Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2008 N 09АП-3130/2008-АК по делу N А40-68020/07-99-300 Заявление о признании недействительным решения налогового органа об отказе возвратить излишне уплаченную и взысканную сумму штрафа по налогу на прибыль удовлетворено правомерно, так как налоговый орган не представил доказательств невозможности возврата указанного штрафа на основании статей 78 и 79 Налогового кодекса РФ.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 2008 г. N 09АП-3130/2008-АК

Дело N А40-68020/07-99-300

Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2008 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 09.04.2008 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи К.С.

Судей С.С., Я.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2008 г.

по делу N А40-68020/07-99-300, принятое судьей К.Г.

по иску (заявлению) ОАО “Таттелеком“

к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7

о признании недействительным решения и об обязании возвратить излишне уплаченную сумму штрафа по налогу на прибыль

при участии в судебном заседании:

от истца (заявителя)
- М. по доверенности от 30.05.2007 г. N 3256-16

от ответчика (заинтересованного лица) - С.Е. по доверенности от 31.03.2008 г. N 58-07/5982

установил:

ОАО “Таттелеком“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 об отказе в возврате излишне взысканной и уплаченной суммы штрафа по налогу на прибыль, содержащееся в письме от 10.10.2007 г. N 58-14-11/17891, и об обязании Инспекции возвратить налогоплательщику излишне взысканную и уплаченную сумму штрафа по налогу на прибыль в размере 176 634,22 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением суда от 07.02.2008 г. заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что заявителем в установленном ст. 79 НК РФ порядке подтверждено право на возврат излишне уплаченного штрафа по налогу на прибыль в заявленном размере.

МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 не согласилась с принятым решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права, отказать в удовлетворении заявленных обществом требований, указывая то, что положения ст. 79 НК РФ в редакции действовавшей до 1 января 2007 года не предусматривали порядок возврата излишне взысканных сумм штрафа, в связи с чем у налогового органа отсутствуют правовые основания для осуществления возврата штрафа.

ОАО “Таттелеком“ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что заявитель надлежащим образом подтвердил правомерность своих требований, а решение суда принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без
удовлетворения.

Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.

При исследовании обстоятельств дела установлено, что 17.09.2004 г. МИ МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан вынесено решение N 16 о привлечении ОАО “Казанская ГТС“ (реорганизована путем присоединения к заявителю - ОАО “Таттелеком“) к налоговой ответственности за неполную уплату налога на прибыль по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 353 060,57 руб., в том числе в федеральный бюджет в сумме 110 900,18 руб., в бюджет субъектов Российской Федерации - 90 810,15 руб., в местный бюджет - 151 350,24 руб.

Во исполнение указанного решения налоговым органом были выставлены требования об уплате налоговых санкций от 21.09.2004 г. N 21276 - 21279.

Платежными поручениями от N 3732 от 25.11.2004 г., N 3733 от 25.11.2004 г., N 298 от 09.02.2005 г. общество перечислило в Федеральный бюджет в оплату штрафа по налогу на прибыль сумму в размере 110 900,18 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 90 810,15 руб., в местный бюджет - 154 333,90 руб.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.12.2004 г. по делу N А65-21275/2004-СА2-9 по заявлению МИ МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан к ОАО “Казанская ГТС“ начисленные на основании названного решения налогового органа санкции в
связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, снижены в два раза.

В связи с чем, у общества образовалась переплата суммы штрафа по налогу на прибыль в размере 176 634,22 руб.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

03.10.2007 г. налогоплательщик обратился в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 с заявлением о возврате переплаты штрафам по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 55 513,82 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 45 420,4 руб., в местный бюджет - 75 700,66 руб. (л.д. 8).

МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 в своем письме от 10.10.2007 г. N 58-14-11/17891 сообщила обществу о невозможности произвести возврат переплаты штрафов по налогу на прибыль, поскольку положения ст. 79 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2007 года, не предусматривали порядок возврата излишне взысканных сумм штрафа, в связи с чем у налогового органа отсутствуют правовые основания для осуществления возврата штрафа. Кроме того, в соответствии с пунктом 2.6 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденных Приказом ФНС России N САЭ-3-19/446 от 15.09.2005 г., сумма излишне уплаченного штрафа может быть возвращена налогоплательщику на основании его письменного заявления по решению суда о возврате излишне уплаченной суммы штрафа (л.д. 10).

Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что уплата налоговых санкций по требованию Инспекции носит
характер взыскания по следующим основаниям.

Выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога, сбора, штрафов.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 г. N 503-О, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 г. N 13592/04, где указано, что выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.

Подпунктом 5 п. 1 ст. 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно с п. п. 1, 2 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.

Представленные в материалы дела доказательства подтверждают факт излишней уплаты штрафа по налогу на
прибыль в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в сумме 176 634,22 руб. и отсутствие у заявителя недоимки по уплате налогов и сборов в бюджет, в связи с чем требования общества правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Доводы налогового органа о том, что положения ст. 79 НК РФ в редакции действовавшей до 1 января 2007 года не предусматривали порядок возврата излишне взысканных сумм штрафа, в связи с чем у налогового органа отсутствуют правовые основания для осуществления возврата штрафа, отклоняются судом апелляционной инстанции.

Положениями ст. 79 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2007 г. и регулирующей вопросы зачета или возврата излишне взысканных налогов, сборов и пени, прямо не был предусмотрен порядок зачета или возврата такого платежа как штраф.

Однако, анализ положений пп. 5 п. 1 ст. 21, пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что законодательством не запрещено применение порядка предусмотренного статьей 78 НК РФ, к процедуре зачета и возврата излишне уплаченного штрафа.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие в НК РФ (в редакции действующей до 01.01.2007 г.) процедуры зачета и возврата излишне уплаченного штрафа не может служить основанием для удержания спорной суммы в бюджете и излишне уплаченная сумма штрафа подлежит зачету или возврату из бюджета по правилам ст. 79 НК РФ, является правомерным.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда,
положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

Расходы по госпошлине по данному делу распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, положениями главы 25.3 НК РФ и разъяснениями, данными Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 13.03.2007 г. N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“.

Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2008 г. по делу N А40-68020/07-99-300 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 7 в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.