Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 09.04.2008 по делу N А41-К1-23542/07 Неисполнение обязательства по оплате полученной электроэнергии по договору энергоснабжения является основанием для предъявления в суд требования о взыскании задолженности по данному договору и процентов за пользование чужими денежными средствами.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 апреля 2008 г. по делу N А41-К1-23542/07

Резолютивная часть решения объявлена 2 апреля 2008 года.

В полном объеме решение изготовлено 9 апреля 2008 года.

Арбитражный суд Московской области в составе:

судьи У.

при ведении протокола судебного заседания У.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО “Мосэнергосбыт“

к МУП “Энергетик“

о взыскании 227496,06 рублей

при участии в судебном заседании представителей сторон согласно протоколу судебного заседания

установил:

ОАО “Мосэнергосбыт“ обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к МУП “Энергетик“ о взыскании с последнего 227496,06 рублей, в том числе 223799,27 рублей основного долга по договору энергоснабжения от 01.01.2007 N 72470139, 3696,79 рублей процентов за пользование чужими
денежными средствами, а также 6049,90 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

В обоснование иска истец ссылается на то, что он, во исполнение договора энергоснабжения от 01.01.2007 N 72470139 (т. 1 л.д. 31 - 45), за период с 01.01.2007 по 31.10.2007 отпустил ответчику электроэнергии на сумму 15612680,56 рублей. С марта месяца 2007 года ответчик отказался от оплаты потребляемой электроэнергии по свободным (нерегулируемым) ценам. Ответчиком произведена частичная оплата потребленной электроэнергии в размере 15388881,29 рублей. Причиной частичной оплаты потребленной электроэнергии является отказ ответчика от применения свободной (нерегулируемой) цены. Истец предлагал Ответчику принять меры для погашения задолженности (т. 1 л.д. 105), однако до настоящего времени денежные средства на расчетный счет ОАО “Мосэнергосбыт“ не поступили.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 17.08.1995 имеет номер 147-ФЗ, а не 47-ФЗ.

В письменном отзыве (т. 1 л.д. 108, 109) ответчик возражает против иска, ссылается на то, что на основании пункта 5 преамбулы Постановления от 31.08.2006 N 530 “Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики“, оплата отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещение расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии по свободной (нерегулируемой) цене, определяется по расчету, который должен утверждаться правилами, разработка которых должна быть осуществлена в 2007 году Федеральной службой по тарифам и, в дальнейшем, согласована с Министерством промышленности и энергетики РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ. Раздел XI указанных Правил “Особенности осуществления торговли по нерегулируемым ценам“ в переходный период реформирования электроэнергетики вступает в силу с 1 января 2008 года. Руководствуясь пунктом 108 Правил, поставка
объема электрической энергии покупателям в 2007 году и последующие годы, осуществляется пропорционально объему потребленной электрической энергии за соответствующий расчетный период 2007 года по регулированным тарифам (ценам), утвержденным Тарифным комитетом субъекта РФ. Таким образом, у МУП “Энергетик“ в январе месяце 2007 года отсутствовало превышение потребленной электроэнергии над заявленным объемом потребления к соответствующему прошлому периоду, из чего следует, что у ОАО “Мосэнергосбыт“ не было правового основания предъявлять к оплате вычлененный из потребленной электроэнергии в январе месяце 2007 года объем электроэнергии для оплаты по не согласованной сторонами свободной (нерегулируемой) цене. МУП “Энергетик“ входит в реестр предприятий естественных монополий, и, руководствуясь пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 года N 109, не может вынести данные необъективные расходы в Тарифный комитет как экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, для внесения их регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования. Согласно пункту 54 главы V данного Постановления, предельные максимальные уровни тарифов на розничном рынке на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании Федерального закона N 47-ФЗ от 17 августа 1995 года “О естественных монополиях“, в котором, согласно статье 6 указанного Закона, ценовое регулирование осуществляется органами регулирования естественных монополий. Разделом XI Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики предусмотрено, что осуществление торговли электрической энергии (мощности) по свободным (нерегулируемым) ценам начинается с 01.01.2008. Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства
РФ от 31.08.2006 N 530 установлено, что организации, отобранные по результатам конкурса на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика, выполняют функции гарантирующего поставщика, начиная с 01.01.2008. В соответствии с пунктом 4 Правил, продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии переходного периода и разделом 10 настоящих Правил объемами покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию. У истца отсутствует правовое основание для применения свободных (нерегулируемых) цен в рамках заключенного договора. Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В данном случае условие о свободной (нерегулируемой) цене и свободном объеме электроэнергии (мощности), подлежащими реализации в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливается и регулируется уполномоченным на то государственным органом. Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон) установлено, что тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию. В области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на электрическую энергию, продаваемую по нерегулируемым ценам (статья 5 Федерального закона).

В судебном заседании 27.03.2008 судом объявлен перерыв до 02.04.2008 15 часов 00 минут.

После перерыва судебное заседание продолжено.

В судебном заседании представитель истца поддерживает исковые требования по мотивам, изложенным в иске,
представил письменные пояснения с учетом отзыва, возражения на дополнения к отзыву ответчика.

В пояснениях на иск, с учетом отзыва ответчика, истец ссылается на то, что довод ответчика о том, что по свободной (нерегулируемой) цене оплачивается только объем электроэнергии, превышающий договорные величины, противоречит пунктам 108 и 109 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. Пункт 108 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики устанавливает правила определения объема электроэнергии, поставляемого потребителям по регулируемым ценам. Объем электроэнергии, приобретенный по регулируемым ценам на оптовом и розничных рынках, распределяется между потребителями пропорционально объему фактически потребленной каждым потребителем за соответствующий расчетный период электроэнергии. Электрическая энергия сверх объемов, поставленных гарантирующим поставщиком абоненту по регулируемым ценам, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных нерегулируемых цен на розничных рынках (пункты 4, 109 Правил). Таким образом, Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики прямо указывают на определение объемов электроэнергии по свободным (нерегулируемым) ценам исходя из фактически потребленной потребителем электроэнергии. По мнению истца, определение объема электроэнергии по свободным (нерегулируемым) ценам исходя из договорного объема электроэнергии, прямо противоречит пункту 108 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. В силу пункта 50 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 529, по регулируемым ценам на оптовом рынке поставляется: в 2007 году от 90 до 95 процентов от прогнозного баланса электрической энергии. Остальной объем электроэнергии, необходимый для качественного и надежного снабжения потребителей розничного рынка, покупается ОАО “Мосэнергосбыт“ на оптовом рынке по
свободным (нерегулируемым) ценам, и распределяется в определенных пропорциях на всех потребителей розничного рынка исходя из пунктов 108, 109 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. В соответствии с Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии, утв. приказом Федеральной службы по тарифам N 225-э/4 от 04.09.2007, прогнозный баланс электрической энергии составляется с учетом фактического потребления предыдущих лет, а также с учетом прироста, определяемого Региональной энергетической комиссией. Таким образом, прогнозный баланс электрической энергии не зависит от договорных величин потребления абонентов. В связи с чем, покупка электроэнергии гарантирующим поставщиком на оптовом рынке электроэнергии как по регулируемым, так и по свободным (нерегулируемым) ценам, также не зависит от договорных величин потребления электроэнергии, согласованных в договоре с потребителем.

Представитель ответчика возражает против иска, полагает, что истцом не доказана обоснованность применяемых тарифов, истец не является гарантирующим поставщиком, представил письменные дополнения к отзыву.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и
оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, 01.01.2007 между истцом (МЭС) и ответчиком (абонентом) заключен договор энергоснабжения N 72470139 (т. 1 л.д. 31 - 45), предметом которого является поставка МЭС и покупка абонентом электроэнергии на условиях, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством (пункт 1.1 договора).

Абонент обязался надлежащим образом производить оплату потребленной (подлежащей потреблению) электрической энергии (мощности) и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией (мощностью), с соблюдением сроков, размера и порядка оплаты, установленных настоящим договором (пункт 5.1.3 договора).

Электрическая энергия (мощность) в соответствии с настоящим договором поставляется абонентом по регулируемым и свободным (нерегулируемым) ценам (тарифам) (пункт 6.5 договора).

Свободные (нерегулируемые) цены рассчитываются МЭС в соответствии с требованиями действующих нормативных актов в области энергетики в порядке, установленном в Приложении N 12, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. МЭС несет ответственность за правильность расчета свободных (нерегулируемых) цен за исключением случаев, когда неверный расчет цены произошел вследствие предоставления неверных данных из НП “АТС“ и сетевых организаций. Уровень свободных (нерегулируемых) цен может измениться в зависимости от ситуации на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности). Изменение свободных (нерегулируемых) цен в период действия настоящего договора не требует его переоформления (пункт 6.8 договора).

Тарифы на электрическую энергию, подлежащие применению сторонами договора для расчетов, устанавливаются региональным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Изменение региональным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в течение действия договора фиксированных тарифов на электрическую энергию не требует переоформления сторонами договора или подписания дополнительных соглашений. В
этом случае тарифы применяются сторонами с момента, установленного регулирующим органом.

Энергоснабжающая организация, считая, что полностью исполнила возложенные на нее обязательства и имеет право требования дифференцированной оплаты поставленной энергии на основании Правил розничных рынков электрической энергии, предъявила исковые требования по настоящему делу.

01.09.2006, в связи с началом работы в Российской Федерации новых оптового и розничного рынков электроэнергии и Постановлениями N 529, N 530 (п. 36) Правительства РФ, ОАО “Мосэнергосбыт“ получило статус “Гарантирующий поставщик“ Московского региона.

В силу положений статьи 539, пункта 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации договором энергоснабжения признается отдельный вид договора купли-продажи, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Следовательно, к заключенному между сторонами договору применяются правила параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. п. 3, 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня тарифов.

Правительство
Российской Федерации, в соответствии со статьей 5 вышеназванного Федерального закона, статьей 21 Федерального закона “Об электроэнергетике“, статьей 6 Федерального закона “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период формирования и о внесении в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике“ устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе устанавливает предельные объемы электрической энергии, продажа которой разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии; утверждает правила функционирования оптового рынка и розничных рынков до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики; устанавливает критерии определения производителей электрической энергии, имеющих право на ее продажу по свободным (нерегулируемым) ценам.

Заключенный между сторонами договор энергоснабжения является публичным договором, в связи с чем к нему применимы правила, предусмотренные статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно п. п. 4, 5 которой в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 4 настоящей статьи, ничтожны.

В период действия договора энергоснабжения от 01.01.2007 N 72470139, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. Пунктом 4 указанных Правил определено, что продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по
регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.

Пунктом 106 Правил определено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках. В силу пункта 109 Правил электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с п. 106 настоящих Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. При этом Правилами установлен механизм расчета свободных (нерегулируемых) цен, что свидетельствует об их императивной природе.

Таким образом, условие о цене электроэнергии (мощности) определяется не соглашением сторон, а законодательством, поэтому для изменения условия о цене не требуется дополнительного соглашения сторон.

Пункты 106, 107, 108, 109 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики устанавливают, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим и покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями.

Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках (ст. 109 Правил).

Пункты 106 - 109 названных Правил находятся в разделе 7 Правил, который вступил в силу с 01.09.2006.

Раздел 11 Правил “Особенности осуществления торговли по нерегулируемым ценам“ вступил в силу с 01.01.2008.

Таким образом, данные Правила, в части установления правил организации расчетов на розничных рынках, подлежат применению к спорным отношениям сторон.

В соответствии с пунктом 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики ОАО “Мосэнергосбыт“, с даты вступления в силу названных Правил, то есть, с 01.09.2006, является гарантирующим поставщиком, который вправе включить в договор энергоснабжения пункты, касающиеся применения в расчетах за электроэнергию свободных (нерегулируемых) цен.

Таким образом, пункты 106 - 109 названных Правил находятся в разделе 7, который вступил в силу с 01.09.2006 и в части установления правил организации расчетов на розничных рынках электрической энергии подлежат применению к спорным правоотношениям сторон, а раздел 11 Правил, вступивший в силу с 01.01.2008, регламентирующий лишь определенные особенности осуществления торговли по свободным (нерегулируемым) ценам, до 01.01.2008 применению действительно не подлежит.

На основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчику начислены проценты за пользование чужими денежными средствами, размер которых составил 3696,79 рублей (т. 1 л.д. 65).

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств погашения задолженности.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины взыскиваются с ответчика.

Руководствуясь статьями 309, 310, 395, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 110, 167 - 170, 171, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Взыскать МУП “Энергетик“ в пользу ОАО “Мосэнергосбыт“ 223799,27 рублей основного долга, 3696,79 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, 6049,9 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Десятом арбитражном апелляционном суде в течение месяца дня изготовления решения в окончательном виде.