Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.2008 по делу N А40-63297/07-65-563 Исковые требования о взыскании убытков в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением истцом льгот по перевозке льготных категорий граждан, удовлетворены, так как уполномоченным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, воспрепятствовавших выделению бюджетных средств для компенсации произведенных затрат в полном объеме.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 апреля 2008 г. по делу N А40-63297/07-65-563

Резолютивная часть решения объявлена 01.04.08 г.

Решение в полном объеме изготовлено 08.04.08 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: К.В.

членов суда: единолично,

при ведении протокола судебного заседания судьей К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью “Исток-М“

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

3-е лицо: Управление социальной защиты населения Администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийского района

о взыскании 8 662 782 руб.

при участии:

от истца К.Л. по доверенности от 10.07.07 г., уд. адвоката N 8333 от 30.03.06 г.

от ответчика - К.С. по доверенности от 13.12.07 г., сл. удост. N
172

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Исток-М“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца суммы убытков в размере 8 662 782 руб. в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением истцом льгот по перевозке льготных категорий граждан в 2004 г. в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“, от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Ответчик представил отзыв, в котором иск не признал, считает надлежащим ответчиком - Федеральное агентство здравоохранения и социального развития, заявляет о пропуске срока исковой давности.

Судом рассмотрены и отклонены ходатайства ответчика о привлечении в качестве 2-го ответчика Росздрав, истребовании доказательств.

Ответчик обратил внимание суда на то, что истец не является бюджетополучателем, представил баланс, в котором заявленные убытки не числятся.

Истец пояснил, что убытки в балансе не были отражены.

Департаментом социальной защиты населения по Уссурийскому району представлен отзыв, в котором содержится информация о ликвидации Управления социальной защиты населения Администрации Уссурийского городского округа, невозможности предоставления истребуемых судом в определении от 19.02.08 г. сведений.

Выслушав представителя истца, ответчика, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании убытков в сумме 8 662 782 руб., возникших у истца в связи с предоставлением льгот в 2004 г. по следующим основаниям.

В рамках реализации Федеральных законов от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“, от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ истцом в 2004 г. оказывались услуги льготного (бесплатного) проезда автобусами в городском сообщении.

Учитывая,
что единственным основанием для предоставления права на бесплатный проезд в 2004 г. являлось предъявление удостоверения, расходы истца определяются расчетным путем.

Расчет убытков произведен на основании данных о количестве льготников-инвалидов, льготников-ветеранов, тарифе на проезд, доли истца в общем объеме их перевозок, с учетом положений Инструкции Госкомстата России по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 31.10.02 г. N 207.

По данным отдела социальной защиты населения по Уссурийскому городскому округу и отдела транспорта и связи Администрации Уссурийского городского округа Приморского края общее количество льготников-ветеранов инвалидов составило 28 421 человек, из них 19 413 - ветеранов, 9 008 - инвалидов.

Тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении в г. Уссурийске и Уссурийском районе в 2004 г. утверждены Постановлением главы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийского района Приморского края от 20.03.03 г. N 365, а также договором от 03.03.04 г. “О тарифном соглашении“ между ООО “Исток-М“ и ОАО “Приморавтотранс“ и составлял 6 руб.

Согласно пп. 65 и 66 Инструкции по автомобильному транспорту (Постановление N 207 от 31.10.02 г.) количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда или на основании периодически проводимых натурных обследований.

Согласно натурным обследованиям пассажиропотоков, в соответствии с Постановлением главы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район Приморского края N 610 от 05.05.04 г., для расчета на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по проезду в пассажирском автотранспорте городского и пригородного сообщений льготных категорий граждан следует применять 18 поездок
на одного пассажира в месяц.

Согласно п. 67 Инструкции, если в городе имеется несколько транспортных предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров, автобусами и городским электрическим транспортом количество перевезенных пассажиров, пользующихся бесплатным проездом распределяется по этим предприятиям пропорционально выполненной работе на линии, то есть пропорционально их долям в общем объеме городских перевозок данных пассажиров-льготников.

С учетом удельного веса истца в транспортной работе на территории г. Уссурийска и Уссурийского района количество перевозимых льготников автобусами истца составило 7 901 человек, из них 5 397 человек - ветераны, 2 504 человек - инвалиды.

Согласно расчету истца, в 2004 г. убытки в виде неполученной провозной платы составили 10 239 696 руб.

На основании договора N 14 от 15.01.03 г. “О возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот населению в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, аналогичному ему договора N 15 от 15.01.03 г., N 69 от 20.04.04 г., в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в РФ“, Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийского района частично возместило убытки в общей сумме 1 576 914 руб.

Таким образом, невозмещенная часть составила 8 662 782 руб., что также подтверждается Информацией Финансового управления администрации Уссурийского городского округа, ежемесячными расчетами на компенсацию выпадающих доходов, ежемесячными счетами-фактурами, платежными поручениями, а также ежемесячными статистическими отчетами по Форме N 1-автотранс.

Согласно п. 1, 5 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

В случаях, когда на основании закона или иных правовых актов установлены льготы за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы
возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 имеет дату 22.06.2006, а не 22.03.2006.

В п. 16 Постановления от 22.03.06 г. N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ“ Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы.

Льготы на бесплатный проезд отдельным категориям граждан установлены федеральными законами, из чего следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательство по полному возмещению транспортным организациям расходов по предоставлению льгот за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение причиненных убытков является одним из способов возмещения вреда.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 г. N 6/8 разъяснено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного
самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта или казны муниципального образования.

По правилам ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина;

Бездействие ответчика выразилось в неисполнении обязанности по полной компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению льготным категориям пассажиров бесплатного проезда.

Исковые требования основаны на неисполнении обязательств по возмещению платы за проезд по льготам, предусмотренным федеральным законодательством. Следовательно, надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору является Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим единую финансовую и бюджетную политику в РФ (Положение о Министерстве финансов РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 273 от 06.03.1998 г.).

Согласно пунктов 5.3.1, 5.3.2, 5.6 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.04 г. N 329, Министерство финансов РФ осуществляет составление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета, осуществляет функции главного распорядителя и получателя федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.

Кроме того, в соответствии со ст. 165 и п. п. 1.7 ст. 242.2 БК РФ Минфин РФ обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе: организует исполнение федерального бюджета, исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации в порядке, предусмотренном БК РФ.

Министерством финансов РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, воспрепятствовавших выделению бюджетных средств для компенсации произведенных затрат в полном объеме.

Право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может
быть связано с фактом достаточного либо недостаточного бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

Согласно ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших для государственного органа основанием совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.

В силу ст. 1064 ГК РФ государственный орган несет ответственность независимо от вины, если не докажет, что действовал в соответствии с законом (отсутствие противоправного деяния). Причинная связь между бездействием ответчика и наступлением вреда выражается в том, что осуществление вышеперечисленных правомочий распорядителем бюджетных средств привело бы к перечислению бюджетных средств (перемещению бюджетных ассигнований), достаточных для возмещения расходов истца.

Российская Федерация, установив Федеральными законами от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“, от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ льготы в виде бесплатного проезда, приняла на себя и обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению этой льготы за счет средств федерального бюджета.

Компенсация расходов, понесенных истцом предусмотрена вышеуказанным законом, следовательно обязанность ответчика компенсировать эти расходы возникла из вышеуказанного Закона и не ставится в зависимость от наличия или отсутствии договоров на предоставление льгот и направления основных и дополнительных заявок компетентным органам. Законами не предусмотрено возмещение убытков в конкретном размере.

Суд не признает обоснованными доводы ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности.

В соответствии с ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало, или должно было узнать о нарушении своего права.

Пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по обязательствам
с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Потери от предоставления в 2004 году бесплатного проезда данным льготным категориям гражданам подлежат возмещению из федерального бюджета, т.е. в течение действия федерального бюджета на 2004 год.

В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Согласно пункту 1 статьи 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря.

С учетом изложенного, право истца на получение возмещения расходов не нарушается и право требования к Российской Федерации не возникает до окончания года - до 31.12.04 г.

Иск заявлен в декабре 2007 г., в пределах срока исковой давности.

Таким образом, исковые требования подлежат возмещению в полном объеме с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ.

Расходы по госпошлине возврату не подлежат, поскольку при подаче искового заявления истцу была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральными законами РФ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“, от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, ст. ст. 8, 12, 15, 16, 125, 1064, 1069, 1071, 1082 ГК РФ, ст. ст. 65, 110, 167, 169, 176 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны РФ в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Исток-М“ 8 662 782 (восемь миллионов шестьсот шестьдесят две тысячи семьсот восемьдесят два) руб. убытков.

Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в месячный срок.