасного деяния, как раз и не представилось возможным решить из-за возникшего болезненного состояния, для вывода из которого рекомендовано применение в отношении него принудительных мер медицинского характера.

При таких обстоятельствах постановление суда не может быть признано правосудным и подлежит отмене из-за неправильного применения норм Общей части УК РФ и нарушения уголовно-процессуального закона, что в соответствии со ст. ст. 409, 379 ч. 1 п. п. 2, 3 УПК РФ влечет пересмотр вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 407 - 410 УПК РФ, президиум

постановил:

1. Надзорное представление первого заместителя прокурора города Москвы Росинского В.В. удовлетворить.

2. Постановление Гагаринского районного суда города Москвы от 21 сентября 2007 года в отношении П. отменить и дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Мерой пресечения в отношении обвиняемого П. оставить содержание под стражей.

Председательствующий

О.А.ЕГОРОВА