Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 08.04.2008 по делу N А41-К2-23207/07 Представленные выписки из реестра федеральной собственности, регистрационное удостоверение о праве государственной собственности не свидетельствуют об осуществлении государственной регистрации прав Российской Федерации на объект недвижимости в установленном законом порядке.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 апреля 2008 г. по делу N А41-К2-23207/07

Резолютивная часть решения объявлена 1 апреля 2008 г.

Решение изготовлено в полном объеме 8 апреля 2008 г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Н.

протокол судебного заседания вел судья Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества “НИИ ВОДГЕО“

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области

третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве

о признании решения УФРС об отказе в государственной регистрации права недействительным

при участии в заседании:

от заявителя - К., представитель по доверенности от 18.01.2008;

от заинтересованных лиц - УФРС по МО - З.,
представитель по доверенности от 21.12.2007 N 160-Д, П., доверенность от 21.12.2007 N 166-Д;

от третьего лица - ТУ ФАУФИ по г. Москве - Р., доверенность от 19.11.2007

установил:

открытое акционерное общество “НИИ ВОДГЕО“ обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области о признании недействительным решения от 25.10.2007 N 50/020/2007-100 об отказе в государственной регистрации права на гаражный бокс, расположенный по адресу: г. Железнодорожный Московской области, ул. Гидрогородок, д. 15 и обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области произвести государственную регистрацию права.

Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 2 - 4 т. 1).

УФРС по МО возражало по заявленным требованиям, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве (л.д. 54 - 55 т. 2).

ТУ ФАУФИ по г. Москве поддержало заявленные требования, в материалы дела представило отзыв (л.д. 57 - 58 т. 2).

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Заявитель оспаривает отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - гаражный бокс, расположенный по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Гидрогородок, д. 15, выраженный в сообщении УФРС по МО от 25.10.2007 N 50/020/207-100 (л.д. 5 - 5 оборот том 1).

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Территориального управления ФАУФИ по г. Москве от 20.10.2006 N 1087 указанный гаражный бокс был включен в список имущества, подлежащего приватизации ФГУП “НИИ ВОДГЕО“ (л.д. 19 - 25 т. 1).

Согласно названного распоряжения был составлен передаточный акт от 26.10.2006 о передаче подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП “НИИ ВОДГЕО“ ОАО “НИИ ВОДГЕО“ (л.д. 99
- 163 т. 1).

10.07.2007 в УФРС по МО заявителем были сданы документы на государственную регистрацию права собственности ОАО “НИИ ВОДГЕО“, в качестве правоустанавливающего документа заявителем были заявлены в том числе, вышеуказанный передаточный акт, утвержденный ТУ ФАУФИ по г. Москве 26.10.2006 и выписка из реестра федерального имущества, выданная ТУ ФАУФИ по г. Москве.

При проведении правовой экспертизы УФРС по МО было установлено, что в результате преобразования ФГУП “НИИ ВОДГЕО“ в ОАО “НИИ ВОДГЕО“ произошла приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия подлежащего приватизации. Представленным на регистрацию передаточным актом было определено, что в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия входит вышеуказанный гаражный бокс.

Согласно представленной выписке из реестра федерального имущества, подтверждается право собственности Российской Федерации на гаражный бокс, однако, выписка не содержит сведений о том, когда это право возникло и на основании какого документа. Сведений о принадлежности гаражного бокса Российской Федерации не содержалось также и в техническом паспорте на данное имущество (л.д. 15 - 18 т. 1).

В этой связи, в соответствии с п. п. 1, 3 ст. 19 ФЗ N 122-ФЗ государственная регистрация была приостановлена, о чем заявитель был уведомлен 03.08.2007 исх. N 56/020/2007-100 (л.д. 6 - 7 т. 1). Поскольку причины, препятствующие государственной регистрации, в установленный срок устранены не были, УФРС по МО было отказано заявителю в государственной регистрации права, данный отказ был оформлен сообщением от 25.10.2007 N 50/020/2007-100 (л.д. 5 - 5 оборот т. 1).

Как следует из текста сообщения, в проведении государственной регистрации было отказано на основании п. 2 ст. 19, абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 ФЗ “О государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним“ по тем обстоятельствам, что заявитель не представил правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на недвижимое имущество (гаражный бокс), включенное в состав приватизируемого комплекса. В связи с чем, УФРС было не вправе произвести государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимого имущества, поскольку в выписке из реестра не имелось сведений о правоустанавливающем документе. Тем самым, у УФРС по МО отсутствовала возможность установить возникло ли право собственности на гаражный бокс у Российской Федерации, когда оно возникло и на основании каких документов, а также вправе ли Российская Федерация распоряжаться данным объектом недвижимости. Представленная выписка из реестра федерального имущества является лишь одним из документов - основанием для государственной регистрации права.

Исследовав представленные по делу доказательства суд не находит законных оснований для признания оспариваемого решения УФРС по МО от 25.10.2007 недействительным.

Согласно ст. 217 ГК РФ, ст. 1 Закона N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц.

В силу п. 2 статьи 13 Закона о регистрации государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (в редакции Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ).

Пунктом 2 ст. 6 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ от 21.07.97 установлено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права
на объект недвижимости требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.

Таким образом, из ст. 6 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ следует, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления данного Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации, государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей.

Вместе с тем, государственная регистрация ранее возникших прав на недвижимое имущество признана в этой же статье обязательной в тех случаях, когда необходимо зарегистрировать права на недвижимое имущество, возникшие после введения в действие данного Закона о регистрации.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.08.2005 N 1306-р, имущественный комплекс ФГУП “НИИ ВОДГЕО“ был включен в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2006 г. Решение о приватизации в отношении заявителя принято в октябре 2006 г., т.е. после введения в действие Закона о регистрации.

На основании ст. ст. 9, 13 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ N 122-ФЗ регистрационный орган обязан провести проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, провести правовую экспертизу документов и проверку законности сделки, установить отсутствие противоречий и иных оснований
для отказа.

Заявителем в подтверждение наличия у него оснований возникновения права собственности на гаражный бокс были представлены распоряжение ТУ ФАУФИ по г. Москве от 25.10.2006 N 1087 и передаточный акт к нему.

Названное распоряжение принято об условиях приватизации государственного предприятия путем его преобразования в ОАО “НИИ ВОДГЕО“.

Поскольку сделка совершена в условиях приватизации, регистрация права собственности заявителя на объект недвижимого имущества возможна только после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный объект.

Доводы заявителя о том, что регистрации права собственности предыдущего собственника - Российской Федерации при совершении сделки (приватизации) не требуется, поскольку законность возникновения права РФ подтверждена актами Правительства, кроме того, отсутствует спор о праве и не имеется претензий со стороны Российской Федерации на данный объект недвижимости суд не может признать состоятельными.

Суд также не может согласиться с доводами заявителя о том, что включение указанного выше объекта недвижимости в реестр федеральной собственности равноценно государственной регистрации права в ЕГРП, в связи с чем, правила, установленные ст. ст. 6, 13 Закона о регистрации, на сделки приватизации, перехода права собственности не распространяются, поскольку с момента введения в действие Закона о регистрации установлен единый для всех порядок регистрации прав.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд не находит основании для признания решения - сообщения УФРС по МО от 25.10.2007 об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО “НИИ ВОДГЕО“ на гаражный бокс недействительным и нарушающим права и интересы заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с даты его принятия.