Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2008 по делу N А40-65407/07-98-351 Заявление о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неисполнение обязанности по представлению налоговой декларации по единому социальному налогу удовлетворено, поскольку доказано своевременное представление заявителем указанной декларации, а ответчик не обосновал надлежащим образом законность оспариваемого ненормативного правового акта.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 апреля 2008 г. по делу N А40-65407/07-98-351

Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2008

Решение в полном объеме изготовлено 09.04.2008

Арбитражный суд г. Москвы в составе

Судьи К.

при ведении протокола судебного заседания судьей К.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ОАО “ТНК-Нягань“

к МИ ФНС России по КН N 1

о признании недействительным решения от 19.07.2006 N 52/900

с участием:

от заявителя: Б., дов. от 01.01.2008; М., дов. от 01.01.2008

от инспекции: Г., дов. от 17.03.2008; С., дов. от 06.09.2007

установил:

открытое акционерное общество “ТНК-Нягань“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по
крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, налоговый орган) от 19.07.2006 N 52/900 “О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения“.

В обоснование своих требований общество указало, что налоговая декларация по ЕСН за 2005 год обществом была своевременно направлена в налоговый орган в электронном виде, однако в нарушение ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) отчетность не была принята в связи с неправильным указанием КПП организации.

Инспекция заявленные требования не признала по доводам, изложенным в оспариваемом решении и представленном отзыве (т. 1 л.д. 13 - 15, 62 - 63), указав, что налоговая декларация по ЕСН за 2005 год фактически представлена в налоговый орган 17.05.2006.

Судом установлено, что оспариваемое решение налогового органа получено обществом на руки 21.07.2006 согласно отметке на последнем листе решения; заявление о признании недействительным решения направлено в суд по почте 04.12.2007. Таким образом, обществом пропущен трехмесячный срок на обжалование решения налогового органа.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно ст. 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Обществом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для
обращения в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта налогового органа (т. 1 л.д. 97) в связи с обжалованием действий налогового органа по включению в справку N 3932 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.07.2007 задолженности по налоговым санкциям по ЕСН в сумме 4 028 354 руб. В подтверждение данного обстоятельства заявителем представлено решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2007 по делу N А40-45187/07-87-270 (т. 1 л.д. 99 - 101). Таким образом, пропуск срока для подачи заявления о признании недействительным решения был обусловлен тем, что общество пыталось восстановить нарушенное право путем подачи заявления о признании недействительными действий инспекции.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, признал указанные причины уважительными и протокольным определением от 02.04.2008 восстановил срок на обжалование ненормативного акта налогового органа.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявленное требование подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 23.06.2006 налоговым органом по итогам проведения контрольных мероприятий налоговой декларации по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам за 2005 год, составлен Акт N 52/804 о нарушении законодательства о налогах и сборах (т. 1 л.д. 10 - 12), полученный на руки 23.06.2006 представителем общества согласно отметке на последнем листе акта.

19.07.2006 налоговым органом по итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки ОАО “ТНК-Нягань“ за период 12 месяцев 2005 года по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, принято решение N 52/900 “О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения“ (т. 1 л.д. 13 - 15).

В соответствии с указанным решением инспекцией в рамках рассмотрения вопроса своевременности представления декларации на
основании ст. 88 НК РФ выявлено, что организация не исполнила свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации в налоговый орган, фактически представив 17.05.2006 декларацию по ЕСН за 2005 год, тем самым совершила виновное противоправное деяние, за которое п. 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не менее 100 руб., что составило 4 028 354 руб.

Налоговым органом 25.07.2006 выставлено требование N 139 об уплате налоговой санкции (т. 1 л.д. 17).

Суд, исследовав обстоятельства дела, установил, что оспариваемое решение принято инспекцией необоснованно.

В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее
представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 243 НК РФ налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 240 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Таким образом, налоговая декларация по ЕСН за 2005 год должна была быть представлено налогоплательщиком не позднее 30 марта 2006 года.

В соответствии с п. 4 раздела II “Порядка предоставления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи“, утвержденного Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (далее - Порядок) при передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее предоставления считается дата ее отправки.

При этом, в соответствии с п. 6.10 “Методических рекомендаций об организации и функционировании системы предоставления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи“, утвержденным Приказом МНС РФ от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ (далее - Методические рекомендации) налоговая декларация считается представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное электронной цифровой подписью Оператора, а согласно п. 6.11 - формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде считаются принятыми в соответствии с требованиями, установленными законодательством и Порядком, в случае, если налогоплательщик получил протокол входного контроля,
подтверждающий, что эти формы не содержат ошибок и прошли входной контроль.

В соответствии с п. 11 Раздела I Порядка при представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном виде налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме, представляющую собой полученную налоговую декларацию, подписанную ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика, заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа.

Судом установлено, что налоговая декларация по ЕСН за 2005 год направлена заявителем в налоговый орган в электронном виде 30.03.2006, что подтверждается квитанцией о приеме файла отчетности 00107205.010 на почтовый сервер специализированного оператора связи, квитанцией о доставке файла отчетности 00107205.010 в ИМНС от 30.03.2006 (т. 1 л.д. 19 - 23).

Таким образом, декларация по ЕСН за 2005 год была представлена налогоплательщиком в налоговый орган своевременно.

При этом, как следует из протокола проверки файла формата МНС (т. 1 л.д. 24) файл 00107205.010 не принят налоговым органом в связи с тем, что КПП в декларации не соответствует данным регистрации.

Согласно квитанции о доставке файла отчетности в ИМНС в декларации указано КПП 997150001, которое соответствует КПП ОАО “ТНК-Нягань“, указанному в Уведомлении о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика (т. 1 л.д. 102).

На основании изложенного, а также учитывая то, что в соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, непринятие налоговым органом декларации является незаконным.

Более того, налоговая декларация по ЕСН за 2005 год была также направлена в инспекцию налогоплательщиком на бумажном носителе 21.03.2006 (т. 1 л.д. 74 - 93).

В случае, если налогоплательщиком представлена декларация с какими-либо неточностями заполнения, налоговый
орган должен направить в организацию уведомление о необходимости представления налогоплательщиком исправленных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. Датой сдачи отчетности будет являться дата отправки декларации, заполненной с нарушениями, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации. Представленная позже декларация с исправлениями будет считаться уточненной.

Таким образом, требование ОАО “ТНК-Нягань“ о признании недействительным решения налогового органа от 19.07.2006 N 52/900 подлежит удовлетворению.

Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с инспекции на основании ст. 110 АПК РФ с учетом позиции, изложенной в п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение МИ ФНС России по КН N 1 от 19.07.2006 N 52/900 “О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершении налогового правонарушения“, принятое в отношении ОАО “ТНК-Нягань“.

Взыскать с МИ ФНС России по КН N 1 в пользу ОАО “ТНК-Нягань“ госпошлину в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционной суд в месячный срок после принятия решения.