Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.04.2008 по делу N А40-3453/08-92-27 В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления уполномоченного органа о привлечении к административной ответственности за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям отказано, поскольку факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 апреля 2008 г. по делу N А40-3453/08-92-27

Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2008 года

Арбитражный суд в составе судьи У.

Протокол вел судья У.

С участием:

От заявителя: Б. дов. от 29.12.07;

от ТУ Росфиннадзора в г. Москве: С. дов. от 29.12.07;

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ об оспаривании постановления ТУ Росфиннадзора в г. Москве от 10.01.2008 г. N 454-08/07М

установил:

ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления ТУ Росфиннадзора в г. Москве от 10.01.2008 г. N 454-08/07М о назначении административного наказания.

В судебном заседании 31.03.2008 г. объявлялся перерыв до 01.04.2008
г., о чем отражено в протоколе судебного заседания.

Заявление мотивировано тем, что совершенное заявителем административное правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, является малозначительным, срок предоставления справки о подтверждающих документов нарушен всего на пять дней, при этом, такой документ в соответствии с Письмом ВАС РФ от 20.08.2007 г. N ВАС-С05/С4-1183 и Письмом ЦБ РФ от 26.07.2007 г. N 04-31-2/3178 не является формой учета и отчетности по валютным операциям, при этом порядок и сроки предоставления таких документов не установлены.

Представитель ТУ Росфиннадзора по Москве против заявления возражал, ссылаясь на то, что факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, доказан, вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения установлена; порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, соблюден. Заявителем в установленный срок не исполнена обязанность по представлению в уполномоченный банк подтверждающих документов по валютной операции в соответствии с Положением Банка России от 01.06.2004 г. N 258-П. По мнению ответчика, данное правонарушение не может быть отнесено к категории малозначительных, поскольку имеет формальный состав. Письма ВАС РФ от 20.08.2007 г. N ВАС-С05/С4-1183 и ЦБ РФ от 26.07.2007 г. N 04-31-2/3178 не являются нормативными правовыми актами и не могут быть применены в правоприменительной практике.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

С заявлением
об оспаривании постановления ТУ Росфиннадзора в г. Москве от 10.01.2008 г. N 454-08/07М о назначении административного наказания ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ обратилось в арбитражный суд по почте 20.01.2008 г., то есть с соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

Оспариваемым постановлением руководителя ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по г. Москве от 10.01.2008 г. N 454-08/07М на основании протокола об административном правонарушении от 20.12.2007 г. N 10123000-736/2007, составленного главным государственным таможенным инспектором ОВК Московской северной таможни, ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб.

Полномочия административного органа, принявшего оспариваемое постановление, предусмотрены п. п. 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278, п. 5.4 Положения о территориальных органах ФСФБН, утв. Приказом Минфина РФ от 11.07.05 г. N 89н, ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ.

С учетом положений
ч. 3 ст. 22 ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“, п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, Приказа Федеральной таможенной службы от 15.03.05 г. N 198 “О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание“ суд пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.

Из материалов дела и содержания оспариваемого постановления следует, что основанием для возбуждения административного дела явились следующие обстоятельства.

Между ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ и АО “Ай-Си-Эн Польша Жешуф“ (Польша) заключен внешнеторговый контракт от 17.04.02 г. N XE19/GL397/02 (далее - контракт) на покупку заявителем товаров общей стоимостью 16 861 663, 63 долларов США.

На основании контракта заявителем в уполномоченном банке ЗАО КБ “Ситибанк“ оформлен паспорт сделки N 04070114/2557/0000/2/0.

В рамках исполнения обязательств по контракту заявитель осуществил ввоз товара на таможенную территорию РФ по ГТД N 10123070/291106/0006987 на сумму 67 441, 22 долларов США.

Справка о подтверждающих документах от 15.01.2007 г. по указанной валютной операции должна была быть представлена в уполномоченный банк заявителем до 14.01.2007 г., а фактически представлена 19.01.2007 г. что подтверждается отметкой банка на справке о подтверждающих документах (том 1, л.д. 65).

В связи с чем административным органом сделан вывод о том, что заявителем нарушен срок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, установленный Положением ЦБ РФ от 01.06.04 г. N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за
проведением валютных операций“, в соответствии с п. 2.4 которого резидент обязан представить в уполномоченный банк подтверждающие документы, а также справку о подтверждающих документах в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Таким образом, срок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, установленный Положением ЦБ РФ от 01.06.04 г. N 258-П, заявителем нарушен. В связи с чем ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ правомерно привлечено административным органом к ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Доказательств того, что ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ в установленный срок направило справку о подтверждающих документах в уполномоченный банк, суду не представлено.

Вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения установлена, поскольку, осуществляя внешнеторговую деятельность, он обязан был знать и соблюдать нормы валютного законодательства, предвидеть вредные последствия своего бездействия, а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения, при этом, объективных обстоятельств, препятствующих исполнению заявителем обязанностей, возложенных на него валютным законодательством, судом не установлено.

Доводы ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ о малозначительности допущенного им правонарушения, поскольку срок, установленный для представления справки о подтверждающих документах, нарушен им всего на 5 дней, и отсутствуют общественно опасные последствия допущенного нарушения, не могут быть приняты судом по следующим основаниям.

Административное правонарушение,
ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям с формальным составом.

Указанное правонарушение считается оконченными с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством валютном регулировании и валютном контроле. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий в виде непоступления в бюджет денежных средств. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействий.

Обстоятельства, которые, по мнению ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“, свидетельствуют о малозначительности, являются основаниями для смягчения административной ответственности в соответствии со ст. ст. 4.2 и 4.1 КоАП РФ.

Как следует из содержания оспариваемого постановления, административное наказание было назначено в минимальном размере в пределах санкции, установленной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Доводы ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ о том, что ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ не установлена административная ответственность за несоблюдение срока представления справки о подтверждающих документах ввиду того, что данная справка не является документом учета и отчетности по валютным операциям, признаются судом несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон) Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Частью 4 ст. 5 Закона установлено, что Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность
по проводимым валютным операциям.

При этом порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов к информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля - уполномоченным банкам устанавливается Банком России (п. 2 ч. 3 ст. 23 Закона).

Банком России 01.06.2004 г. утверждено Положение N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение), согласно пункту 2.4 которого установлена обязанность резидента по представлению в банк паспорта сделки подтверждающих документов и двух экземпляров справки о подтверждающих документах в установленном банком ПС порядке и в согласованный банком ПС срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Непредставление в установленный срок в уполномоченный банк документов, предусмотренных Положением, является нарушением, представляющим существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Обязанность по представлению форм учета и отчетности является неотъемлемой составляющей валютного контроля со стороны агента валютного контроля (уполномоченного банка) - ведение ведомости валютного контроля в соответствии с главой 3 Положения. Представление форм учета и отчетности в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона и Положением является способом учета валютных операций агентом валютного контроля (уполномоченным банком). В соответствии с главой 3 Положения уполномоченный банк как агент валютного контроля ведет (заполняет) ведомость валютного контроля только на основании информации, содержащейся в перечисленных в данной главе документах. Кроме того, основной раздел ведомости банковского контроля (раздел II) заполняется уполномоченным банком только на основании представленных резидентом справок.

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена
опечатка: имеется в виду форма 0409665 “Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки“, утвержденная Указанием Центрального банка РФ от 16.01.2004 N 1376-У, а не форма 0409656.

Указанием Банка России от 16.01.2004 N 1376-У “О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации“ установлена обязанность для кредитных организаций по составлению и представлению отчетности по форме 0409656 “Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки“.

В соответствии с Указанием N 1376-У отчетность по форме 0409656 формируется с целью получения информации о валютных операциях резидентов, осуществляемых в соответствии с Положением.

В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 Положения в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них - подтверждающие документы. Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в Приложении 1 к Положению.

Как указывалось выше, п. 2.4 Положения устанавливает обязанность резидента представлять в банк ПС документы, указанные в п. 2.2 Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

В соответствии с п. п. 2.11 и 2.14
Положения уполномоченным банком проверяются представленные резидентом справки, указанные в п. п. 2.2, 2.5, 2.6 Положения, и возвращаются резиденту в случаях, указанных в п. 2.14 Положения, в том числе, если представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением требований, установленных в Положении. При этом один экземпляр представленных справок возвращается резиденту, а второй экземпляр с отметкой ответственного лица банка ПС о причине возврата помещается в досье по паспорту сделки. Кроме того, п. 2.14 Положения установлены обязанность и срок повторного представления в банк ПС надлежащим образом заполненных и оформленных с учетом замечаний банка ПС справок вместе с соответствующими документами.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с Законом N 173-ФЗ может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. При этом на основании ч. 2 ст. 20 Закона паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

В силу п. 3.1 Положения N 258-П банк ПС в день подписания (оформления или переоформления) им паспорта сделки открывает и ведет ведомость на основании информации, содержащейся как в паспорте сделки, так и в справке о подтверждающих документах и иных, перечисленных в указанном пункте документах.

Согласно ст. 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Частью 6
ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Таким образом, как указывалось выше, ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ в нарушение приведенных норм не представило в банк в установленные сроки справку о подтверждающих документах, в связи с чем правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Ссылки ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ на положения Письма ЦБ РФ от 26.07.2007 г. N 04-31-2/3178 признаются судом несостоятельными.

В соответствии с п. 1.2 Положения ЦБ РФ от 18.07.2000 N 115-П “О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России“ (далее - Положение N 115-П) официальные разъяснения Банка России по вопросам применения нормативных актов Банка России являются актами толкования нормативных актов Банка России и принимаются в случаях необходимости восполнения пробела правового регулирования по предмету нормативного акта Банка России.

В порядке п. 2.1 Положения N 115-П официальные разъяснения Банка России по вопросам применения нормативных актов ЦБ РФ разрабатываются структурными подразделениями Банка России по поручению руководства ЦБ РФ либо в инициативном порядке. Кроме того, официальные разъяснения Банка России могут быть подготовлены на основании запросов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций.

Согласно п. 2.3 Положения N 115-П официальные разъяснения Банка России по вопросам применения нормативных актов Банка России могут быть подписаны Председателем Банка России или заместителями Председателя Банка России, в компетенции которых находится вопрос, требующий восполнения пробела правового регулирования, за исключением случаев принятия нормативного акта, по предмету которого дается официальное разъяснение, решением Совета директоров Банка России.

Также в п. 2.5 Положения N 115-П указано, что официальные разъяснения Банка России по вопросам применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов подлежат опубликованию в “Вестнике Банка России“.

Таким образом, ссылка ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ на Письмо ЦБ РФ от 26.07.2007 г. N 04-31-2/3178 не может быть принята во внимание, поскольку данное Письмо не является официальным разъяснением в отношении применения положений нормативных правовых актов ЦБ РФ и является разъяснением по конкретному запросу.

Порядок привлечения к административной ответственности, установленный ст. ст. 25.4, 28.2, 29.7 КоАП РФ, соблюден административным органом.

Протокол об административном правонарушении от 10.08.2007 г. N 10123000/737/2007 должностным лицом Московской северной таможни при участии представителя ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ Д., действующей по доверенности N 05/223 от 19.12.2007 г. (том 1, л.д. 59).

Данной доверенностью Д. уполномочена представлять интересы ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ в Московской северной таможне при составлении протокола об административном правонарушении N 10123000/737/2007, то есть в конкретном административном деле.

В соответствии с п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ с учетом дополнений, внесенных Постановлением Пленума ВАС РФ N 46 от 26.07.07 г. доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о месте и времени составления протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле.

Кроме того, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении руководитель ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ заблаговременно уведомлен телеграммой, направленной по адресу ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“: г. Москва, ул. Новопоселковая, д. 6, корп. 217, которая получена 18.12.2007 г.

Представителю ответчика были разъяснены права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ.

О месте и времени составления рассмотрения дела об административном правонарушении N 10123000-736/2007 руководитель ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ заблаговременно уведомлен телеграммой, направленной по вышеуказанному адресу ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ и полученной 29.12.2007 г. (том 1, л.д. 52, 53). При рассмотрении дела об административном правонарушении участвовал представитель ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ Б., действующий на основании доверенности (том 1, л.д. 49).

Факт совершения ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами административного дела, в том числе внешнеторговым контрактом от 17.04.02 г. N XE19/GL397/02, ГТД N 10123070/291106/0006987, справкой о подтверждающих документах от 15.01.2007 г., протоколом об административном правонарушении от 20.12.2007 г. N 10123000-736/2007.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в один год, не пропущен.

Размер штрафа в оспариваемом постановлении определен правильно, в пределах санкции, установленной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, с учетом правил назначения административного наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявления ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ об оспаривании постановления ТУ Росфиннадзора в г. Москве от 10.01.2008 г. N 454-08/07М о назначении административного наказания в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ судом не установлено, поскольку оспариваемое постановление и порядок его принятия соответствуют закону.

На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 15.25, 24.5, 26.2, 28.2, 29.7, 30.10 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 167 - 170, 210, 211 АПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления ЗАО “СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД“ (ОГРН 1027739185407, адрес: г. Москва, Ленинградский пр., д. 7) об оспаривании постановления ТУ Росфиннадзора в г. Москве от 10.01.2008 г. N 454-08/07М.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.