Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2008 по делу N А40-67363/07-22-611 Исковые требования о взыскании задолженности за отпущенные лекарственные средства льготным категориям граждан удовлетворены, так как материалы дела свидетельствуют о неисполнении ответчиком обязательств, возникших у него на основании государственного контракта на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 апреля 2008 г. по делу N А40-67363/07-22-611

Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 04 апреля 2008 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего К.Е.С.

Протокол составлен судьей К.Е.С.

Рассмотрел дело по иску - ЗАО “Фирма ЦВ “ПРОТЕК“

к Томскому Территориальному фонду обязательного медицинского страхования, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования,

о взыскании 2 268 131 руб. 01 коп.

в заседании приняли участие:

от истца - Г. по дов. N 220/ю от 02.01.2008 г.

З. по дов. N 222/ю от 02.01.2008 г.

от 1-го ответчика - М. по дов. N 3 от 17.01.2008 г.

К.Е.А. руководитель,

от 2-го
ответчика - не явился, извещен

от 3-го ответчика - Ю. по дов. N 17 от 11.12.2007 г.

К.А.М. по дов. N 12/80 от 24.01.2008 г.

установил:

ЗАО “Фирма ЦВ “ПРОТЕК“ обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Томского Территориального фонда обязательного медицинского страхования, а при недостаточности у него денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ задолженности за отпущенные лекарственные средства льготным категориям граждан в 2006 г. в соответствии с государственным контрактом от 21.12.2005 г. в сумме 2 268 131 руб. 01 коп.

В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просит взыскать с надлежащего ответчика сумму задолженности.

Определением от 23.01.2008 г. в качестве третьего ответчика был привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В обоснование заявленного иска истец ссылается на неисполнение ответчиками обязанности по оплате лекарственных средств, поставляемых им в лечебные учреждения для предоставления их бесплатно отдельным категориям граждан.

Томский Территориальный фонд обязательного медицинского страхования иск не признал, сославшись на то, что до настоящего времени денежные средства на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2006 г. в полном объеме на его счет не поступали и долг перед истцом составляет 2 268 131 руб. 00 коп.

Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явилось, в связи с чем, спор рассматривается в его отсутствие по имеющимся в деле материалам.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие финансирования из федерального бюджета.

Проверив доводы сторон, исследовав представленные документы, суд считает, что иск подлежит
удовлетворению за счет второго ответчика по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, между истцом и первым ответчиком 21.12.2005 г. был заключен государственный контракт на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств для льготных категорий граждан, в соответствии с п. п. 1.1, 2.1 которого истец принял на себя обязательства по организации закупки, поставки, хранению, учету и отпуску в течение 2006 г. лекарственных средств льготным категориям граждан.

Согласно ст. 11 ФЗ от 22.12.2005 г. N 171-ФЗ “О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 г.“, ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“, п. 1, 4, 9 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 864 финансирование расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе и в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, Закон предусматривает, что расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и последующее финансирование истца осуществляется из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за счет средств федерального бюджета.

На основании ст. 6.2 ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“ истец осуществлял поставку и отпуск без оплаты лекарственных средств отдельным категориям граждан.

Стоимость лекарственных средств, предоставленных льготным категориям граждан в течение 2006 г. по вышеуказанному госконтракту составила 635 509 907 руб. 00 коп., из которых было возмещено 631 023 383 руб. 91 коп.

В соответствии
с приказом ФФОМС от 16.03.2007 г. N 52 первым ответчиком была отправлена заявка по финансированию расходов за фактически отпущенные лекарственные средства на сумму 393 569 311 руб. 16 коп., фактически истцу было оплачено лекарственных средств на сумму 391 301 180 руб. 15 коп., таким образом задолженность Томского Территориального фонда обязательного медицинского страхования перед истцом составляет 2 268 131 руб. 01 коп.

Первый ответчик перечисляет денежные средства на счет истца в порядке, установленном третьим ответчиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 864 от 29.12.2004 г., Постановлением Правительства РФ N 769 от 12.12.2004 г., ФЗ N 178-ФЗ от 17.07.1999 г., Перечнем лекарственных средств за счет и в пределах федеральных средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, поступивших из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на отдельный счет Томского Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Данные денежные средства являются федеральными и имеют целевое назначение.

В соответствии с п. 2.2.5 государственного контракта первый ответчик обязан проводить экспертизу представленных документов и по результатам составлять акты экспертизы, подписываемые обеими сторонами.

Оплата лекарственных средств согласно п. п. 2.2.1, 2.2.5, 2.2.7, должна производиться в течение трех рабочих дней с даты подписания акта.

В судебном заседании первый и третий ответчики подтверждают факт неоплаты истцу суммы иска.

Согласно п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2006 г. “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ при рассмотрении иска организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в
связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее: в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары, (выполнившего работы, оказавшего услуги), по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.

Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.

В спорном правоотношении подлежат применению нормы ст. 16, 1069 ГК РФ.

Отсутствие в исковом заявлении ссылки на указанные статьи не препятствует суду изменить правовые основания иска, поскольку основанием иска являются факты и обстоятельства, а не нормы права (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.10.2007 г. N 4664/07).

Субъектом спорного правоотношения, вытекающего из обязательства по государственному контракту является публично-правовое образование и изменение правового основания иска не изменяет правового положения РФ в данном деле (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2006 г. N 4405/06).

Согласно ст. 158 БК РФ (п. 1 ч. 3) главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени РФ в качестве представителя ответчика по искам к РФ о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности.

В материалы дела представлены письма Министерства финансов РФ N 12-07-12 от 25.01.2007 г., N 12-07-12/4245 от 31.07.2007 г., N 12-07-12/6468 от
30.11.2007 г., и уведомления N 092-1104-3 от 25.01.2007 г., 092-1104-4 от 25.01.2007 г., N 092-1104-7 от 31.07.2007 г., N 092-1104-8 от 31.07.2007 г. N 092-1104-11 от 31.07.2007 г., N 092-1104-12 от 31.07.2007 г., из которых усматривается что главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство финансов РФ, распорядителем бюджетных средств Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а получателем территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 16, 1069 ГК РФ вред подлежит возмещению при наличии совокупности следующих оснований:

Противоправного деяния (бездействия), наличия убытков и их размер, а также причинно-следственная связь между противоправным деянием и наступившими последствиями.

Часть 1 ст. 65 АПК РФ предусматривает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Факт наличия убытков и их размер подтверждается первым ответчиком.

Министерство финансов РФ как главный распорядитель средств федерального бюджета не представило доказательств полного финансирования оплаты лекарственных средств предоставленных истцом отдельным категориям граждан.

Поскольку материалами дела подтверждается, что Томский Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с п. 1.2 государственного контракта от 21.12.2005 г. выполнил свои обязательства перед истцом в пределах федеральных средств поступивших из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а ФФОМС в соответствии с нормами бюджетного законодательства выполнил возложенные на него обязательства по финансированию лекарственного обеспечения льготных категорий граждан в пределах выделенных ему финансовых средств, то исковые требования подлежат удовлетворению за счет второго ответчика.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине следовало бы возложить на второго ответчика, однако он освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина, уплаченная истцом при подаче искового заявления, подлежит
возврату.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 16, 1069 ГК РФ, ст. 65, 110, 170 - 176 АПК РФ, суд

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу ЗАО “Фирма ЦВ “ПРОТЕК“ 2 268 131 руб. 01 коп. убытков.

В иске к Томскому Территориальному фонду обязательного медицинского страхования и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования - отказать.

Возвратить ЗАО “Фирма ЦВ “ПРОТЕК“ из дохода федерального бюджета 22 840 руб. 60 коп. госпошлины уплаченной по платежному поручению N 569 от 13.12.2007 г.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.