Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.11.2008 по делу N А51-7744/2008-7-220 В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка отказано, поскольку оспариваемый отказ совершен органом, который не уполномочен принимать решения относительно предоставления земельных участков по обращениям заинтересованных лиц.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 ноября 2008 г. по делу N А51-7744/2008-7-220

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 13.11.2008.

Решение в полном объеме изготовлено 28.11.2008.

Арбитражный суд Приморского края

рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Закрытого акционерного общества “ТигРос“

к Администрации Уссурийского городского округа, Управлению имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа

о признании незаконным отказа,

установил:

закрытое акционерное общество “ТигРос“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и необоснованным отказа Администрации Уссурийского городского округа в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 0,7903 га, расположенного по адресу: г. Уссурийск, ул. Землемерная, 5 и об обязании принять решение о предоставлении в собственность спорного земельного участка,
направить проект договора купли-продажи с предложением о заключении соответствующего договора.

Заявитель уточнил требования, просил признать решение Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа от 27.06.2008 N 11-05/5046 о невозможности предоставления в собственность земельного участка общей площадью 0,7903 га, расположенного по адресу: г. Уссурийск, ул.Землемерная, 5, необоснованным и незаконным.

Уточнение требований судом рассмотрено и принято в порядке статьи 49 АПК РФ.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в настоящее время проект красных линий, разрабатываемый и утверждаемый в составе градостроительной документации, не утвержден.

Кроме того, на плане земельного участка, который прилагается к договору аренды земельного участка N 1515 от 08.09.2000, красные линии не обозначены.

Учитывая данные доводы, считает отказ неправомерным и необоснованным.

Представитель ответчиков заявленные требования оспорил по доводам, изложенным в письменном отзыве. В обоснование возражений указал, что в соответствии с “Генеральным планом г. Уссурийска, 1984 года“ вдоль испрашиваемого земельного участка истца проходит красная линия - планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и соответственно земельный участок за красной линией не может быть передан в собственность истцу.

Кроме того, пояснил, что Управлением имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа заявителю указано на возможность предоставления в собственность земельного участка, расположенного в границах красных линий площадью 0,6661 га, и земельного участка за такими границами площадью 0,1242 га - в аренду.

В судебном заседании в соответствии со статьей 63 АПК РФ объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 13.11.2008. После перерыва судебное заседание продолжено в составе следующих лиц:

от заявителя - К.А.С. (доверенность N 95 от 18.07.2008 сроком действия до 31.12.2008); К.А.И. (доверенность от 20.11.2007 сроком действия 1 год)

от ответчиков - Т.С.И. (удостоверение
N 27, доверенность N 140 от 04.10.2008 сроком действия до 30.10.2010); С.К.Ю. (удостоверение N 19, доверенность N 86 от 08.08.2008 сроком действия до 31.12.2009)

При рассмотрении дела суд установил, что закрытое акционерное общество Дальневосточная торгово-промышленная компания “ТигРос“ (ЗАО “ТигРос“) зарегистрировано в качестве юридического лица 05.10.1999 Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РФ, о чем Инспекцией ФНС по Фрунзенскому району г. Владивостока 25.07.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись N 1022502260439.

10.09.1999 ЗАО Дальневосточная торгово-промышленная компания “ТигРос“ зарегистрировало право собственности на следующие объекты недвижимости: административное здание площадью 896,50 кв. м, холодильник (Лит. Е) площадью 872,40 кв. м, склад (Лит. Д) площадью 780,60 кв. м, склад (Лит. Г) площадью 780,60 кв. м, железнодорожные пути, протяженностью 134 м, расположенные в г. Уссурийске, по ул. Землемерной, 5, (о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права серии АБ номер 0061557, серии АБ номер 0061559, серии АБ номер 0061560, серии АБ номер 0061561, серии АБ номер 0061566 соответственно).

08.09.2000 между муниципальным образованием г. Уссурийск и Уссурийский район (Арендодатель) и ЗАО “ТигРос“ (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка, расположенного на территории муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район N 1515.

В соответствии с пунктом 1.1 объектом настоящего договора явился земельный участок площадью 0,7903 га, расположенный в г. Уссурийске, по ул. Землемерной, 5, в границах, указанных в прилагаемом к договору Плане земельного участка.

28.04.2001 Приморским краевым регистрационным центром выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АА N 021910, в соответствии с которым за закрытым акционерным обществом “ТигРос“ зарегистрировано право аренды земельного участка площадью 0,7903 га для эксплуатации и обслуживания нежилых помещений
филиала ДВТПК “ТигРос“, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Землемерная, 5, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.04.2001 сделана запись N 25-1/12-6/2001-442.

04.04.2007 ЗАО “ТигРос“ обратилось в Комитет по управлению имуществом Администрации Уссурийского городского округа с заявлением со ссылкой на ст. 36, 37 Земельного кодекса РФ о предоставлении данного земельного участка в собственность.

28.06.2007 заявитель повторно обратился в Комитет по управлению имуществом Администрации Уссурийского городского округа.

21.08.2007 Комитетом по управлению имуществом администрации Уссурийского городского округа заявителю сообщено, что на запрос о возможности приватизации земельного участка получен положительный ответ. Для завершения процедуры предоставления в собственность земельного участка заявителю предложено представить дополнительные документы.

Письмом от 31.01.2008 N 20 ЗАО “ТигРос“ представил в Управление имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа запрошенные документы.

22.04.2008 письмом N 2853к Управлением имущественных отношений Закрытому акционерному обществу “ТигРос“ указано, что в соответствии с материалами землеустроительного дела через испрашиваемый участок проходит красная линия улицы Чичерина, которая “режет“ на части административное здание и железнодорожные пути.

Заявителю рекомендовано сформировать и поставить на кадастровый учет два земельных участка для оформления разных видов права - собственности и аренды. Арендуемая территория объединит земельные участки под административным зданием, железнодорожными путями и в границах красных линий. Земельный участок под зданиями складов и холодильника может быть предоставлен на праве собственности.

Не согласившись с данными рекомендациями ЗАО “ТигРос“ в очередной раз обратилось в Управление имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.

27.06.2008 Управление имущественных отношений направило заявителю письмо N 11-05/5046, в котором повторно указало, что в
соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами и др., не подлежат приватизации.

В случае несогласия с предложением о постановке на кадастровый учет двух земельных участков и оформлении двух видов права - собственности и аренды, заявителю предложено обратиться в суд для решения данного вопроса.

Не согласившись с решением Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ЗАО “ТигРос“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

В силу пункта 8 статьи 28 Федерального
закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования. По правилам части 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Как разъяснено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“, рассматривая дела по заявлениям собственников зданий, строений, сооружений о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Как следует из представленных в материалы дела пояснений Управления архитектуры и градостроительства Администрации Уссурийского городского округа, красные линии, установленные для испрашиваемого земельного участка, расположенного по ул. Землемерная, 5 вдоль улицы Чичерина в городе Уссурийске установлены на основании утвержденной на территории города Уссурийска градостроительной документации: генерального плана города Уссурийска 1984 года. Согласно текстовой части Генерального
плана, улица Чичерина относится к дорогам грузового движения, обеспечивающей местную связь. Установленная в данном случае ширина улиц и дорог в красных линиях составляет для данной существующей магистральной улицы общегородского значения 40 - 45 метров. Данный факт подтверждается копией листа из текстовой части генерального плана города Уссурийска (1984), а также копией графического материала из генерального плана города Уссурийска (1984) в виде типового поперечного профиля магистральных улиц общегородского значения.

Поскольку объектом кадастрового учета является единый земельный участок площадью 0,7903 га с кадастровым номером 25:34:01 74 01:0072, часть которого находится за границами красной линии, следовательно приватизация указанного земельного участка в целом не возможна.

Кроме того, в материалы дела представлено градостроительное заключение N 10-20 от 24.01.2008 о разрешенном использовании земельного участка площадью 0,6661 га, подготовленное по заказу ЗАО “ТигРос“, из которого следует, что Управление архитектуры и градостроительства считает возможным предоставить в собственность земельный участок площадью 0,6661 га, местоположение которого установлено относительно ориентира административное здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Землемерная, 5, для дальнейшей эксплуатации в соответствии с основным видом разрешенного использования.

Управлением муниципального имущества Администрации Уссурийского городского округа заявителю неоднократно предлагалось сформировать и поставить на кадастровый учет два земельных участка для оформления разных видов права, в том числе в собственность земельный участок в границах красных линий площадью 0,6661 га под зданиями складов и холодильника и в аренду - 0,1242 га под административным зданием и железнодорожными путями. Однако заявителем данное предложение осталось не рассмотрено.

Между тем, возможность приватизации части земельного участка Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена, а земельный участок, находящийся в пределах
красных линий, в качестве самостоятельного объекта недвижимости не сформирован.

Таким образом, выводы, сделанные Управлением имущественных отношений в письме N 11-05/5046 о невозможности предоставления в собственность всего земельного участка площадью 0,7903 га соответствует нормам действующего законодательства.

Кроме того, указанное письмо не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку не является решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение муниципальными землями.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжения данными землями.

Согласно положений статей 20 и 31 Устава Уссурийского городского округа принятого решением Думы Уссурийского городского округа от 26.04.2005 N 189, органом местного самоуправления уполномоченным на распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности и принятие правовых актов по вопросам регулирования земельных отношений является Администрация Уссурийского городского округа.

Как видно из материалов дела Администрация Уссурийского городского округа в отношении испрашиваемого земельного участка никаких решений не принимала.

В то же время, Управление имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа не является органом местного самоуправления городского округа.

Таким образом, исходя из норм Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Управление имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, не является органом, уполномоченным на решение вопросов по результатам обращения о предоставлении земельных участков.

В оспариваемом письме Управлением имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа в пределах полномочий, установленных Положением, утвержденным решением Думы Уссурийского городского округа от 15.11.2007 N 683-НПА, рекомендовано сформировать и поставить на кадастровый учет два земельных участка
для оформления разных видов прав - собственности и аренды.

При таких обстоятельствах, письмо Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа от 27.06.2008 нельзя расценивать как исполнение возложенной на Администрацию Уссурийского городского округа обязанности по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из анализа указанной нормы следует, что для признания решения незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие обжалуемого решения нормам действующего законодательства и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

В судебном заседании не нашел подтверждение довод заявителя о несоответствии решения Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа от 27.06.2008 N 11-05/5046 о невозможности предоставления в собственность земельного участка общей площадью 0,7903 га, расположенного по адресу: г. Уссурийск, ул. Землемерная, 5, положениями Земельного кодекса РФ.

Также, довод заявителя о нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов ЗАО “ТигРос“ в сфере предпринимательской деятельности суд считает несостоятельным, поскольку письмо Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа от 27.06.2008 N 11-05/5046 носит рекомендательный характер и не устанавливает каких либо прав и
обязанностей для заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом установленных судом обстоятельств дела основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований закрытого акционерного общества “ТигРос“ о признании незаконным решения Управления имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа от 27.06.2008 N 11-05/5046 о невозможности предоставления в собственность земельного участка общей площадью 0,7903 га, расположенного по адресу: г. Уссурийск, ул. Землемерная, 5 отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия в порядке главы 34 АПК РФ и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в порядке главы 35 АПК РФ.