Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2008 по делу N А40-60080/07-118-402 Сумма излишне взысканного налога, сбора и пеней подлежит возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов с начисленными на эту сумму процентами за счет общих поступлений в бюджет.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 апреля 2008 г. по делу N А40-60080/07-118-402

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2008 г., решение в полном объеме изготовлено 04 апреля 2008 года

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: К.

Судей: единолично

Протокол ведет судья

при участии: от истца - П. дов. N 4 от 21.02.2006 г. r>от ответчика - И. дов. от 25.12.2007 г. N 57-04-05/3 уд. N 434569

3-е лицо - не явился, извещен

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО “АК Красноярские авиалинии“

к ответчику МРИ ФНС России по КН N 6

3-е лицо - ИФНС России N 17 по Красноярскому краю

о признании недействительными инкассовых поручений, об обязании исключить из
КЛС данные о задолженности

установил:

иск заявлен ОАО “АК Красноярские авиалинии“ к МРИ ФНС России по КН N 6 о признании недействительными инкассовых поручений N 1393 от 04.10.2007 г. на сумму 1 705 611,91 руб. - банк Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“; N 1392 от 04.10.2007 г. на сумму 153 674,73 руб. - банк Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“; N 1394 от 10.10.2007 г. на сумму 2 071 700,02 руб. - банк Красноярский филиал АКБ “Промсвязьбанк“; N 1395 от 10.10.2007 г. на сумму 48 745,88 руб. - банк Красноярский филиал АКБ “Промсвязьбанк“; N 1410 от 19.10.2007 г. на сумму 3 983 468,26 руб. - банк Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“; N 1412 от 19.10.2007 г. на сумму 146 237,65 руб. - банк Красноярский филиал АКБ “Промсвязьбанк“; N 1413 от 19.10.2007 г. на сумму 69 806 руб. - банк Красноярский филиал АКБ “Промсвязьбанк“; N 1411 от 19.10.2007 г. на сумму 3 267 724,93 руб. - банк Филиал “Транскредитбанка“ в г. Красноярск; N 1426 от 01.11.2007 г. на сумму 1 218 647,07 руб. - банк Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“; N 1423 от 01.11.2007 г. на сумму 2 923 750,17 руб. - банк Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“; об обязании исключить из учета-карточки расчетов с бюджетом налогоплательщика сведения о задолженности по пене по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 15 589 366 руб. 62 коп.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица ИФНС России N 17 по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания. Суд, на основании п. 3
ст. 156 АПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя названного третьего лица.

Истец обосновал свои требования следующим. МРИ ФНС по КН N 6 выставила на банковские счета Истца инкассовые поручения N 1393 от 04.10.2007 г. на сумму 1 705 611,91 руб. - банк Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“; N 1392 от 04.10.2007 г. на сумму 153 674,73 руб. - банк Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“; N 1394 от 10.10.2007 г. на сумму 2 071 700,02 руб. - банк Красноярский филиал АКБ “Промсвязьбанк“; N 1395 от 10.10.2007 г. на сумму 48 745,88 руб. - банк Красноярский филиал АКБ “Промсвязьбанк“; N 1410 от 19.10.2007 г. на сумму 3 983 468,26 руб. - банк Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“; N 1412 от 19.10.2007 г. на сумму 146 237,65 руб. - банк Красноярский филиал АКБ “Промсвязьбанк“; N 1413 от 19.10.2007 г. на сумму 69 806 руб. - банк Красноярский филиал АКБ “Промсвязьбанк“; N 1411 от 19.10.2007 г. на сумму 3 267 724,93 руб. - банк Филиал “Транскредитбанка“ в г. Красноярск; N 1426 от 01.11.2007 г. на сумму 1 218 647,07 руб. - банк Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“; N 1423 от 01.11.2007 г. на сумму 2 923 750,17 руб. - банк Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“ (т. 1 л.д. 24 - 33). Инкассовые поручения выставлены на общую сумму 15 589 366 руб. 62 коп.

Истец считает действия налогового органа по выставлению инкассовых поручений незаконными, а вышеуказанные инкассовые поручения недействительными.

Ответчик иск не признал, возразил по основаниям, изложенным в отзыве на иск (т. 1 л.д. 102), а
именно. Ответчик указал, что в связи с наличием у Истца неисполненной обязанности по уплате ряда налогов и пени, по ним Межрайонной инспекцией МНС России N 17 по Красноярскому краю (налоговым органом, в котором состоял на налоговом учете заявитель до 27.04.2006 г.) были выставлены требования N 807 от 05.05.2004 г., N 544 от 21.04.2004 г., N 23 от 03.02.2004 г., N 113 от 05.02.2004 г., N 1505 от 25.08.2003 г., N 4102 от 30.11.2004 г., N 2191 от 10.11.2003 г., N 4193 от 11.01.2005 г., N 279 от 21.04.2003 г., N 1926 от 04.11.2003 г. об уплате налогов и пеней, в составе которых указана задолженность по пене по налогу на пользователей автомобильных дорог на общую сумму 15 589 366,62 руб.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика-организации, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Согласно пункту 9 статьи 46 НК РФ положения указанной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.

Ответчик пояснил, что в соответствии с указанными положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Межрайонной инспекцией МНС России N 17 по Красноярскому краю были приняты решения о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств ОАО “Авиакомпания “Красноярские Авиалинии“ на счетах в банках N 910 от
07.06.2004 г., N 580 от 11.05.2004 г., N 25 от 16.02.2004 г., N 225 от 10.03.2004 г., N 1252 от 02.09.2003 г., N 557 от 20.01.2004 г., N 1436 от 21.11.2003 г., N 634 от 11.02.2005 г., N 91 от 20.05.2003 г., N 1382 от 17.11.2003 г. В составе перечисленных решений о взыскании за счет денежных средств взыскивалась сумма задолженность по пене по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 15 589 366,62 руб.

На основании названных решений о взыскании Межрайонной инспекцией МНС России N 17 по Красноярскому краю были направлены в Красноярский филиал ОАО “МДМ-Банк“ на расчетный счет истца N 40702810100190020088 инкассовые поручения N 2552, N 2547, N 2554, N 2551, N 2555, N 2556 от 06.04.2004 г., в ЗАО КБ “Кедр“ на расчетный счет N 40702810000000003289 инкассовые поручения N 13614 от 15.04.2005 г., N 4720, N 4721 от 24.06.2004 г., в ЗАО АКБ “Азия-Инвест Банк“ на расчетный счет N 40702810200000000061 инкассовое поручения N 12389 от 28.02.2005 г. на общую сумму 15 589 366,62 руб.

Таким образом, налоговым органом по прежнему месту постановки на налоговый учет истца полностью соблюдена установленная законом процедура принудительного исполнения обязанности по уплате пеней.

Ответчик указал, что в связи с отсутствием денежных средств на счетах общества в Красноярском филиале ОАО “МДМ-Банк“, в ЗАО КБ “Кедр“ и ЗАО АКБ “Азия-Инвест Банк“ указанные инкассовые поручения не были исполнены банком в день их поступления.

При этом согласно пункту 12.7. Положения о безналичных расчетах в РФ, утвержденного Центральным Банком РФ от 03.10.2002 г. N 2-П, банки, обслуживающие должников, исполняют поступившие инкассовые поручения с
приложенными исполнительными документами либо при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете должника для удовлетворения требований взыскателя делают на исполнительном документе отметку о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований в связи с отсутствием на счете должника денежных средств и помещают в картотеку по внебалансовому счету N 90902 “Расчетные документы, не оплаченные в срок“. Инкассовые поручения исполняются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.

В соответствии с указанными нормами банковского законодательства вышеперечисленные инкассовые поручения были помещены в картотеку N 2 каждого банка, о чем на них была сделана соответствующая отметка.

В связи с закрытием обществом вышеуказанных расчетных счетов, в каждом из трех названных банков, соответствующие инкассовые поручения были возвращены банками в Межрайонную инспекцию МНС России N 17 по Красноярскому краю, которая отправила их по нынешнему месту постановки на налоговый учет заявителя в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6.

При таких обстоятельствах, в связи с возвратом без исполнения инкассовых поручений на общую сумму 15 589 366,62 руб., выставленных Межрайонной инспекцией МНС России N 17 по Красноярскому краю, Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 были перевыставлены инкассовые поручения с новыми номерами 1393, 1392, 1394, 1395, 1410, 1411, 1412, 1413, 1423, 1426 на ту же общую сумму 15 589 366,62 руб. на иные расчетные счета заявителя в других банках.

Исследовав доказательства, имеющиеся в деле, заслушав мнения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Истцом представлены на обозрение суда подлинные документы, обосновывающие исковые требования.

Как следует из материалов дела, МРИ ФНС по КН N 6 выставила
на банковские счета Истца инкассовые поручения N 1393 от 04.10.2007 г. на сумму 1 705 611,91 руб. - банк Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“; N 1392 от 04.10.2007 г. на сумму 153 674,73 руб. - банк Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“; N 1394 от 10.10.2007 г. на сумму 2 071 700,02 руб. - банк Красноярский филиал АКБ “Промсвязьбанк“; N 1395 от 10.10.2007 г. на сумму 48 745,88 руб. - банк Красноярский филиал АКБ “Промсвязьбанк“; N 1410 от 19.10.2007 г. на сумму 3 983 468,26 руб. - банк Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“; N 1412 от 19.10.2007 г. на сумму 146 237,65 руб. - банк Красноярский филиал АКБ “Промсвязьбанк“; N 1413 от 19.10.2007 г. на сумму 69 806 руб. - банк Красноярский филиал АКБ “Промсвязьбанк“; N 1411 от 19.10.2007 г. на сумму 3 267 724,93 руб. - банк Филиал “Транскредитбанка“ в г. Красноярск; N 1426 от 01.11.2007 г. на сумму 1 218 647,07 руб. - банк Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“; N 1423 от 01.11.2007 г. на сумму 2 923 750,17 руб. - банк Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“ (т. 1 л.д. 24 - 33). Инкассовые поручения выставлены на общую сумму 15 589 366 руб. 62 коп.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное
извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

С учетом данной нормы суд не принимает довод Заявителя о том, что Требования им не получены. В материалы дела представлены заверенные копии уведомлений о вручении заказных писем и Заявителем не представлено доказательств, что данные почтовые отправления содержали иную корреспонденцию.

В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам
налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 НК РФ (п. 2 ст. 45 НК РФ).

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства организации на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств.

Налог на пользователей автомобильных дорог был установлен подпунктом “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ и введен на территории Российской Федерации Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (статья 5). Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации - Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ подпункт “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ исключен, одновременно пункт 1 статьи 20 дополнен подпунктом “ж“ - “транспортный налог“. В статье 21 Федерального закона от
24.07.2002 N 110-ФЗ указано, что статья 2 вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Из статей 9 и 21 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ следует, что статья 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, на основании которой взимался налог на пользователей автомобильных дорог, утрачивает силу с 01.01.2003. Таким образом, налог на пользователей автомобильных дорог и обязанность по его уплате были отменены на территории Российской Федерации с 01 января 2003 года.

Оспоренные Истцом инкассовые поручения N 1393 - 1395, 1410 - 1413, 1426, 1423 являются выставленными повторно вместо возвращенных ОАО “МДМ-Банк“, ЗАО КБ. Выставление на расчетный счет инкассового поручения по взысканию “Кедр“ и ЗАО АКБ “Азия-Инвест Банк“ без исполнения инкассовых поручений N 2552, 2547, 2554, 2551, 2555, 2556, 13614, 4720, 4721, 12389, выставленных в разное время. МИ ФНС России по КН N 6 ссылается на это в отзыве (стр. 2 - 3).

Действующее законодательство о налогах и сборах строго регламентирует процедуру принудительного исполнения налоговой обязанности. В соответствии со ст. 46 Налогового кодекса РФ (НК РФ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев (60 дней - в редакции НК РФ, действовавшей до 01.01.2007 г.) после истечения указанного срока.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.01.2006 имеет N 10353/05, а не N 10352/05.

Из содержания п. 3 ст. 46 НК РФ следует, что определенный в ней пресекательный двухмесячный (60-дневный) срок применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого во внесудебном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента. Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 24.01.2006 N 10352/05 и от 27.11.2007 N 8661/07.

Направление инкассового поручения в банк по истечении срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, независимо от причин его пропуска является недопустимым. Перевыставление инкассового поручения не продляет срок бесспорного взыскания.

Пунктом 7 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика... налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика... в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Таким образом, налоговый орган обязан был, соблюдая процедуру принудительного взыскания, установленную статьями 46, 47 НК РФ произвести взыскание задолженности (при ее наличии) за счет имущества налогоплательщика.

Нарушение порядка взыскания влечет недействительность инкассовых поручений, как не соответствующих статьям 46, 47 НК РФ.

С учетом того, что в соответствии со ст. ст. 9, 21 Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог была отменена с 01.01.2003 г., по состоянию на октябрь 2007 г. (дата выставления оспариваемых инкассовых поручений: 04.10.2007, 10.10.2007, 19.10.2007, 01.11.2007 гг.) срок принудительного исполнения обязанности по уплате пеней по указанному налогу (если такая обязанность в действительности имела место) был многократно пропущен налоговым органом.

При рассмотрении Арбитражным судом Красноярского края дела N А33-13574/2006 налоговый орган (Межрайонная инспекция N 17 ФНС России по Красноярскому краю) в обоснование наличия у Авиакомпании задолженности по пене по налогу на пользователей автомобильных дорог смог представить лишь решение N 24 от 27.06.2002, которым Авиакомпании были доначислены пени по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2000 год в размере 3 251 415 руб., а также решение N 43 от 31.12.2004, которым Авиакомпании были доначислены пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 69 806 руб.

По результатам рассмотрения Арбитражным судом Красноярского края дел N А33-11327/02-с3н и А33-1037/2005 (решения N 24 от 27.06.2002 и N 43 от 31.12.2004 были оспорены Авиакомпанией в арбитражном суде) была установлена недоимка по пене по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2000 год в размере 2 627 345 руб. и за 2002 в размере 52 547,84 коп. Указанные обстоятельства исследовались в ходе рассмотрения Арбитражным судом Красноярского края дела N А33-13574/2006 и им была дана оценка в решении от 02.10.2006, вступившим в законную силу 03.11.2006 г.

С учетом установленной задолженности по пене по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также сумм пени, уплаченных платежными поручениями N 1052 от 17.04.2006, N 11 от 16.02.2005, N 952 от 21.03.2006, Авиакомпания уточнила заявленные требования о признании недействительными инкассовых поручений N 1345, 1347, 1349 от 30.07.2007 г. по делу N А40-38258/07-112-228, рассматриваемому Арбитражным судом города Москвы, снизив оспариваемую сумму до 2 8190 243 руб. 15 коп.

В отношении требования Заявителя об обязании исключить из учета-карточки расчетов с бюджетом сведения о наличии задолженности по пене по налогу на пользователей автодорог в размере 15 589 366 р. 62 к. суд считает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку Ответчиком представлена Справка N 81, согласно которой Истец по состоянию на 31.03.2008 г. не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, следовательно, по данным налоговой инспекции задолженность по спорным суммам отсутствует. При таких обстоятельствах требование об обязании исключить из КЛС задолженность по пеням не подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь статьями 13 ГК РФ, ст. 170, 171, 201 АПК РФ, суд

решил:

признать недействительными инкассовые поручения Межрегиональной ИФНС России по КН N 6, выставленные ОАО “Авиакомпания Красноярские авиалинии“ N 1393 от 04.10.07 на сумму 1 705 611 р. 91 к., N 1392 от 04.10.07 на сумму 153 674 р. 73 к., N 1410 от 19.10.07 на сумму 3 983 468 р. 26 к., N 1426 от 01.11.07 на сумму 1 218 647 р. 07 к., N 1423 от 01.11.07 на сумму 2 923 750 р. 17 к. (Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ “Росбанк“), N 1394, N 1395 от 10.10.07 на сумму 2 071 700 р. 02 к. и 48 745 р. 88 к. соответственно N 1412 и N 1413 от 19.10.07 на сумму 146 237 р. 65 к. и 69 806 руб. соответственно (Красноярский филиал АКБ “Промсвязьбанк“) N 1411 от 19.10.07 на сумму 3 267 724 р. 93 к. (Филиал “Транскредитбанка“ г. Красноярск), как не соответствующие ч. I НК РФ.

В части иска ОАО “Авиакомпания Красноярские авиалинии“ к Межрегиональной ИФНС России по КН N 6 об обязании исключить из учета-карточки расчетов с бюджетом сведения о наличии задолженности по пене по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 15 589 366 руб. 62 коп. отказать.

Взыскать с Межрегиональной ИФНС России по КН N 6 в пользу ОАО “Авиакомпания Красноярские авиалинии“ расходы, понесенные на уплату госпошлины в размере 20 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в порядке апелляционного производства. Вступившее в законную силу Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства.